Неписаное право (ius non scriptum)

Неписаное право (ius non scriptum)


К неписаному праву во все времена относятся обычаи. У римлян они назывались mores maiorum - обычаи протцов. Со временем к этому понятию добавлялись такие, как mos regionis - местное обыденное право провинций; утверждались такие обозначения неписаного права, как consuetudo (обыденное право), mos Romanum.

"Обычай - конкретное проявление народного правосознания" (2). Обычай - это правило поведения, которое стихийно складывается в ежедневной жизни людей. Обычай не излагается в письменной форме, он удерживается в народной памяти и изустно передается от поколения к поколению. Только неоднократное повторение (в силу его авторитетности) делает обычай правилом поведения для многих людей.

Таким макаром, обычай - это норма, сила которой базирована не на принуждении со стороны гос власти, а на привычке к ней народа, на длительном применении в ежедневной жизни.

В древности латины (nomen Latinum), в том числе и римляне, различали меж регулирующими нормами те, которые относятся к штатским отношениям и те, которые относятся к религиозным отправлениям - ius и fas (fas lex divina, ius lex humana est). По-видимому, они все имели нрав обычая. Были сведения, как будто Сервий Туллий собрал около пятидесяти законов Ромула и Нумы, и собственных, и народное собрание одобрило этот свод. Исследователи подвергают эти сообщения сомнению. Хотя зачатки законодательства должны бы быть: те же реформы Туллия добивались законодательного дизайна.



Как было сказано выше, неопределенность обыденного права была устранена принятием законов. Но при всем этом обычай, как форма права, не был всецело устранен. Так Юлиан во II веке писал: "Если мы не имеем писаных законов для каких-то дел, то следует соблюдать установленое характерами и обычаем...; 1. Прежний устоявшийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право именуется правом, установленным характерами. Ибо если сами законы связывают нас в силу только того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что люд одобрил не записав, связывает всех. Ибо какое имеет значение, объявил ли люд свою волю методом голосования либо методом дел и действий" (Д.1.III.32.I.)

Основание возникновениея и продолжающегося внедрения обычая и обыденного права хорошо описаны в работе Дождева: "Следование изветному порядку позволяет отличить "собственного" от "чужака" (hostis) и ограничить круг участников от непосвященных. На этой базе развивается представление об абстрактном партнере - римлянине... Преемственность нормативной традиции... в докодификационную эру обеспечивалось понтификами, которым было вверено хранение заветов протцов (mores maiorum); Цицерон писал: "То же, что является неписаным и возникает либо по обычаю, либо в итоге соглашений меж людьми и вроде бы со всеобщего одобрения, - это соблюдается настолько же строго, как наши характеры и законы, вроде бы предписанное естественным правом"".(3)

Всепостоянство деяния обычая косвенным образом подтверждается и последующим куском Юстиниановых Конституций: “Авторитет обычая в силу его длительного внедрения значителен, но он не должен быть посильнее закона” (С.8.52.2).




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Неписаное право (ius non scriptum):


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Неписаное право (ius non scriptum)