Правовой механизм налога и его элементы

Правовой механизм налога и его элементы


Регулирование правового механизма налога осуществляется методом закрепления властного набора частей, определяющих содержание и особенности реализации налоговойобязанности. Налоговый кодекс РФ закрепляет эти основания. Так, в ст. 17 определено, что налог считается установленным только в этом случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а конкретно:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
В нужных случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Неустановление либо неопределение законом хотя бы 1-го из частей юридического состава налога будет означать отсутствие налоговой обязанности, так как непростой юридический состав ее появления не зафиксирован правовыми нормами.

Одним из главных частей правового механизма налога выступает объект налогообложения. Объектом налогообложения может выступать имущество, прибыль, доход, цена реализованных продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) или другое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную либо физическую свойства, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает появление обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Но Налоговый кодекс РФ прямо не устанавливает, что каждый объект налогообложения может облагаться только одним налогом.
Налоговая база — это стоимостная, физическая либо другая черта объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками без помощи других на базе данных бухгалтерского учета и (либо) на базе других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Налоговый период — календарный год либо другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Относительно неких налогов налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Длительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При ее установлении законодатель должен соблюдать принципы экономической обоснованности налога и фактической возможности субъектов к уплате этого налога (ст. 3 НК РФ).
Выделяются ставки твердые и процентные (квоты). Твердые ставки инсталлируются в абсолютной сумме на единицу обложения.
Порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик без помощи других исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за отчетный период. Сумма налога исчисляется на базе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В неких случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган либо налогового агента.
Порядок и сроки уплаты налога инсталлируются в согласовании с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общепринятому правилу уплата налога делается разовой уплатой всей суммы налога в наличной либо безналичной валютной форме. Относительно федеральных налогов и сборов порядок уплаты определяется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов ценность имеют надлежащие региональные законы либо решения органов местного самоуправления.
Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются определенные достоинства, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде способности:
• не уплачивать налог либо сбор;
• уплачивать налог либо сбор в размере наименьшем, чем установленный общими нормами соответственной главы части 2-ой НК РФ.
Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, потому нормы других «неналоговых» законов, предоставляющие какиелибо налоговые достоинства отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, как следует, применению не подлежат.
Одним из критериев установления налоговых льгот выступает исключение личного нрава, т.е. отсутствие отдельного порядка либо отдельных критерий налогообложения конкретноопределенных 1-го лица либо организации.
В практике налогообложения может быть применение последующих налоговых льгот:
• изъятия — это выведение изпод налогообложения отдельных объектов;
• скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы;
• налоговые кредиты, под которыми понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки.
Налоговый кредит можно подразделить на последующие виды: понижение ставки налога, отсрочка либо рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога, подмена уплаты налога натуральным исполнением.
Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика. Это значит, что в ряде всевозможных случаев налогоплательщик вправе отрешиться от использования налоговых льгот на легитимном основании, равно как и остановить их внедрение на один либо несколько налоговых периодов. Но слабо проработанный законодательством механизм переноса льгот на будущие налоговые периоды не позволяет полностью использоватьналоговые льготы в качестве действующего правового регулятора публичных отношений.
Таким макаром, правовой механизм налога и его элементы, зафиксированные в ст. 17 НК РФ, отражают конституционный принцип уплаты легитимно установленных налогов (ст. 57 Конституции РФ).


Загрузка...

Общие принципы налогообложения.

Принципы налогообложения можно поделить на общие, регулирующие налоговую систему в целом, и особые, характеризующие отдельные университеты налогового права. В числе последних можно выделить процессуальные принципы, принципы налоговой ответственности, ведения налогового учета и другие. При всем этом общие принципы налогообложения относятся к главным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя, главных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Русской Федерации.
Разглядим общие принципы налогового права, более нередко применяемые в судебно - арбитражной практике.
1. Принцип публичности налогообложения. Налог представляет собой установленное высшим презентабельным органом страны в форме закона односторонне - властное изъятие принадлежности у налогоплательщиков в бюджеты и внебюджетные фонды на базе обязательности, персональной безвозмездности, обеспеченности муниципальным принуждением.
2. Принцип справедливости, включающий всеобщность и соразмерность налогообложения, также несение налогоплательщиками равного налогового бремени.
3. Принцип единства налоговой системы в Русской Федерации логически вытекает из конституционных принципов единой денежной политики и единства экономического места Рф.

4. Принцип законодательной формы установления налогов. С стародавних времен налог был признаком несвободы человека. Сейчас наличие налогов свидетельствует о демократичности общества, так как юридическое оформление налогового бремени законодательно закрепляет правовую границу вмешательства страны в хозяйственную и личную жизнь. Цель налогообложения кажется парадоксальной - ограничить право личной принадлежности, чтоб сразу эту собственность защитить от потенциально бескрайних притязаний страны на доходы личных лиц.

Адам Смит определил и доказал четыре принципа, ставших потом известными, которые должны быть реализованы в налоговой системе демократического страны:справедливость, определенность, удобство, эффективность.

1-ый принцип сформулирован Адамом Смитом так: «Подданные страны должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно поточнее пропорциональны экономическим способностям налогоплательщиков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря муниципальному устройству общества».

Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с различными доходами заносят в бюджет схожую долю собственных доходов. Пропорциональность соответствовала существовавшим во времена Адама Смита социально-экономическим условиям.

В текущее время принцип справедливости существенно трансформировался под воздействием изменившихся экономических, политических и соц событий. Он заполучил два нюанса: «справедливость по горизонтали» и "справедливость по вертикали".

Исходя из более широкого принципа равенства схожие факты должны получать единую оценку. Потому лица, находящиеся в равном положении и получившие однообразный налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом сущность «справедливости по горизонтали».

Те же, кто располагает различными вещественными способностями, должны отчуждать в виде налогов различные толики собственных доходов. Потому к более высочайшим доходам должны применяться завышенные ставки налога. Это ориентировано на перераспределение доходов. Так понимается «справедливость по вертикали».

Принцип определенности, который также можно именовать и принципом законности, значит, что налог, который лицо должно платить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок уплаты, метод платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и для плательщика и для другого лица.

Этот принцип делает подчиненную роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъекта. Адам Смит оценивал его не исходя из убеждений гарантии экономных поступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое налогом, отдается в большей либо наименьшей степени во власть собирателя налогов, который может обременять налог для всякого не угодного ему плательщика либо вытягивать себе опасностью такового отягощения подарок либо взятку. «Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом настолько огромного значения, что очень значимая степень неравномерности составляет еще наименьшее зло, чем малая степень неопределенности»1.

3-ий принцип просит, чтоб каждый налог взимался в такое время и таким методом, какие более соответствуют суждениям удобства для налогоплательщика.

Комфортные и необременительные методы уплаты налога должны обеспечить как можно наименьшее воздействие налогообложения на экономическое поведение лица и убрать разрушающее воздействие на рынок. В современной науке этот принцип получил заглавие "принципа нейтральности налогообложения".

Принцип эффективности налоговой системы значит, что правила взимания налога должны быть таковы, чтоб налог извлекал из кармашка налогоплательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну. По другому говоря, это требование внедрения дешевеньких способов администрирования в налоговой системе. Если сбор налогов просит использования труда огромного числа чиновников, так что значимая часть собранных налогов расходуется на их оплату, то налоговая система будет неэффективной.

Адам Смит отметил и другие признаки неэффективной системы налогообложения.

Принцип эффективности нарушается, если правила налогообложения допускают возможность официальным лицам чинить препятствия предпринимательской деятельности, дающей работу и средства существования огромному количеству людей.

Неэффективна налоговая система, которая предугадывает наложение таких санкций за налоговые правонарушения, которые разоряют налогоплательщика и тем уничтожают базу будущих доходов.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Правовой механизм налога и его элементы:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Правовой механизм налога и его элементы