Право Франков

Право Франков


Важным источником права являлись варварские правды - записи обыденного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обыденного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позже - Бургундская Правда. В конце V либо сначала VI вв. появилась Салическая Правда. Была сотворена запись обыденного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы - Саксонскую и т.п. Властвовал при всем этом "государственный", а не территориальный принцип деяния права.

Важное значение в качестве источника права имела Салическая Правда - Lex Salica. Начальный текст Салической Правды предположительно был составлен при Хлодвиге, но сохранились только рукописи времен Пипина Недлинного и Карла Величавого (VIII в.).

Более общая черта Салической Правды позволяет выделить, что она:

· представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;

· отражает пережитки первобытнообщинного строя;

· открывает процесс разложения первобытнообщинной принадлежности и возникновение личной принадлежности;



· защищает интересы имущих и их личную принадлежности;

· отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесноватой связью с религиозными обычаями.

Важным источником права являлись акты правителей:

· Эдикты;

· Декреты;

· Предписания (praeceptu), позже капитулы и капитулярии.

Собрание капитуляриев, составленное личным лицом, появилось в первый раз в 827 году.

У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В личную собственность перебежали, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана либо передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины.

В границах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают личную собственность на землю.

Личная собственность на землю появляется в итоге дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают заглавие аллода. Вместе с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в использование и владение за услуги либо плату.

Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости фермеров от больших землевладельцев.

После реформы Карла Мартелла появился новый вид земляной принадлежности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями.

Таким макаром, развитие феодальной принадлежности на землю можно представить в последующей схеме:

Феодальная собственность на землю Царские земли Церковные земли Общинные земли Аллод (полная собственность) Прекарий Бенефиций (условное бессрочное держание) Феод (условное наследное держание). Существовали феоды - условные земляные держания, передаваемые по наследию.

В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных либо похищенных вещей. С грабителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование.

К выполнению договорных обязанностей кредитор мог должника приневолить. Для этого трижды с промежутками в некоторое количество дней кредитор был должен при очевидцах заявить должнику о собственных требованиях.

Наследование было может быть по наследию – сыновья, а при их отсутствии - отец, мама, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и дамы.

Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай погибели прибегали к дарениям, прекарию либо передаче имущества какому-либо доверенному лицу.

Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Поначалу наследодатель передавал вещь посреднику через трибунал. Посредник воспринимал вещь и через 12 месяцев передавал ее реальному наследнику методом дарения.


Загрузка...

В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большая часть злодеяний налагались высочайшие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу страны). В случае неуплаты штрафа виноватый отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть либо в дело вмешивался трибунал, который назначал наказание. Штраф был высочайший и, в ряде всевозможных случаев, уплачивался родственниками правонарушителя. И при получении штрафа сумма могла делиться меж родственниками потерпевшего.

Члены рода могли себя высвободить от коллективной ответственности за собственных сородичей, для этого нужно было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прутка и разбросать их в 4 стороны).

Статьи Салической Правды определяют последствия криминальных посягательств исходя из общественного положения потерпевшего и правонарушителя, что отражает классовое расслоение общества.

За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся соц положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство царского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида.

За убийство раба платился не вергельд, а цена раба - 35 солидов его владельцу. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их государем, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого.

За убийство дамы уплачивался тройной вергельд, беременной дамы - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство малыша, не достигшего 12 лет, убийство потаенной, убийство с попытками скрыть следы злодеяния.

За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы разных размеров.

Наказуемо было похищение дамы, рабу полагалась смертная казнь, литу и царскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов.

Много внимания было уделено словесным оскорблениям, при этом за оскорбление дамы взыскивался более высочайший штраф, чем за оскорбление мужчины.

Салическая Правда содержит длиннющий ряд статей об имущественных грехах.

Различаются 3 вида кражи:

а) на сумму от 2 динаров и выше;

б) на сумму от 40 динаров и выше;

в) кража с взломом либо с подделкой ключей.

Наказание при всем этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

1) возмещение вреда и 120 ударов;

2) кастрация либо возмещение вреда и штраф;

3) смертная казнь и т.д.

Обобщая уголовное право, необходимо подчеркнуть, что система злодеяний Салической Правды включает:

· нарушение предписаний короля;

· грех против личности;

· имущественные злодеяния;

· грех против отправления правосудия.

В качестве санкций за злодеяния Салическая Правда устанавливает в главном валютные штрафы. Совместно с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая супругу).

Таким макаром, подчеркивая главные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

сохранение пережитков первобытнообщинного строя; более энергичную защиту интересов имущих; отсутствие общих принципов для квалификации злодеяний и предназначение наказаний; чрезмерная тяжесть вещественного наказания; казуистичность права.

Процесс был состязательным, появлялся по инициативе потерпевшего и был построен полностью на началах личного обвинения. Трибунал выступал в процессе в роли судьи меж сторонами.

Вызов ответчика в трибунал производил потерпевший. Если ответчик не являлся в трибунал, даже после третьего приглашения, его вызывали в трибунал короля, и повелитель объявлял его вне собственной защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона.

Подтверждениями служили показания очевидцев, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - очевидцев его хорошей репутации. Соприсяжники в праздничной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного злодеяния. Ошибка в словесной формуле тянула за собой недействительность подтверждения и проигрыш дела.

Практиковались в качестве подтверждения ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до того времени, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени опять осматривали в суде.

Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, существенно наименьший, чем полагалось в случае признания виноватым, что создавало привилегии имущим.

В качестве подтверждения прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в выполнение графами и их ассистентами.

Основными чертами судопроизводства страны франков следует считать:

состязательная форма процесса; равенство прав и обязательств сторон в процессе; единая процессуальная форма для уголовного и штатского процесса; возбуждение дела осуществляется по инициативе потерпевшего; трибунал выступает в процессе в роли судьи, в сборе доказательств роли не воспринимает; формализм при осуществлении судебного разбирательства.

Таким макаром, источниками права в государстве франков явились: Варварские Правды и акты правителей. Получили развитие личное и уголовное право. Право старых франков оказало существенное воздействие на становление правовых систем государств Западной Европы.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Право Франков:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Право Франков