Основные понятия и положения темы.

Главные понятия и положения темы.


Контроль начального уровня познаний;

Роль людского фактора в безопасности деятельности очень велика, в особенности важны психофизиологические особенности виновников и жертв злосчастных случаев.

В связи с этим психофизиологические нюансы неопасной деятельности составляют разделы психологии и физиологии, где изучаются закономерности происхождения и функционирования психологического отражения человеком беспристрастной действительности в процессе неопасной трудовой деятельности.

Стоит отметить, что естественная система защиты человека не всегда может обеспечить требуемую безопасность в критериях техносферы. Нужны искусственные средства защиты. Чтоб разрабатывать искусственные системы безопасности, средства коллективной и персональной защиты, следует знать свойства человека и его роль в системах безопасности.

В системе безопасности человек делает три роли:

1. является объектом защиты;

2. выступать средством обеспечения безопасности;

3. сам может быть источником угрозы.



Психофизиологические базы безопасности.

Психология – это наука о психологическом отражении реальности в процессе деятельности человека. В психологии выделяются несколько направлений, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Психология труда изучает психические нюансы трудовой деятельности.

Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, также требования, предъявляемые к конструкции машин и устройств с учётом психологических параметров человека.

Психология безопасности изучает психические (зависящие от человека) предпосылки злосчастных случаев и разрабатывает способы и средства защиты от их.

Вопрос о воздействии психофизиологических свойств человека на происхождение злосчастных случаев является очень сложным. К психофизиологическим факторам, влияющим на травматизм, можно отнести аномалию анализаторов – это слуховой, зрительный, психический причины.

Слуховой фактор – глухота (неверное определение источника шума, неверное распознаванию звукового сигнала, отсутствие восприятия звукового раздражителя).

Зрительный фактор – цветовая слепота и дальтонизм, куриная слепота, световая адаптация, зрительная иллюзия, стробоскопический эффект.

К психическим травматогенным факторам можно отнести расстройство мышления, памяти, восприятия, внимания и эмоционально-волевой сферы.

В текущее время в структуре психики, связанной с сознанием и поведением, выделяют три компонента: психологические процессы ( восприятие, внимание, мышление, память); характеристики (характер, нрав); состояние (утомление, психологическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние, фармацевтическая, наркотическая либо спиртная астения).

Психологические процессы, действующие на безопасность.

Психологические процессы составляют базу психологической деятельности и являются динамическим отражением реальности. Без их нереально формирование познаний и приобретение актуального опыта. Различают познавательные, чувственные и волевые психологические процессы (чувство, восприятие и память).

Память – это свойство запоминания, сохранение и следующего проигрывания человеком инфы, конкретно связанной с безопасностью, в особенности оперативного нрава. Запоминание плотно сплетено с забыванием ( за 1-ые 9 часов информация миниатюризируется до 35%, потому нужно проводить обучение, проводить инструктажи, учебные тренировки и т.д.).

Внимание – это направленность сознания на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую либо ситуативную значимость, также сосредоточение сознания, предполагающее завышенный уровень сенсорной, интеллектуальной либо двигательной активности.

Для вербования внимания к опасностям употребляют разные средства – звуковые, зрительные.

Восприятие (перцепция) – это полисенсорное отражение в сознании человека предметов либо явлений при их конкретном воздействии на органы эмоций.


Загрузка...

На базе перцепции осуществляется выбор решения, конкретно связанный с мышлением.

Мышление – это процесс познавательной активности.

Чувства – это оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений, т.е. потребность субъекта, к весомым для него объектам. Чувства делают сигнальную и регулятивную функцию во отношениях субъекта с окружающей средой. Основными эмоциями, которые содействуют травматизации являются чувство утраты действительности (аустичность), неверный ужас (фобии) и др. Формой протекания эмоций являются чувственный фон, эмоции, аффекты и настроения.

Чувственный тон – это типичная чувственная расцветка протекания физического процесса. Травматогенным фактором чувственного тона считается идиосинкразии, т.е. болезненное омерзение к определённым раздражителям, приводящее к аллергиям. Напротив, положительный чувственный тон (симпатичные звуки, приятный запах, цвет понижает степень риска и уменьшает утомляемость человека.

Эмоции – это конкретное переживание какого-нибудь чувства. Основными видами чувств являются стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции (решимость, удовлетворенность, одушевление, азарт) побуждают к активным действиям.

Астенические эмоции (боязнь, ужас, опасение, испуг, кошмар) характеризуется уходом от борьбы, замыканием внутри себя, лишними переживаниями.

Проявление чувств связано с характером и нравом человека.

С чувствами плотно сплетены аффекты, т.е. чувственные процессы, стремительно овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значимым конфигурацией сознания, нарушением контроля за действиями (утратой самообладания).

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение долгого времени протекание отдельных психологических процессов и поведение человека.

Воля – это форма психологической активности человека, которая подразумевает регулирование человеком собственного поведения, торможения ряда других стремлений и побуждений; предугадывает компанию разных действий в согласовании с сознательно поставленными целями. Главным элементом волевой деятельности служит волевой акт. Антиподом волевых свойств – внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность – являются источниками травматогенных ситуаций. Более небезопасным считается групповое внушение.

Психологические характеристики, действующие на безопасность.

Основными психологическими качествами, влияющими на безопасность человека,

числятся нрав и характер.

Нрав – это совокупа персонально психических параметров, проявляющихся в обычной для данной личности методах деяния при определённых обстоятельствах, также типичным отношением личности к этим происшествиям. Нрав учитывается при профориентации и профотборе.

Характер – под этим термином понимают сочетание таких черт человека, как интенсивность, скорость, темп, ритм психологических процессов и состояний, зависящих от параметров нервной системы этого человека – силы, подвижности и возбудимости. По темпераменту выделяются холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники.

Сангвиник – это человек уравновешенный, активный, подвижный, просто переживающий проблемы и беды, удобный.

Флегматик – человек с замедленными реакциями, хладнокровный, неизменный в собственных эмоциях, стабильный в действиях и речи.

Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в чувствах, с частыми сменами настроения, стремительно говорящий человек.

Меланхолик – человек со слабеньким типом нервной системы, очень впечатлительный, глубоко переживающий, но способный тонко ощущать и принимать больше инфы, чем другие, отчего он резвее устаёт. Характер обоснован на генном уровне, а нрав находится в зависимости от самого человека и возраста.

На безопасность оказывают влияние психические характеристики, объединяемые понятием фобия (ужас, боязнь).

Агорафобия – боязнь открытого места и скопления людей.

Акрофобия – ужас высоты.

Клаустрофобия – боязнь закрытых, тесноватых пространств.

Пантофобия – боязнь всего вокруг, всего, что может произойти.

Псевдофобия – боязнь, вызванная когда-то пережитыми событиями; ужас перед машинами после пережитой автокатастрофы, аварии; остающийся ужас после злосчастных случаев.

Психологические состояния и безопасность человека.

Психическое состояние человека – это относительно устойчива

структурная организация всех компонент психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с наружной средой, представленной на этот момент определенной ситуацией.

Реакция организма на наружные раздражители не остаётся неизменной.

Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и угрозы, в итоге чего, может появиться состояние психологической напряжённости, которое именуется стрессом.

Но нужно отметить то, что стресс оказывает не только лишь положительное воздействие

на итог труда, да и при превышении критичного уровня развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение процессов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, прямо до его срыва. Потому стресс, превосходящий критичный уровень, именуют дистрессом.

В современных механизированных и автоматических предприятиях рабочему

приходится сталкиваться с так именуемыми стрессорами.

Выделяют 6 групп производственных стрессоров:

12. интенсивность работы;

13. давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа);

14. изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты меж рабочими;

15. одинаковая однообразная работа;

16. недостающая двигательная активность

17. разные наружные воздействия.

Таким макаром, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам

психологического состояния, которые именуют дистрессом либо запредельными формами.

Можно выделить два типа запредельного психологического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений, понижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, проявляется рассеянность и другие отрицательные признаки.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса, находится у их запальчивость, раздражительность, резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психологического напряжения лежат в базе неверных действий и неверного поведения операторов в сложной обстановке.

К психологическим состояниям человека относят, приемущественно, утомление, психологическую напряжённость, стресс, дистресс и особенные состояния.

Утомление – это временное состояние органов либо целого организма, характеризующееся понижением работоспособности в итоге долговременной либо лишней нагрузки. Различают физическое и психическое утомление. Последней формой утомления служит тяжёлое утомление, граничащее с патологическими формами реакций на стимулы.

Развитие утомления связано с конфигурацией работоспособности и в течении рабочего времени проходит три шага: 1 - врабатывание, ΙΙ – устойчивой работоспособности, ΙΙΙ – пришествие утомления.

К более распространённым психологическим состояниям человека, приводящим к злосчастным случаям, относят психологическую напряжённость и её долгое воздействие приводит к стрессам.

Разглядим психологические состояния по уровню напряжения, т.к. конкретно этот признак более существен исходя из убеждений воздействия состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение – обычное рабочее состояние.

Завышенное напряжение аккомпанирует деятельность, протекающую в экстремальных критериях. Отличия от хороших критерий деятельности требуют завышенного волевого усилия, т.е. вызывают напряжение. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, относятся:

1. физиологический дискомфорт;

2. био ужас;

3. недостаток времени на сервис

4. завышенная трудность задачки;

5. завышенная значимость неверных действий;

6. наличие релевантных помех;

7. неуспех вследствие беспристрастных событий;

8. недостаток инфы для принятия решения;

9. недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10. перегрузка информацией;

11. конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение 1-го из их просит воплощения действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в согласовании с теми психологическими

функциями, которые в большей степени вовлечены в профессиональную деятельность и конфигурации которых более выражены в неблагоприятных критериях.

Умственное напряжение – напряжение, вызванное частым воззванием к умственным процессам при формировании плана обслуживания и обусловленное высочайшей плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение – напряжение, вызванное неоптимальными критериями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае огромных затруднений в восприятии нужной инфы.

Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невыполнимостью переключения внимания, завышенными требованиями как к концентрации, так и стойкости внимания.

Политония – напряжение, вызванное необходимостью нередких переключений внимания и в внезапных направлениях.

Физическое напряжение – напряжение организма, вызванное завышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение – напряжение, вызванное конфликтными критериями, завышенной вероятностью появления аварийной ситуации, неожиданностью или долгим напряжением иных видов.

Напряжение ожидания – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в критериях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление – напряжение, связанное с временным понижением работоспособности, вызванным долговременной работой.

К психологическим состояниям относится мотивация, которая взаимосвязана с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупа желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определённую структуру в виде иерархии мотивов. Одним из принципиальных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость либо ослабление этого мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.

Мотивация связана с другим базисным понятием безопасности деятельности – риском, который обозначает или действие, сопряжённое с угрозой, или действие в критериях неопределённости.

Особенные психологические состояния.

Вместе с утомлением и стрессом выделяют особенные психологические состояния, включая пароксизмальные расстройства сознания, изменение настроения; состояния связанные с приёмом психотропных веществ (стимуляторов, транквилизаторов, спиртных напитков и т.д.).

Пароксизмальные состояния характеризуются утратой сознания от нескольких секунд до нескольких минут, к примеру абсанс. Причинами таких состояний служат заболевания, однообразный труд, работа в ночное время.

Психогенные конфигурации настроения появляются под воздействием стрессовых состояний и катастрофических событий (ухудшение настроения, вялость, безразличие, скованность, заторможенность, затруднение переключение внимания, замедление темпа мышления). Приём транквилизаторов, алкогольных напитков оказывают влияние на психологическую активность. С позиции безопасности труда особенное значение имеет посталкогольная астения (похмелье).

Более небезопасны аффективные состояния (аффект – взрыв чувств). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объёма сознания. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с завышенным риском травматизации и не должны допускаться к ответственным работам.

Конфликт – реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать меж 2-мя потребностями, которые действуют сразу.

Поведение срыва – при циклических бедах либо в чрезвычайной ситуации человек может отрешиться от собственных целей.

Тревога (тревожное ожидание) – чувственная реакция на опасность.

Ужас – эмоция, возникающая в ситуациях опасности био либо соц существованию индивидума и направленная на источник реальной либо воображаемой угрозы.

Испуг – безусловно-рефлекторный «внезапный страх».

Боязнь, напротив, всегда связана с сознанием угрозы, появляется медлительнее и подольше длится.

Кошмар – более мощная степень аффекта ужаса и угнетение ужасом рассудка.

Паника – одна из форм ужаса. Биологическим механизмом её является активно-оборонительный вид рефлекса (оцепенел от испуга, остолбенел от кошмара).

Массовая паника – один из видов поведения толпы.

Огромную опасность для человека оказывает неизменный приём алкоголя в итоге приводящий к алкоголизму. Дебоширство и алкоголизм являются главными причинами производственного травматизма.

Психические способы увеличения безопасности.

В действиях человека психологи выделяют три многофункциональные части: мотивационную, приблизительную и исполнительную. Нарушение в хоть какой из этих частей влечёт за собой нарушение деяния в целом.

Человек нарушает требования безопасности по последующим причинам: 1) по неведению этих требований; 2) по нежеланию делать известные ему требования безопасности; 3) в связи с неумением выполнить требования; 4) в связи с невыполнимостью выполнить требования.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании делать определённые деяния.

Нарушение приблизительной части действий проявляется в неведении правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и методов их выполнения.

Нарушение исполнительной части действий проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм), вследствие несоответствия психологических и физических способностей человека требованиям работы.

Одно из главных звеньев в профилактике производственного травматизма – обучение и закрепление способностей и умений.

Формирование навыка происходит в 4 шага: 1) ознакомительный, 2) предварительный (аналитический), 3) стандартизирующий (синтетический),4) варьирующий (ситуативный).

На ознакомительном шаге происходит осмысление действий; на предварительном – сознательное, но неискусное их выполнение; на синтетическом – автоматизация действий и на ситуативном – пластичное приспособление к изменяющимся условиям.

Наибольшее число злосчастных случаев отмечается на предварительном шаге. На синтетическом шаге происходит вторичный скачок числа злосчастных случаев из-за лишней адаптации. На ситуативном шаге для психологии безопасности труда представляет энтузиазм интерференция способностей, т.е. отрицательный их перенос (при подмене пульта управления машиной, изменение правил дорожного движения).

На данный момент взамен 4 шагов обучения выделяют три последующих шага: 1) первоначальное овладение действиями, 2) уточнение и объединение действий, 3) закрепление действий прямо до автоматизма.

Заключение:таким макаром,рассмотрев причины действующие на безопасность жизнедеятельности человека можно прийти к выводу, что психофизиологические нюансы неопасной деятельности зависят от огромного количества психофизиологических процессов самого организма, так и наружного воздействия среды на человека и познание этих качеств поможет удачно решать вопросы по предупреждению травматизма.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Основные понятия и положения темы.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Основные понятия и положения темы.