Санкции правовых норм

Санкции правовых норм


Соблюдение норм права обеспечивается возможностью внедрения мер принуждения за нарушение обязательств, предусмотренных законом и в целях защиты интересов общества и страны, прав и свобод людей и организаций.

Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязательств и в целях защиты прав других лиц носят заглавие санкции правовой нормы.

Примерами санкций в штатском праве являются: возмещение убытков за неисполнение договорных обязанностей; возмещение вреда, нанесенного имуществу, здоровью либо жизни потерпевшего; истребование собственником либо легитимным обладателем имущества из чуждого нелегального владения.

В трудовом праве санкциями норм являются дисциплинарные взыскания (гл. IX КЗоТ) и меры ответственности (прямо до уголовной) за нарушения законодательства о труде должностными лицами и работодателями (ст. 249 КЗоТ); так именуемая «материальная ответственность» за вред, причиненный во время работы.

В административном праве обычными санкциями являются штрафы, исправительные работы, административный арест, отстранение от должности, также особенные случаи прекращения гос службы (ст. 21 Федерального закона «Об основах гос службы»). Санкциями норм уголовного права служат меры наказания за совершение злодеяний, предусмотренных УК РФ.



В всеохватывающих отраслях и массивах права (земляном, природоохранительном, транспортном и др.) меры принуждения (ответственности) соединяют гражданско-правовые (возмещение вреда), административные взыскания (штрафы, лишение прав на охоту, приостановление и прекращение деятельности компаний), уголовно-правовые наказания, предусмотренные УК РФ, и гражданско-правовые санкции за причинение вреда природным объектам.

Далековато не все статьи либо пункты другого нормативного акта содержат все нареченные элементы структуры правовой нормы.

Так, статьи Особой части Уголовного кодекса указывают только вид криминального деяния и его признаки, также вид и меру уголовного наказания за его совершение. Само правило поведения, а конкретно - запрет всякого злодеяния - вытекает из включения статьи о нем (либо ее части) в Уголовный кодекс. К примеру, ч. I ст. 109 УК РФ устанавливает: «Причинение погибели по неосторожности наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет либо лишением свободы на тот же срок». Содержание правила: «Причинение погибели по неосторожности воспрещается под ужасом уголовного наказания» тут не повторяется, так как это вытекает из Общей части Уголовного кодекса для всех статей его Особой части (ст. 2, 14, 49 и следующие статьи УК РФ).

Отсюда вытекает построение статей Особой части УК по структуре «правоохранительных» либо «карательных» норм: «за такое-то правонарушение - такое-то наказание (либо взыскание)».

Подобна и структура статей Особой части Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР), так как данный закон также исходит из задач охраны общества и страны и предупреждения правонарушений. Структура карательных (правоохранительных) норм присуща также нормам о нарушении таможенных правил и ответственности за их (гл. 38 и 39 ТК РФ), другим видам административной ответственности за нарушение правил санитарной, противопожарной безопасности, правил использования электроэнергией, предусмотренным КоАП РСФСР.

Статьи Штатского, Трудового, Земляного, Домашнего, других кодексов и законов, напротив, содержат приемущественно развернутую регламентацию прав и обязательств участников отношений и критерий, при которых они действуют, т.е. диспозиций и гипотез соответственных норм.

Подобные нормы носят позитивно-регулятивный нрав, т.е. ориентированы на детализированное регулирование прав и обязательств участников отношений, других положительных предписаний о содержании дозволений, обязательств либо запретов, также критерий их появления, конфигурации либо прекращения. Санкции к этим нормам обычно выделены в особенные статьи, главы и даже разделы нареченных кодексов либо других актов. Примером могут служить статьи КЗоТ о взысканиях за нарушение трудовой дисциплины и нарушение норм законодательства о труде; статьи ГК о защите права принадлежности, о взыскании убытков за невыполнение обязанностей, о возмещении за причиненный вред, которые были приведены ранее.


Загрузка...

В юридической литературе высказываются представления о том, что регулятивные нормы состоят из догадки и диспозиции, а правоохранительные - из диспозиции и санкции.[4][4]

Вправду, статьи Особой части УК содержат только Две части, что всеми признано в науке и практике уголовного права. Но ведь еще есть и Общая часть УК, которая определяет грех как «виновно совершенное общественно-опасное деяние, нелегальное реальным. Кодексом под опасностью наказания» (ч. 1 ст. 14). И эти слова «запрещенное...» прямо относятся к каждой статье Особой части УК. Всякую из их следует читать (на уровне мыслей): «Убийство, т. е. предумышленное причинение погибели другому человеку [...как нелегальное реальным Кодексом...] наказывается...» (ст. 105 УК). И конкретно поэтому, что оно закреплено и строго формально сформулировано законом, наказание за убийство смотрится не местью, не экзекуцией, а цивилизованной формой легитимного принуждения, правовой, а не случайной ответственности.

Этот пример гласит о том, что в «правоохранительной норме есть не только лишь «диспозиция»[5][5] (а поточнее - догадка, т.е. описание вида злодеяния) и санкция, да и запрет под опасностью наказания. А воспрещение есть не что другое, как содержание правила: воспрещается!» (другими словами диспозиция).

С другой стороны, о наличии санкций в нормах «регулятивных» свидетельствуют распространенные прямые особые санкции (вместе с общими мерами, о которых речь шла ранее). К примеру: наряду со ст. 167 ГК РФ, устанавливающей общие правила недействительности сделки («каждая сторона должна вернуть другой все приобретенное...»), ст. 169 ГК устанавливает взыскание в доход страны, приобретенное по сделке. Таковы также правила о правах покупателя в случае реализации ему продукта ненадлежащего свойства (ст. 503 ГК); о возмещении различия в стоимости при подмене продукта (ст. 504 ГК) и многие другие. Сами же общие санкции, к примеру, о защите права принадлежности (ст. 301, 304, 305 ГК) всего только правильно выделены из статей о содержании права принадлежности, его приобретении и прекращении, но совсем не изолированы от их: правила защиты права принадлежности (виндикация, негаторные требования об устранении всех нарушений права собственника) применимы к нарушению всех «регулятивных» норм о праве принадлежности. А без этого статьи, выражающие диспозиции этих норм, не имели бы юридической защиты.

Все это можно иллюстрировать на примерах практически всех институтов штатского, трудового, домашнего и других отраслей права.
2. Виды правовых норм

Нормы права очень многообразны по разным своим качествам и свойствам. Посреди этих параметров важнейшимикритериями систематизации норм права являются последующие:

1.Нормы права различаются до этого всегопо тем видам публичных отношений, которые они регулируют. Такое деление видов правовых норм очень принципиально для практики законотворчества и внедрения права. Оно совпадает спостроением системы права.[6][1]

2.По роли (функциям) норм в механизме правового регулирования различаются, во-1-х, нормы общего определенного (видового и родового) содержания.

Нормы определенного содержания - это большая часть правовых норм,конкретно устанавливающих права и обязанности сторон, условия их реализации и т.п., содержание отдельных видов правил поведения: права и обязанности участников обязательства купли-продажи, имущественного подряда, виды землепользования; порядок предоставления отпусков работникам компаний и учреждений; виды злодеяний либо административных проступков и надлежащие им меры наказания либо взыскания (злодеяния против принадлежности, против личности и наказания за их; виды нарушений правил дорожного движения и взысканий за их). Такие нормы охватываютотдельные виды, регулируемые правом.

Особенное значение имеют так называемыеспециальные нормы(jussingulare), предусматривающие определенные законом исключения (изъятия) из общепринятого правила для особенных случаев. Примером могут служить особенные условия поставки продуктов для муниципальных нужд, к которым используются особые правила, предусмотренные § 4 гл. 30 ГК; льготы для инвалидов и участников войны; льготы для работников в критериях Последнего Севера и т.п.

Более общие (родовые), но все же определенные правила для данного рода отношений имеют, к примеру, нормы, определяющиепонятия и основания появления отдельных институтов права: понятие и стороны обязанностей в штатском праве (ст. 307, 308 ГК), понятие трудового контракта и его содержания в трудовом праве (ст. 15 КЗоТ); виды наказаний в общей части УК в уголовном праве (ст. 21 У К).

От определенных норм отличаются нормы всеобщего содержания. Более общее содержание имеют нормы,устанавливающие начальные начала (принципы) либо общие определения для «национального» права в целом либо для отрасли права[7][2]. К общеправовым нормам-принципам относятся, сначала, нормы гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», определяющие понятие и наименование Русской Федерации как демократического федеративного, правового страны с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1); о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязательствах страны по отношению к ним (ст. 2); о народовластии и формах его выражения (ст. 3); о разделении властей (ст. 10) и др.

Конституция РФ определяет такжетакие начальные понятиякак суверенитет Русской Федерации и верховенство Конституции и законов РФ на всей ее местности (ст. 4), принципы федеративного устройства (ст. 5), принципы Рф как общественного страны (ст. 7) и признания свободы экономической деятельностииформ принадлежности (ст. 8) и т.п.

Общие принципы и положения закрепляются также в отраслевых кодексах и других законах применительно к каждой отрасли права. К примеру, гл. 1 КЗоТ определяет задачки и сферу деяния законов о труде, устанавливающих уровень оплаты труда и всемерную охрану трудовых прав работников; главные трудовые права и обязанности работников, недействительность критерий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сопоставлению с законодательством о труде.

Аналогично (применительно к собственной сфере регулирования) определяются главные начала штатского законодательства (гл. 1 ГК), общие положения УК РФ и других отраслей права.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Санкции правовых норм:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Санкции правовых норм