Правовое положение рабов

Правовое положение рабов


Состояние свободы (status libertatis)

Все лица по этому аспекту делились на свободных и рабов

Рабы (servi) являлись особенными, одушевленными, уникальными «вещами», «instrumentum vocale» - говорящим орудием (историк Ворон), могли принадлежать только римским гражданам. Рабы являлись res mancipi, т.е. право принадлежности на их по цивильному праву передавалось средством ритуала манципации, т.к. это были более ценные вещи

Основания появления рабства:

1) Захват в плен

2) Ребенок, рожденный рабыней(статус приобретался по мамы; в традиционный и постклассический период было изготовлено исключение: ребенок не становился рабом, если хотя бы на какое-то время в период временности мать-раба была бы свободна)

Вступление в брак с рабыней было запрещено

Рабом мог стать и свободный:

3) Глава семейства мог распоряжаться членами семьи, мог реализовать его, но только за границей Рима, т.к. сознание оставалось как у свободного человека и в Риме такового раба было держать небезопасно

4) Долговой ? – можно было брать взаем под залог собственной личности



5) Рабами становились в итоге совершения тяжких злодеяний, тогда смертная казнь заменялась бессрочной каторгой (рабы гос-ва с клеймом)

6) Свободная дама, вступившая в связь с рабом и продолжающая это делать, становилась рабой

Рабы не являлись субъектами права, подпадали под manus. Servi pro nullius habentar – деяния раба лишены правового эффекта. При вступлении в дела с рабом нельзя было рассчитывать на иски, т.к. раб являлся вещью. С течением времени возникало больше профессиональных рабов, потому их стали по другому использовать – профессиональные рабы ставились во главе компаний, лавок, назначали капитанами торговых судов, но сначало раб делал волю рабовладельца. Если раб причинял вред, ответственность ложилась на государя (ноксальная ответственность). Иски: actio noxalis– ответственность за чужую вину (в современности – предки отвечают за вину несовершеннолетних деток), actio institoria – по действиям лавочника, actio exercitoria– по действиям капитана

Dominica potestas – власть над рабами (поближе к patria potestas – отцовской власти; раб отделяется от вещей, поближе к детям)

В стародавние времена владельцу раба принадлежало право жизни и погибели. Равномерно неосновательно убийство раба было приравнено к убийству чужого раба, ограничивалась отдача рабов в гладиаторы, что можно было делать только с разрешения магистрата. Старенькый, нездоровой и брошенный государем раб приобретал свободу и был должен сам себя обеспечивать. При нестерпимой беспощадности владельца рабы имели возможность удирать и вставать под охрану знаков (храм, скульптура правителя), магистрат заставлял государя таких рабов реализовать их

Рабский пекулий – земляной участок с рабочим скотом для хозяйствования рабом, рабы на этом участке сами могли становится рабовладельцами; государь раба нес ответственность в рамках пекулия (прототип юр.лица)

Если раба отпускали на свободу, он приобретал статус вольноотпущенника, оставаясь связанным с патроном. При оказании патрону хоть какого неуважительного деяния он опять преобразовывался в раба

Зависимость вольноотпущенника (зависимость клиента и патрона)

1) Opera(действие, работа) – оказание патрону услуг личного нрава (даже вещественной помощи)

2) Abseqium (почитание) – клиент должен оказывать знаки почести

3) Bona (имущество) – предоставление содержания (alimenta), подарков, право на наследие клиента, клиент не мог использовать иски по отношению к патрону

Становясь вольноотпущенником, прошлый раб приобретал статус гражданства как у собственного государя. Нередко специальную функцию по цивильному праву не соблюдали, и вольноотпущенник не приобретал свободы, но с т.з. преторского права он был свободен. Такие вольноотпущенники получили заглавие юниановы латины (19 г. до н.э. – Закон Юния Нарбана, согласно которому юниановы латины имели jus commercii, кроме права оставлять завещание, после их погибели имущество отходило государю – «живут как свободные, а погибают как рабы», не имели jus connubi, были лишены общественных прав, т.к. с т.з. цивильного права они все-же оставались рабами)




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Правовое положение рабов:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Правовое положение рабов