Тема 8. Стандартизация и экология

Тема 8. Стандартизация и экология


Стандартизация в области экологии начинает играть замет­ную роль не только лишь в деятельности государственных и междуна­родных организаций по стандартизации. Все почаще эталоны рассматриваются как нужное средство регулирования от­ношений в сфере охраны природы и использования ресурсов. Эталоны — это средство регулирования качеством среды.

Мировое общество проводит большенную работу по защите среды. К примеру, исключительно в ЕС принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной поли­тики ЕС по охране среды, свойства воды, свойства воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шумов.

Директивы по генеральной политике ЕС ориентированы на мето­ды оценки цены контроля за загрязнением в промышлен­ности; оценку степени воздействия неких муниципальных и личных проектов на окружающую среду; создание Европей­ского агентства по охране среды, сети контроля и обеспечения информацией и др. Директивы в отношении воды ох­ватывают задачи защиты рек, морей и других водоемов; во­просы свойства питьевой воды; сброса в водоемы отходов неко­торых небезопасных веществ; свойства пресной воды, нуждающейся в охране в целях поддержания жизни рыб и разведения ракооб­разных, и др. Директивы по защите воздуха и фабричным рис­кам устанавливают ограничения внедрения неких опас­ных веществ и препаратов; список веществ, подпадающих под директиву "О систематизации, упаковке и маркировке небезопасных веществ"; неотклонимые требования к экспорту и им­порту небезопасных химикатов; нормы по содержанию в воздухе не­которых определенных веществ (асбеста, двуокиси азота, свинца, двуокиси серы и др.). Директивы, относящиеся к дилеммам отхо­дов, определяют требования по чистке сточных вод в городских критериях; по защите воздушной среды от загрязнений, выде­ляемых установками для сжигания мусора; по надзору и кон­тролю за перевозкой небезопасных отходов; по удалению отработан­ного масла и другие нормы по определенным объектам. В то же время сотворена и общая Стратегия ЕС по ликвидации отходов.



Директивы по ограничению шумов нормируют уровень шума, соз­даваемого разным оборудованием, промышленными установ­ками, бытовыми устройствами, также" самолетами, автомобиля­ми, байками.

В ЕС введена экомаркировка особым знаком (см. рис. 8.1) в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирования изготовителей к соблюдению норм и требований по охране ок­ружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и фармацевтические препараты. Им маркируют продукты, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к небезопасным, но в допустимых границах. Цвет знака может быть зеленоватым, голубым, черным на белоснежном фоне, белоснежным на черном фоне.

Для получения права использовать экознак изготовитель дол­жен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации, с которыми соиска­тель может заключить договор по каждому виду продукции от­дельно. Экознак интенсивно употребляется в рекламе и содействует продвижению продукта на рынок, положительно влияя на конку­рентные позиции торговца (изготовителя).

Приведенная ниже далековато не полная информация только по одному региону Земли иллюстрирует масштаб уже издавна на­зревшей трудности, в решении которой не последняя роль отводится стандартизации.

Один из принципиальных качеств экологической стандартизации — утилизация отходов производства и употребления.

Спецы подсчитали, что население земли за всю историю собственного существования смогло довести внедрение по назна­чению начального сырья в наилучшем случае до 5%. Около 20% уходит на промышленные выбросы (сбросы) и поболее 70% - другие отходы.

В Рф более миллиона гектаров земли занято под 70 миллиардов. т отходов, которые накопились к истинному времени. Если учитывать каждогоднее повышение ядовитых отходов приблизительно на 50 млн. т, также ожидаемый привоз на местность РФ отходов из ЕС в счет погашения кредитов, то картина выходит довольно темной.


Загрузка...

Национальные эталоны по экологическим нормам в этой области разрабатывают на базе действующих законов. В Рф неувязка утилизации отходов производства и употребления от­ражена в последующих законах:

• Об охране окружающей и природной среды;

• Об экологической экспертизе;

• О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния;

• О недрах;

• О плате за землю;

• О предприятиях и предпринимательской деятельности;

• О защите прав потребителя;

• О стандартизации;

• О сертификации продукции и услуг;

• Об вкладывательной деятельности;

• О конверсии оборонной индустрии;

• Об обороне.

В табл. 8.1 приведены законы, действующие в забугорных странах.

Размах работ в мире по решению трудности утилизации отходов привел к возникновению "2-ой геологии", так как часть отходов считается ресурсосодержащими. Мировой опыт по утилизации отходов включает рециклинг (10—20%), складирование на полигонах (до 80%) и ликвидирование. Посреди огромного количества задач, стоящих в этой области, разработка эталонов для обеспечения нормативной базы стратегических программ утилизации отходов находится далековато не на последнем месте.

Таблица 8.1. Национальные законы в области охраны среды забугорных стран

Страна Год принятия Наименование закона
2
США Онациональной политике в области охраны среды
США 1972, с дополнени- ями 1980 и 1984 гг. Об охране, использовании морской среды и о морских заповедниках (закон о сбросах в океан)
США 1980, с дополне- ниями 1986 г. О принятии всеобъятных мер по охране среды, выплате компенсаций и ответственности (закон о суперфонде)
США 1976, с допол нениями 1980 и 1984 гг. О переработке и сохранении сырьевых ресурсов
США 1972, с поправ ками и допол нениями 1975 и 1978 гг. Об инсектицидах, фунгицидах и родентицидах
США 0 контроле за ядовитыми субстанциями
Велико- британия О контроле за загрязнением
Франция Об охране природы
Япония Основной закон о борьбе с загрязнением среды
Швеция 1969, пересмот рен в 1981 г. Об охране среды
Япония 1971, с поправ ками 1976 г Об удалении отходов
Велико- британия О хранении ядовитых отходов
ФРГ Об ликвидировании отходов
Япония Об испытании и регулировании производства хим веществ
Швеция О продуктах, небезопасных для здоровья человека и среды
Канада О субстанциях, загрязняющих окружающую среду
Франция О контроле за хим продуктами
ФРГ Об охране от небезопасных хим веществ
Греция О контроле за внедрением пестицидов
Греция О контроле за сельскохозяйственными химикатами
Нидерланды 1962, с поправками 1975 г. О пестицидах
Люксембург Об использовании пестицидов
Бельгия О пестицидах
Финляндия О пестицидах
Великобри-тания Об охране пищевых товаров и среды
Япония 1948, с дополнениями О регулировании использования сельскохозяйственных химикатов
ФРГ Об обезвреживании отходов
ФРГ О аква хозяйстве

В забугорных странах сделаны комплексы эталонов, уста­навливающих нормы и способности переработки ядовитых от­ходов по определенной технологии.

В промышленно продвинутых странах есть государст­венные программки, основанные на директивах (законах прямого деяния), государственных эталонах, содержащих жесткие нормы по систематизации отходов (в особенности категории небезопасных); эталонах по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и определенным мерам переработки отходов. Законодателъные положения устанавливают и юридическую ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.

Утилизация отходов производства — заключительная со­ставляющая петли свойства в управлении качеством на пред­приятии (см. гл. 6). Но нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии актуального цикла продукции. К примеру, в США в со­ответствии с действующим законодательством каждый изгото­витель должен пройти экологическую экспертизу по выявлению природы тех отходов, которые будут создаваться при произ­водстве нового продукта. Если предполагаются небезопасные отходы (а это устанавливается эталонами и законами прямого деяния), то изготовитель продукта регится в Агентстве по защите среды. Образующиеся производственные отходы да­лее будут отслеживаться и контролироваться для выявления их фактического соответствия требованиям эталонов не только лишь по составу, да и по пригодности для транспортировки и пере­работки.

В бывшем СССР по существу не было сотворено нормативной базы по утилизации отходов, хотя активно эти вопросы стали дискуссироваться Госснабом с 1975 г.

В Рф работы по стандартизации отходов активировались к началу 90-х годов. Разработан проект закона о жестких отходах производства и употребления. Но, так как законов прямого деяния в этой области пока не существует, главную роль должно выполнить техническое законодательство, т.е. стандар­ты и другие нормативные документы. Стандартизацией занимает­ся технический комитет "Вторичные вещественные ресурсы", который подготовил концепцию управления отходами и проек­ты основополагающих муниципальных эталонов на отходы производства и употребления. Более животрепещущим результатом можно считать гармонизацию приготовленных проектов с Ди­рективой ЕС, определяющей компанию системы информа­ции об небезопасных субстанциях. Не считая того, Госстандарт Рф принял ГОСТ Р 50587-93 "Паспорт безопасности вещества (материала)", который стал основой Постановления Правитель­ства РФ по паспортизации техногенных отходов, что обяжет управляющих компаний нести ответственность за досто­верность инфы об отходах, а именно, об их опасно­сти, содержании ресурсных компонент и т.д.

Создание нормативных документов по утилизации отходов, в том числе и обозначенного паспорта, в особенности нужно для выявления небезопасных отходов. Стандартизация в данной области также обеспечит выполнение Россией критерий ГАТТ/ВТО по торговле отходами и продуктами их переработки.

Важную роль в экостандартизации играет ИСО. В 1993 г. в оргструктуре организации был сотворен технический, комитет "Экологическое управление" (либо "Управление качеством ок­ружающей среды") ИСО ТК 207, в составе которого работают 6 подкомитетов и две рабочие группы. Их деятельность ох-ватывает такие нюансы, как

создание системы экологического управления,

экологический аудит,

экологическая маркировка,

оценка черт экологичности и др.

Итог работы комитета — принятие интернациональных стан­дартов ИСО серии 14000, которые по структуре почти во всем совпа­дают с ИСО серии 9000, что обеспечивает их сопоставимость.

Серия 14000 содержит как основополагающие, так и нормативные эталоны. Основополагающий эталон ИСО 14001 "Системы управления в области охраны среды. Управление по применению" и эталон ИСО 14004 "Системы управления в области охраны среды. Общее руко­водство по принципам, системам и сопутствующим технологи­ям" содержат советы по организации управления охра­ной среды начиная от самооценки до процедуры регистрации и сертификации. Нормативные эталоны опреде­ляют требования к системе управления мерами по охране ок­ружающей среды.

Эталоны универсальны: их можно использовать в сфере производства и обслуживания как в муниципальном, так и в личном секторах экономики, а методы управления охраной среды агрессивно не регламентированы и могут варь­ироваться .

Система экологического управления предугадывает не­прерывное улучшение состояния среды, потому перед компанией, занимающейся этой неувязкой, повсевременно стоят три основных вопроса, ответы на которые она анализирует (рис.8.1):

Отсюда видно, что важную роль в экологии играет само­оценка (рис. 8.2).

Внедрение системы экоуправления проходит в несколько шагов.

На п е р в о м шаге внедрения системы должна быть раз­работана политика организации, которая оформляется в виде заявления (декларации) о намерениях и принципах деятельно­сти, касающейся общих характеристик состояния среды. Принципы должны предугадывать "определенные рамки для действий организации и постановку определенных задач и целей организации в области охраны окружающей сре­ды"1.(1 Эталон ИСО 14001).

Заявление о политике включает:

• намерения и принципы,

• коллективные обязательства,

• непрерывное улучшение,

• связи с заинтересованными сторонами,

• мониторинг, документирование и сотрудничество.

Политика в экоуправлении, так же как и в управлении качеством продукции, должна быть прозрачной. Заявление с формулировкой принципов и целей политики обычно публикуется в открытой печати, играя тем роль и рекламы, и средства обеспечения конкурентных преимуществ организации.

Политика соотносится с вопросом "куда мы желаем попасть?"

На вопрос "где мы находимся?" помогает ответить процедура оценки, зачем обычно составляется анкета-опросник. Она включает такие вопросы, которые позволяют узнать способности организации в области экоуправления, необходимость введения внутренних процедур для устранения опасности окружающей среде, связи с другими внутренними про­граммами и системами и т.п.

2-ой шаг подготовки к внедрению системы экоуправления в итоге должен дать ответ на вопрос "как нам туда попасть?" Для этого сначала разрабатывается план мероприятий, обеспечивающих соответствие деятельности компании сформулированной политике. Составлению плана предшествуют идентификация качеств среды, оценка воздействия на окружающую среду, установление тре­бований к организации, определение целей и задач.

На 3-ем шаге работы, когда организация подошла к началу функционирования системы экоуправления, необхо­дима гармонизация имеющихся вещественных и человеческих ре­сурсов с процедурами системы (со эталоном и правилами).

4-ый шаг в деятельности организации по экоуправлению - повторяющиеся оценки эффективности дейст­вующей системы и ее корректировка. Для этого нужен периодический мониторинг характеристик состояния окружаю­щей среды.

5-ый шаг — повторяющийся анализ политики, целей и задач, что может быть связано с теми либо другими факторами макросреды (политические конфигурации, социальные и экономи­ческие причины и др.), выходом компании на новый рынок, возникновением новых соперников нового продукта и т.п.

Эталоны ИСО серии 14000 обширно внедрены в зарубеж­ных странах и служат нормативной базой экосертификации. В странах ЕС еще до принятия и опубликования ИСО 14001 (1996 г.) была принята в 1993 г. Программка по управлению и проверкам среды (EMAS), в связи с чем там существует два вида экосертификации на соответствие ИСО 14000 и на соответствие требованиям EMAS.

Посреди западноевропейских государств лидирует в области эко­управления Германия, где около тыщи компаний ввели эталоны ИСО серии 14000 и сертифицировали системы.

В мировом масштабе (кроме государств ЕС) по количеству компаний, внедривших эти эталоны, на первом месте Япония (более 1000 компаний).

Следует выделить связь пристального внимания компаний к экоуправлению с концепцией социально-ответ­ственного маркетинга: с возникновением в обществе потребности в экологически незапятнанных товарах и защите среды компании начали заявлять о собственной озабоченности длительным благосостоянием общества, а не ублажение сиюминутных потребностей. Сертификат соответствия требованиям стандар­тов ИСО 14000 — наилучшее средство пропаганды ответственного маркетинга компании.

В США разработана и обширно внедряется система НССР (Hazard and Critical Control Points). Основная мысль системы — анализ рисков и выявление критичных точек в экоуправлении в отношении безопасности потребителя. Системы находят при­менение сначала в сфере производства товаров питания (а именно, на фабриках по производству мяса птицы). В по­следнее время наблюдается энтузиазм к НССР в ЕС, где уже есть компании, внедрившие эту систему.

В Рф приняты эталоны ИСО серии 14000 в качестве муниципальных способом обложки. Русские ГОСТ Р/ИСО 14000 представляют собой аутентичные тексты интернациональных эталонов по экоуправлению, но с маленькими дополнениями.

В Рф подготовлен проект муниципального эталона "Системы управления качеством среды. Общие требования и советы по использованию". Эталон представляет собой аутентичный текст интернационального стан­дарта ИСО 14001. Область внедрения эталона - те нюансы охраны среды либо экологические системы деятель­ности организации, которые можно держать под контролем и оказывали влияние на которые необходимо оказывать (но это не значит установление государством определенных характеристик среды). Эталон может использовать неважно какая организация, которая пре­следует цели: удостовериться в согласовании собственной деятельно­сти гос политике по охране среды; провести сертификацию системы; провести самооценку и сде­лать заявление-декларацию о согласовании системы настояще­му эталону.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Тема 8. Стандартизация и экология:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Тема 8. Стандартизация и экология