Общая характеристика литературного процесса 20-х годов.

Общая черта литературного процесса 20-х годов.


После революции 1917 года в литературе вызревали отменно новые признаки, произошел её раскол на три ветки: советскую литературу, «задержанную»(снутри страны, произведения, кот. запрещ. печатать, частичное возвращение в 60 -70х г) и литературу российского зарубежья.

С самого начала 20-х годов начинается (поточнее, резко усиливается) время развала и культурного самообеднения Рф.

В 1921 г. погиб от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.

В год образования СССР (1922) выходит 5-ая и последняя поэтическая книжка А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книжки выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями.

Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие наилучшие поэты российского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сходу потом Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, также - на время - сам М. Горьковатый.



Если в 1921 г. раскрылись 1-ые «толстые» русские журнальчики, то «августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную идея.

Один за одним стали запираться журнальчики, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник» (увлекательный тем, что сближал юных писателей со старенькой культурой: редактором был высланный Ф. Степун, создателями А. Ахматова, Ф. Сологуб, Н. Бердяев, а посреди «молодых» - Л. Леонов, Н. Никитин, Б. Пастернак). Закрыт был и сборник «Литературная мысль». В 1924 году закончилось издание журнальчика «Русский современник» и т.п. и т.д.»

Рубежный нрав начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Наикрупнейшие поэты «серебряного века» (в их рядах прозаик Андрей Белоснежный, который погиб сначала 1934 г.) и в русское время, при всей их эволюции и принужденном долгом молчании, в основном сохраняли верность для себя до конца: М. Волошин до 1932 г., М. Кузмин до 1936, О. Мандельштам до 1938, Б. Пастернак до 1960, А. Ахматова до 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике собственных последователей. «Н. Тихонов и А. Сурков, каждый на собственный лад, перерабатывали интонации и приемы Гумилева в те годы, когда имя Гумилева было под запретом...». Посреди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский и др..

В 1921 году появились 1-ые книги 2-ух толстых журналов, открывших русский период истории российской литературы. До «Красной нови» и «Печати и революции» были пробы возродить журнальчик «толстый» и «тонкий», но неудачно. «Век их был краток: старенькый читатель от литературы отошел, новый еще не народился. Старенькый писатель, за малым исключением, писать не стал, новые кадры были еще немногочисленны». В большей степени поэтический период сменился в большей степени житейским.

По всей стране было огромное количество разных литературных групп. Многие из их появлялись и исчезали, даже не успевая бросить после себя какой-нибудь приметный след. Исключительно в одной Москве в 1920 г. было более 30 литературных групп и объединений.

Каковы предпосылки появления настолько бессчетных и разнохарактерных литературных групп? Обычно на 1-ый план выдвигаются материально-бытовые: "Совместно легче преодолеть разруху, голод, сделать условия для обычной работы людей, причастных к литературе и искусству". В богатстве группировок сказывались и различные художественные пристрастия, и идеологическое размежевание. Хотя управление правящей партии и пробовало подчинить для себя всю идейную жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такового подчинения. Создалось такое положение, что, заместо ожидаемого массивного потока писателей-коммунистов либо рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Более приметные литературные группировки тех пор: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал";конструктивизм, либо ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).


Загрузка...

Неизменная литературная борьба за отстаивание собственных узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу стрессовость, нетерпимость, кастовость.

6. Литературная борьба 20-х годов, предпосылки, содержание и формы, значение в литературном процессе.

После революции 1917 года по всей стране появилось огромное количество разных литературных групп. Многие из их появлялись и исчезали, даже не успевая бросить после себя какой-нибудь приметный след. Исключительно в одной Москве в 1920 г. было более 30 литературных групп и объединений.

"Кружковой дух" содействовал разрастанию окололитературных склок. Так, группа «Перевал» дискредитировала творчество Маяковского и героико-романтическое стилевое течение в русской литературе. Ее противники надменно откликались о творчестве М.Горьковатого, В.Маяковского, С.Есенина; футуристы (опровергали традиционные традиции русск. лит.) отторгали "Жизнь Клима Самгина" М. Горьковатого, "Разгром" Фадеева и т.д.

Каковы были предпосылки появления настолько бессчетных и разнохарактерных литературных групп? Обычно на 1-ый план выдвигаются материально-бытовые: "Совместно легче преодолеть разруху, голод, сделать условия для обычной работы людей, причастных к литературе и искусству".

В богатстве группировок сказывались и различные художественные пристрастия, и идеологическое размежевание. Хотя управление правящей партии и пробовало подчинить для себя всю идейную жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такового подчинения. Создалось такое положение, что, заместо ожидаемого массивного потока писателей-коммунистов либо рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков.

Более приметные литературные группировки тех пор: ЛЕФ {Левый фронт искусства), "Перевал";конструктивизм, либо ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).

Литературная группа ЛЕФ, либо Левый фронт (искусства):

• появилась в 1922 г.;

• просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.;

• состояла в главном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых идр.; недолгое время в эту группу заходил Б.Л. Пастернак;

• выдвигала последующие теоретические положения литературы и искусства:

• утверждение союза искусства с созданием;

• выполнение искусством функции жизнестроительства;

• пропаганда веры в технический прогресс в экономике;

• осознание литературы как факта, репортажа идокументалистики заместо вымысла, который должен быть отменен как пережиток про­шлого;

• отрицание пушкинского реализма;

• отвержение всякого личного, интимного начала в творчестве.

Литературная группа "Перевал":

•являлась марксистской литературной группой;

• появилась в Москве в 1923—1924 гг.;

• интенсивно развивалась в 1926—1927 гг.;

• имела издательскую базу в виде журнальчика "Красноватая новь" и сборников "Перевал", которые выходили до 1929 г.;

• в качестве неформального фаворита выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);

• в гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.;

• имела последующую литературную платформу:

• отстаивание свободы писателей от навязываемого им "общественного за­каза";

• защита авторские права на выбор темы, жанра, отвечающего индиви­дуальности творца;

• борьба с нормативным "управляемым искусством", которое утвержда­лось сторонниками пролетарской литературы;

• осознание художественного вида как еще более высочайшего, слож­ного, неоднозначного, чем неважно какая нагая мысль, схема;

•была обвинена во внеклассовом, надысторическом подходе к искусству, в культе красы, в неверии в возможность рождения нового классо­вого искусства;

• после разгрома троцкизма и исключения из партии фаворита направле­ния А.К. Воронского была распущена как обскурантистская организация.

Литературная группа ЛЦК, либо литературный центр конструктивистов:

· появилась в 1924 г. на почве литературного направления – конструктивизма, распалась весной 1930 г.;

· в группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович;

· имела последующую литературную позицию:
- тяготение к фактам и цифрам;

- внедрение деловой речи, цитат из документов, описаний действия;
- рвение к преодолению в литературе человека с его слабостями, тонкостями души, архаизмом привязанностей к дому, семье и прошлому;

- максимально полное, рациональное подчинение образов и метафор (а в стихотворении - рифм) теме произведения;

- отрицание государственной специфичности искусства.

Литературная группа ОБЭРИУ, либо Объединение реального искусства:

· являлась маленький по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых практически не публиковались;

· была базирована в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким;

· в различные годы в группу входили прозаик КК Вагинов, драматург Е.л. Шварц, сотрудничали с ней живописцы Павел Филонов и Казимир Малевич; ,

· находилась под воздействием мыслях футуристов, а именно В. Хлебникова;

· преследовала целью пародийно-абсурдное uзображение реальности;

· участники группы в большинстве случаев издавались в 30-е гг, как писатели для деток;

· традиции и опыты группы были продолжены в 70 - 80-е гг. многими представителями авангардного искусства - И. Холиным, Д. Приговым, Т. Кибировым и др.

Русская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) - самая мощная литературная организация

· официально оформилась в январе 1925 года

· входили большие писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др.

· печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнальчик "На литературном посту", который сменил осужденный журнальчик "На посту".

· ассоциация выдвинула новейшую, как казалось тогда, идеологическую и творческую платформу пролетарского литературного движения: соединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и фермеров в духе коммунистического миропонимания и мироощущения

· ассоциация призывала к учебе у классиков, в особенности у Л.Толстого, в этом проявилась ориентация группы конкретно на реалистическую традицию.

· РАПП эти надежды не оправдала и задачки не выполнила, действовала в разрез обозначенным задачкам, насаждая дух групповщины:

Раздельно от большинства имеющихся литературных группировок стояли О.Э. Мандельштам, А. Ахматова, А. Грин, М. Цветаева и др;




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Общая характеристика литературного процесса 20-х годов.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Общая характеристика литературного процесса 20-х годов.