ПЛАН ОТВЕТА

ПЛАН ОТВЕТА


Вопрос 45. Сатирические стихотворения В. В. Маяковского. Главные темы, идеи, образы. Чтение назубок 1-го из стихотворений.

В. В. Маяковский

1. Слово о поэте.

2. Сатирические стихи дореволюционного периода:

— «Гимны»;

— «Нате»;

— «Вам».

3. Послереволюционный период:

— «О дряни»;

— «Прозаседавшиеся».

4. Активная позиция поэта-борца.

1. Владимир Маяковский вошел в нашу жизнь «через лирические томики, как живой с живыми говоря». Определяющими словами для его творчества стали слова из стихотворения «Домой» (1925):

Я желаю,

чтобы к штыку

приравняли перо...

«Штык-перо» помогал поэту писать стихи обо всем в одинаковой мере профессионально и особенно. Потому его поэзия так многолика: от плакатов РОСТА с короткими и меткими подписями до поэмы о всей стране — «Хорошо!». От антимилитаристических стихов до ласковых, возвышенных поэм про любовь. Маяковский — поэт-гигант; его поэзия неуемна, исступленна.

2. Огромное место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира — вид смешного, более бесчеловечно осмеивающий несовершенство мира, людские пороки. И задачка этого вида искусства, по словам величавого российского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в королевство теней все отживающее».



В годы, предыдущие революции, Маяковский отторгает буржуазный мир. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой вашу религию», «долой ваш строй!» — такой пафос его поэмы «Облако в штанах». Сатирическими стихами дореволюционного периода стали его именитые «Гимны»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду»... В самих заглавиях многих гимнов заложено смешное несоответствие, ведь гимн — это праздничная песнь, посвящать которую в честь обеда либо взятки просто забавно. В «Гимне судье» Маяковский едко высмеивает публичный строй Рф, хотя местом деяния названа дальная страна Перу. Государством этой правят невеселые судьи, агрессивные всему живому:

Глаза у судьи — пара жестянок

мелькает в помойной яме.

Судьи сами не могут радоваться тому что живешь и воспрещают это делать другим, стремятся все регламентировать, сделать тусклым, невеселым. Так, под взором судьи вылинял оранжево-синий павлиний хвост. Люд под властью злостных арбитров дан в виде каторжан. Высвободить каторжников можно, только устранив арбитров, которые «мешают и птице, и танцу, и мне, и вам, и Перу». Это как мораль басни.

В особенности ненавистен Маяковскому буржуазный мир — мир «жирных»: «Я жирных с юношества привык непереносить, всегда себя за обед продавая», — вспоминает поэт свое голодное отрочество и молодость в Москве, куда семья переехала после погибели отца. В «Гимне обеду» он делает гротескный образ буржуа — это «желудок в панаме». В стихотворении «Нате!» в сатирическом ключе представлен мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». С сарказмом поэт гласит о пристрастии мещан к вещам, об их бездуховности и непристойности. Маяковский глумится над мещанами, которые потребительски относятся к духовным ценностям:

Все вы на бабочку поэтичного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Масса озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

Все в стихотворении, начиная с наименования «Нате!» и кончая последними словами, сориентировано на прямое воззвание к агрессивной аудитории с целью вызвать скандал:

А если мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот,

я захочу и отрадно плюну,

плюну в лицо вам

я — неоценимых слов транжир и мот.

Грубыми словами клеймит Маяковский и буржуазию, развязавшую мировую бойню и наживающуюся на ней, флегмантичную к смертям и увечьям жертв войны, в стихотворении «Вам».

В «Гимне ученому» ученый — «двуногое бессилие» «с головой, откусанной начисто», у которого «ни 1-го людского качества»:

Вгрызлись в буковку едящие глаза, —

ах, как буковку жаль.

Отгородившись от жизни, ее требований и заморочек, этот «ученый» становится мещанином, существом, флегмантичным ко всему: времени года, любви, политике, даже будущему, тому, «что вырастает человек глуповат и покорен». Наука такового деятеля так же никчемна и бесперспективна, как «труд» критика («Гимн критику»), способного только чужое «белье раз в день прополаскивать в газетной странице».


Загрузка...

Едкие образы «Гимнов» запоминаются сходу — «желудок в панаме» из «Гимна обеду», люди «из мяса» — «Гимн здоровью», «козы» — взяточники. Грибоедовские и гоголевские мотивы воскресают в «Гимнах», посвященных взяточникам:

И нечего обосновывать — отыскиваете и берите,

Замолкнет газетная нечисть ведь.

Как баранов, нужно стричь и обривать их.

Чего смущяться в собственном отечестве?

3. Если в предреволюционные годы острие сатиры было ориентировано против «жирных», против нечуткой к словам поэта «толпы», то когда революция состоялась, сатирической мишенью для Маяковского стали ее неприятели. Беспрекословное отрицание буржуазного мира позволило Маяковскому с экстазом принять революцию, а острие сатиры он направил против тех, кто мешал строить коммунизм — бюрократов и мещан. Уже в 1920—1921 годах появилось 1-ое стихотворение «О дряни», обличающее «мурло мещанина» нового русского времени. Эмблемой и спутником чиновника в быту, по Маяковскому, становится «оголтелая канарейка». Даже серп и молот — престижные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете». В 1922 году выходит в свет стихотворение «Прозаседавшиеся», новое сатирическое произведение. Тенденция к повышению бюрократического аппарата наметилась уже в 1-ые годы русской власти. С неописуемой быстротой стали появляться учреждения, погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но дальние от настоящих нужд народа. Используя прием доведения свойства до бреда, Маяковский выдумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА», т. е. театральное объединение соединяет с Основным управлением конезаводов. И напротив, Главкомполитпросвет разбивает на четыре организации: Глав, Ком, Полит, Просвет. И чтоб уж совершенно высмеять нелепость этого явления, он именует учреждение по буковкам алфавита:

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —

«На заседании

А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Если количество заседаний гиперболизировано, то в вопросе, обсуждаемом на собрании, очевидное преуменьшение — «покупка склянки чернил Губкооперативом». Фантастично зрелище сидячих на заседании половин людей — «до пояса тут, а остальное там», — потому что служащим приходится практически разрываться меж заседаниями.

Эти два стихотворения открыли целую галерею мерзких образов в сатире середины 20-х годов. Но с бюрократизмом и мещанством Маяковский продолжал биться всю жизнь. Целые циклы стихов он предназначил чиновникам, карьеристам, взяточникам, подхалимам, мерзавцам. Персонажи стихов — «пережитки прошлого», но как живут эти «пережитки»! О собственной активной позиции бойца с этими «пережитками» он гласит в стихотворении «Сергею Есенину» (1926):

Дрянь

пока

не много поредела.

Дела много —

только поспевать.

Нужно

жизнь

поначалу переработать.

Переделав —

можно воспевать.

Боль за новейшую страну делает сатиру Маяковского злой, едкой, ядовитой. «Дрянцо» хлещите рифм концом» — и поэт хлещет: подлизу конъюктурщика:

Лижет ногу,

лижет руку,

Лижет в пояс,

лижет ниже

А язык?!

На метров 30

догонять

начальство

вылез -

мыльный весь,

аж может

бриться,

даже

кисточкой не мылясь.

(«Подлиза»)

Хлещет сплетника, для которого весь мир — большая замочная скважина, хлещет «властителя» с его липовым бюрократическим аппаратом и т. д. V В стихотворении «Мрачное о юмористах» (1929) Маяковский призывает других поэтов — «присоединяйтесь!» — штурмуйте!

Чтобы

не скрылись,

хвост упрятав,

больших

вылови

налимов —

кулаков

и бюрократов,

дураков

и подхалимов.

Стремясь «выволочь республику из грязи», поэт не только лишь разоблачал, высмеивал пороки современности, да и предсказал живучесть «дряни» всякого рода.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ПЛАН ОТВЕТА:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ПЛАН ОТВЕТА