А. Эпический тип события

А. Эпический тип действия


Эпический мир и большая форма

Постановку препядствия «родового» для эпики вида мира мы находим у Гегеля и Шеллинга. Исходя из убеждений первого, «целостность мира, в каком совершается личное действие», самостоятельность эпизодов, также «целостность мировоззрения и взора на жизнь» равно нужны для эпопеи и для романа[58]. По воззрению второго, родство романа с эпосом – в «универсальной» форме изложения и в равноправии необходимости и случайности[59]. Подразумевает ли эпика (в собственной большой форме) обязательно количественную полноту всего в изображенном мире либо воспоминание полноты достигается сочетанием эмпирического обилия с проникающим его единством главных противоположностей?

Примеры – как из российского романа ХIХ в., так и из старой эпики («Одиссея», «Илиада») – демонстрируют, что для большой эпической формы специфически конкретно высококачественное (а не количественное) обилие явлений в пространстве и времени. Полнота бытия выступает как взаимодополнительность главных его качеств: земного и небесного, дальнего и близкого, сиюминутного и нескончаемого, внутреннего и наружного. Отдельные жанровые разновидности романа могут, естественно, специализироваться на пространственных либо временных вариантах этого «универсального единства в наличном многообразии». Так, рвение окутать весь географический диапазон пространственных критерий жизни типично для географического романа, а социально-криминальный роман представляет читателю обилие быта и ценностных ориентиров разных слоев общества; тогда как исторический роман сосредоточен на соотношении эпох, поколений и возрастов, биографической жизни и жизни исторической. Но в магистральной полосы развития романа в центре внимания – идейная жизнь в ее универсальности и национально-историческом своеобразии, а как следует, – ценностные нюансы противопоставления столицы и провинции, природы и цивилизации и т.п.



Нрав изображенных событий зависит не только лишь от цели действий либо передвижений персонажа (присутствие такой, по Гегелю, отличает событие от происшествия)[60], да и от того, какого рода границы, разделяющие пространственно-временные и ценностные сферы изображенного мира, персонаж пересекает[61]. Потому произнесенное нами о высококачественном обилии в структуре эпического мира позволяет поставить вопрос об особенном типе действия в нем.

Можно утверждать, что инвариантное для эпики событие – встреча персонажей, представляющих обратные части (сферы) эпического мира, при этом это событие имеет два главных исторических варианта: в старой эпике – поединок, в романе – диалог-спор. Идея о родстве того и другого, «диалога тел и поединка идей» в науке уже высказывалась[62]. Обоснованность этой идеи видна хотя бы из того, что поединки старых эпопей и геройских песен средневековья сопровождаются ритуальными диалогами, а идеологические дискуссии российского романа ХIХ века часто перебегают в дуэли.

Заметим, что в обоих собственных исторических вариантах встреча персонажей открывает родство противоположностей: событие обнаруживает противоречивое единствомира.

Уже диалог, предыдущий поединку магической сказки (Змей и богатырь), свидетельствует о том, что противники предусмотрены друг дружке – как воплощения обратных глобальных начал. Об этом же гласит равенство врагов в эпопее, а в романе – взаимодополнительность не столько личных идейных позиций, сколько стоящих за ними сверхличных сил (так, в «Преступлении и наказании» равноценны слово Евангелия и «новое слово»).

Эпопея указывает войну и ее центр – поединок – как мировую катастрофу, момент гибели-возрождения всего космоса; да и в романе центральные духовные действия представляют собой моменты конструктивного обновления мира. Так, в упомянутом произведении Достоевского два основных действия – убийство и признание – стают в свете эпилога «пробами» себя сразу героем и миром: герой решает вопрос «кто я?», да и мир находится в состоянии выбора собственного грядущего исторического бытия, на пути к вероятному спасению либо вероятной смерти.


Загрузка...

Нераздельность-неслиянность мира и героя в событии, видимо, – одна из важных особенностей эпики. В ограниченной форме действия, т. е. определенного целенаправленного деяния героя, проявляется суть мира, его бесконечность. Гегель различал «всеобщее состояние мира» и «индивидуальное действие» как две стороны эпического произведения, подчеркивая их обоюдное опосредование и самостоятельность[63]. Речь, разумеется, идет о раздельно существующем тождестве этих сторон. Отсюда – сочетание безусловности глобальных связей с самостоятельностью и объективностью всего личного, которое отличает эпику от драмы, где мир, как гласил М.М. Бахтин, «сделан из 1-го куска».




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: А. Эпический тип события:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: А. Эпический тип события