ЛЕКЦИЯ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ

ЛЕКЦИЯ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ Базы Эргономичности


Определение эргономичности Термин «эргономика» в переводе с греческого значит «закон работы» (ergon - труд, nomos - закон).

Войтех Ястшембовский, в первый раз предложивший его в 1857 г., имел в виду науку о труде, основанную на закономерностях науки о природе. Таковой же смысл В. Н. Мясищев вкладывал в понятие «эргология», а В. М. Бехтерев - в содержание науки «эргонология». Создатели проектов этих новых даже для 20-х годов XX столетия научных дисциплин указывали на то, что трудовая деятельность не изучается в целом ни одной из имеющихся наук, не умещается в рамки ни 1-го из имеющихся предметов, невзирая на свою крайнюю значимость.

<< В начало | | В конец >>

Приведем взоры ряда забугорных создателей на эргономическую науку:

Фогель определяет эргономию как междисциплинарную науку, зани мающуюся неувязкой взаимодействия человека и машины;

Марелл определяет ее как научное исследование отношений меж человеком и средой; понятие среда он употребляет в более широком смысле, т.е. машины, инструменты, компанию труда и т.д.



Вудсон лицезреет в эргономии возможность конструирования и сотворения средств заслуги более высочайшей производительности труда, понижения ошибок при их использовании, заслуги комфорта и понижения вялости.

Оксала считает эргономию областью прикладных исследовательских работ, в каких познание анатомии и физиологии человека и технологии помогает преобразованию производственных процессов и способов труда, произвол ственного оборудования и критерий труда, с тем чтоб они отвечали главным законам организма человека и поведения, устраняли чрезмерную нагрузку и возможность травм, также непроизводительную деятельность организма и увеличивали производительность труда человека.

Российские создатели:

Мунипов определяет эргономию как науку, комплексно изучающую способности и особенности человека в трудовых процессах с целью сотворения хороших орудий, критерий и процессов труда для человека.

Терещенко лицезреет в эргономии науку, целью которой является определение хороших системы человек - машина с внедрением современных достижений в области биологи, физиологии, анатомии, психологии и технических наук.

В современной практике получили распространие два термина: эргономия - наука об отношениях меж человеком, производственной средой и средствами производства; эргономичность - совокупа требований, предъявляемых к преобразованию труда, производственной Среды и средств производства.

В текущее время ведущей в эргономичности является мысль координации работы всех профессионалов, занимающихся вопросами труда. Под эргономичностью понимается область познания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах «человек—техника—среда» (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.

Аналогичную область познаний в США именуют «человеческим фактором» (human factors).

Появление и развитие эргономичности Зарождение эргономичности можно отнести к первым попыткам человека поменять условия, орудия труда и изучить воздействие Среды на труд человека, которые проводились еще в прошедшем веке.

С появлением мирового кризиса сначала 30-х гг. нашего столетия пропал энтузиазм к человеку как к рабочей силе, а вкупе с ним и энтузиазм к эргономическим исследованиям. Только во время 2-ой мировой войны, в особенности в военной области, появляется определенная формулировка эргономии. Была изучена способность человека управлением современного орудия и изыскивались методы понижения бессчетных отказов надежности при управлении военной техникой. Но бурное развитие эргономии наступает только после окончания 2-ой мировой войны.

В 1949 г. было сотворено 1-ое особое научно-исследовательское эргономическое общество в Англии, а незначительно позднее - в других европейских странах. В 1961 г. произошла 1-ая встреча членов Интернациональной эргономической ассоциации.

Предпосылками существенного развития эргономичности в текущее время послужили трудности, связанные с внедрением и эксплуатацией новейшей техники и технологии на современном шаге развития производства и оказавшиеся не разрешимыми средствами только технических и мед наук. Нужно было согласовать советы психологии, физиологии, гигиены труда, дизайна и соединить их в общую систему требований к содержанию и нраву труда в СЧТС. На базе теории и методологии такового объединения и появилась эргономичность.


Загрузка...

Первой, более значимой неувязкой развития эргономичности является недостающая эффективность СЧТС, которая нередко оказывается ниже расчетной, ожидаемой. В почти всех случаях человек-оператор не в состоянии стопроцентно использовать весь потенциал СЧТС по огромному количеству обстоятельств. К ним относятся: несогласованность характеристик оборудования и способностей человека работать в критериях недостатка времени и инфы, массивного воздействия наружных причин (шум, вибрация, излучения, локальный климат и пр.); недооценка заинтригованности человека в использовании новейшей техники, уровня его умственного и нравственного развития и др. Неведение либо игнорирование разработчиком и конструктором этих обстоятельств, образующих человечий фактор, приводило к тому, что производительность новых СЧТС повышалась менее чем на 25-30%. В итоге появилось существенное отставание роста производительности труда от роста мощности используемой техники.

2-ой неувязкой СЧТС является парадокс роста травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте и в быту. В целом, если учитывать все злосчастные случаи в мире, связанные с внедрением машин, оборудования, технических устройств, то число раз в год страдающих от их составит более 10 млн. человек, при этом около полумиллиона из их гибнет.

<< В начало | | В конец >>

Анализ обстоятельств травматизма указывает, что он нередко обоснован неверными действиями людей, связанными с недочетами в конструкции техники, средств отображения инфы, органов управления машин и устройств. К примеру, очень частая ошибка оператора - некорректная интерпретация показаний устройств - предопределяется нехороший их читаемостью, подачей инфы не тогда, когда она нужна, отсутствием сведений у оператора о том, включен ли прибор, подачей инфы, требующей мысленного перевода в другие единицы, и пр. Предпосылкой ошибки и аварии СЧТС может быть отсутствие точной фиксации органа управления, ненатуральные направления движения педалей и ручек их неверное размещение, неловкая для захвата форма рукояти и др. Многочисленность и вариативность обстоятельств аварий в СЧТС свидетельствуют о необходимости их специального исследования и разработки научно обоснованных способов их предотвращения.

3-я неувязка трудовой деятельности человека в СЧТС связана с высочайшей кадровой непостоянностью. Это значит, что какое-то время простаивают рабочие места, работник, подбирающий для себя новое место, не участвует в публичном производстве, осуществляются дополнительные издержки на его переподготовку на новеньком месте работы и пр. В текущее время эргономисты отмечают нарастающую тенденцию к отказу рабочих от тяжеленной, небезопасной, грязной работы. Больше половины работающих в СЧТС нацелено на творческие моменты в труде. Исследования демонстрируют, что малоквалифицированный, неинтересный, на физическом уровне тяжкий труд не провоцирует развития личности работника, ограничивает его рвение к духовному росту и часто связан с асоциальными формами поведения

Современные высокоэффективные техника и технологии приблизили решение этой задачки. В одном из вариантов работы наладчика, к примеру, наблюдениям за технологическим процессом отводится 58,4-61,8% рабочего времени, наладке, регулировке и смене инструмента - 22,9-26,1%, выборочному контролю свойства - 0,9-1,3%, ремонту - 6,7-9,1%. Предполагалось, что это востребует от рабочего более глубочайших познаний, способностей резвого решения сложных задач. Но оказалось, что внедрение самой современной, в том числе механизированной, техники не ведет автоматом к возникновению и расширению творческих функций и часто даже содействует их исчезновению. Так, эксплуатация станков с числовым программным управлением понижает требования к квалификации станочника, сводит его деятельность к полупассивному контролю за технологическим процессом. Персонал гибких производственных систем, механизированных комплексов и других современных технологий отреагировал на новые СЧТС методом, который получил заглавие «психологического барьера».

4-ая неувязка современных СЧТС связана с ростом числа нервно-психических болезней, вызванных так именуемым «индустриальным стрессом». По воззрению профессионалов, в современных критериях возросло воздействие на центральную нервную систему на производстве, в быту, на отдыхе причин, нередко имеющих стрессогенный нрав. По данным Глобальной организации здравоохранения, в 65 странах мира, где проживает более 3/4 населения Земного шара, на учете в психоневрологических учреждениях состоит приблизительно от 72 до 80 млн. психологических нездоровых, требующих неотклонимого стационарного исцеления, а прямые валютные издержки, связанные с исцелением этих нездоровых, исчисляются суммой в 30 миллиардов. долл.

Значимая часть этих болезней обоснована темпами и особенностями организации современного производства. Симплификация труда и конвейерный метод производства, рост «цены ошибки» работника, ситуации неопределенности, внезапности, новизны, заложенные в технологический процесс, являются причинами промышленного стресса и его последствий — роста нервно-психических болезней.

Совсем разумеется, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек—техника—среда» должны учитываться реальные способности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен ясно представлять размер допустимых физических. умственных, чувственных издержек, которых востребует работа с определенной технической системой, и в согласовании с этим корректировать деяния ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.

Главные цели и задачки, предмет и способы эргономичности Цели. Первой и главной целью эргономичности является увеличение эффективности СЧТС, под которой понимается способность СЧТС достигать поставленной цели в данных критериях и с определенным качеством. Понижение эффективности СЧТС свидетельствует сначала о том, что она не полностью делает свое предназначение. В данном случае ее производительность и качество производимого продукта оказываются ниже расчетных, а вещественные, энерго и психологические издержки на обеспечение ее функционирования — выше запланированных.

Эффективность СЧТС невозможна без высочайшей работоспособности и надежности человека-оператора, которые строго определены в эргономичности и за обеспечение которых несет ответственность эргономист. Работоспособность - это свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психологических функций и характеризующее его способность делать определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени. Надежность - это свойство, характеризующее способность человека-оператора безотказно делать деятельность в течение определенного интервала времени при данных критериях.

Эргономист должен поддерживать трудовые издержки человека-оператора при содействии с технической системой на таком уровне, который позволял бы обеспечить рациональные работоспособность и надежность оператора. В одних случаях эти трудовые издержки нужно понижать за счет специального проектирования деятельности оператора, в других, напротив, увеличивать их, чтоб поддержать готовность безошибочного и моментального реагирования на аварийные ситуации. К примеру, внедрение ЭВМ и робототехники существенно наращивает эффективность трудовой деятельности, но может и резко повысить психофизические издержки работника в случае пренебрежения эргономическими анализом и проектированием рабочего места оператора, характеристик монитора. Понятно, что уже через 15 мин работы на видеотерминале у человека-оператора наблюдается расстройство цветового зрения, возникают признаки утомления глаз. Нужно учесть, что он делает от 12 до 33 тыс. движений головой и очами в течение рабочей смены, считывая при всем этом от 8 до 18 тыс. символов в час. Огромные трудовые издержки оператора понижают через некое время качество и производительность его работы, т. е. эффективность всей системы. Целью эргономичности является не только лишь уменьшение трудовых издержек оператора, да и сначала увеличение производительности и свойства его труда за счет оптимизации его деятельности, совершенствования средств отображения инфы, органов управления. Повысить эффективность труда оператора видеотерминала можно методом конфигурации соотношения яркости экрана и окружающего места от 3:1 до 5:1, роста малых размеров символов на дисплее до 3,1-4,2 мм, понижения силы удара по кнопке до 25—150 г, уменьшения длины пробега кнопок до 1-4 мм и т.д.

Безопасность труда является 2-ой целью эргономичности. В согласовании с трудовым правом охрана труда обещана совокупой правовых норм, устанавливающих систему мероприятий, конкретно направленных на обеспечение здоровых и неопасных критерий труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях народного хозяйства. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда производят специально уполномоченные муниципальные органы: Госгортехнадзор, Госэнерго-надзор, Госсаннадзор и др. Не считая их. эту работу ведут профсоюзы и состоящая в их ведении техно инспекция труда. Служба надзора и контроля опирается на научно обоснованные, испытанные опытом технические требования, которые непременно обеспечивают безопасность труда работников.

В последние годы рассредотачивание обстоятельств злосчастных случаев в индустрии поменялось. Так, посреди обстоятельств томных злосчастных случаев 22% приходятся на нарушения технологического процесса самими работниками, 19% - на грубое нарушение правил техники безопасности пострадавшим, 16% - на нехорошую компанию рабочего места, 7% - на неисправность оборудования и 4,3% - на нехорошую обученность. Личные предпосылки травматизма в индустрии (ошибки человека) начали доминировать над беспристрастными (неисправности техники).

Деятельность человека-оператора стала настолько сложна, что конкретно в ее организации и выполнении оказались сконцентрированными главные предпосылки небезопасных ошибок, приводящих к травме. В почти всех случаях деиствия человека-оператора являются небезопасными из-за невозможности их правильного и своевременного выполнения, из-за того что при проектировании технических устройств не учитывался человечий фактор.

Деятельность человека в СЧТС является таким же предметом исследования и проектирования, как и ее техно часть. Эргономист должен принимать во внимание: способности психологических процессов человека по приему, переработке инфы и принятию правильного решения в определенных критериях функционирования СЧТС; психологические характеристики и особенности оператора, проявляющиеся в склонности к более либо наименее рискованному поведению; его способность работать в состояниях утомления, чувственного стресса, психологической напряженности, монотонии и т. д.

Третьей целью эргономичности является обеспечение критерий для развития личности трудящегося в процессе труда. Главным методом ее заслуги служит постепенное органическое соединение физического и интеллектуального труда в производственной деятельности. Оно включает:

- последовательное увеличение содержательности труда всех профилей, увеличение его умственной насыщенности на базе совершенствования техники и технологии;

- увеличение общеобразовательной и проф подготовки работников;

- вовлечение трудящихся с учетом их познаний, интересов и склонностей в управление созданием, публичными делами; создание хороших критерий для сочетания проф труда с техническим творчеством в производственной и непроизводственной обстановке.

<< В начало | | В конец >>

На достижение этой цели значительно оказывает влияние автоматизация производства Чтоб избежать отрицательных социально-психологических и экономических последствий СЧТС, нужно увеличивать объем умственных, творческих операций при работе на ЭВМ, станках с числовым программным управлением, в гибких производственных системах и т. п. в итоге целенаправленной деятельности конструкторов и эргономистов. Последние должны исходить из того, что продуктом СЧТС являются не только лишь детали и расчеты, да и сам человек-оператор, возрастающий и совершенствующийся в процессе труда Целью СЧТС является не только лишь производимая ею продукция, да и свойства производящего ее человека.

Задачки. Рассмотренные выше цели эргономичности определяют семь ее теоретических задач.

Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфичности эксплуатации им технических систем и среды. На шаге становления эргономичности в ней преобладали аналитические исследования, оценивавшие те либо другие раздельно взятые технические устройства (и их элементы) исходя из убеждений их соответствия также раздельно взятым психическим чертам человека. Настоящая деятельность человека-оператора в этих исследовательских работах редуцировалась к простым реакциям, потому скопленные данные имеют ограниченное значение. Позже выяснилось, что на скорость обработки инфы человеком оказывают влияние уровень его работоспособности, состояние, степень его тренированности, особенности мотивации и др. Это обусловило развитие «антропоцентрического подхода», т. е. подхода от человека к машине. Основным звеном при таком подходе становится проектирование деятельности человека-оператора. Проект деятельности выступает как база решения всех других задач, связанных с разработкой системы «человек—техника—среда»: от общей задачки определения ее принципной схемы до определенных личных задач—выбора типа органов управления, дизайна панелей и шкал устройств и т. п. В итоге не человек рассматривается как обычное звено, включенное в техно систему, а машина - как звено, включенное в деятельность человека, пользуясь, которым оператор решает поставленные перед ним задачки.

Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности. Единой теоретико-методологической концепцией инженерной психологии и эргономичности является концепция человека-оператора, которая реализуется в виде исследования закономерностей воплощения всех нервно-психических процессов в системе мозга как информационных.

В текущее время исследованы механизмы включения всех личных информационных процессов в единую систему общего информационного процесса. Эмпирическим основанием «гипотезы включения», сформулированной А. А. Крыловым, послужили закономерности конфигурации времени. подходящего для выполнения действий типа обычной сенсомоторной реакции, зависимо от временного интервала меж сигналами. Примером эмпирической закономерности служит также «закон независимости», согласно которому возможность четкого слежения за многомерным стимулом равна произведению вероятностей четкого слежения за каждым из его характеристик. Отсюда следует, что реакции на любой из характеристик не зависят друг от друга. Но в процессе решения задачки и по мере тренировки наблюдаются все огромные отличия от этого закона и субъект начинает отвечать на многомерный стимул единым координированным движением.

Исследователями установлено более 70 эмпирических закономерностей восприятия и переработки инфы, выражающихся в различного рода зависимостях, к примеру зависимости получения и переработки инфы человеком - от ее количества; зависимости критичной частоты слияния мельканий - от яркости знака, его конфигурации и угловых размеров и др. Задачка эргономистов на современном шаге состоит в классификации этих закономерностей.

Формулирование принципов сотворения СЧТС и алгоритмов деятельности в ней человека-оператора. К числу общих принципов относятся последующие принципы:

- системной эргономичности, которая заключается в том, что эргономическое проектирование должно быть нацелено на достижение наивысших характеристик эффективности СЧТС при одновременном соблюдении допустимых либо хороших критерий деятельности человека по соц, психическим, физиологическим и медико-гигиеническим аспектам;

- адаптивной эргономичности, заключающейся в том, что по мере развития и совершенствования информационно-программно-технических средств СЧТС эргономические требования должны пересматриваться в направлении улучшения их от допустимых к хорошим;

- научной эргономичности, состоящей в том, что вопросы эргономического проектирования должны решаться на базе беспристрастных количественных оценок, получаемых на исходных стадиях эргономического проектирования методом расчетно-аналитических, модельных и экспертных оценок, проверяемых опытно-экспериментальным методом на следующих стадиях;

- информационной эргономичности СЧТС, требующей, чтоб информация об объекте, обслуживаемом СЧТС, не только лишь была полной, достоверной, животрепещущей, т. е. соответствовала настоящему состоянию объекта, да и представлялась в виде, комфортном для принятия решения человеком;

- программно-интеллектуальной эргономичности, обеспечивающей устойчивую тенденцию разумного освобождения человека от рутинных функций, т. е. однообразных, мучительных, нетворческих операций, и сотворения критерий для наибольшей реализации творческого потенциала человека, усиленного умственными способностями программного обеспечения, что будет содействовать формированию и развитию личности оператора.

Эти общие принципы в совокупы представляют базу концепции эргономического проектирования.

Определенные принципы конкретно связаны с работой человека-оператора. К ним относятся:

- принцип соответствия функций, 1-ое условие которого - родство однопорядковых частей - оказывается несостоятельным, потому что человек и технические звенья являются разнопорядковыми элементами; 2-ое условие соответствия - общность параметров частей и параметров системы -выполняется стопроцентно, но исключительно в том смысле, что и оператор, и технические устройства способны к осуществлению информационного процесса:

- принцип актуализации функций, позволяющий рассматривать компанию СЧТС как непрерывный процесс становления функций, в каком система приобретает все новые характеристики и больше параметров становится функциями' системы. Этот принцип справедлив для периода, когда обучение и тренировка оператора еще не окончены;

- принцип сосредоточения функций, стопроцентно проявляющийся в организации информационного процесса и в звене «человек—оператор», и в целом СЧТС. Этот принцип отражает иерархию процесса, зависимость воплощения функций более общего уровня от реализации функций наименее общего уровня;

<< В начало | | В конец >>

- принцип лабилизации функций, отражающий возможность перехода живой системы на отменно новый уровень за счет конфигурации дела стойкости структуры к подвижности функции. Этот принцип связан с конфигурацией взаимодействия частей информационного процесса в период обучения и тренировки оператора вследствие нахождения им новых методов решения оперативных задач;

- принцип стабилизации функций, значащий, что все характеристики информационной системы есть в качестве функций, реализация которых упорядочена во времени и в пространстве;

- принцип компенсации функций, обусловливающий возможность передачи функций вышедших из строя технических устройств и частей СЧТС, неспособных к самовосстановлению, человеку;

- принцип активизации информационных функций, значащий, что в СЧТС активизация информационных функций осуществляется за счет активного по собственной природе поведения самого человека-оператора и за счет введения человеком определенных программ в информационный процесс технической подсистемы.

Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека и связанных с ним технических систем, причин наружной среды. Понятно, что автоматизация меняет отношения человека и техники в процессе трудовой деятельности. Человек, конкретно осуществлявший ранее технологический процесс, становится его регулировщиком, наладчиком, программером. В связи с этим увеличиваются требования к квалификации и умственной подготовке кадров; возрастает толика высококвалифицированных рабочих и профессионалов, занятых обслуживанием автоматической техники и технологии; вырастает производительность труда. Высвобождающиеся трудовые ресурсы «перекачиваются» в другие сферы людской деятельности.

Ученые высказывают мировоззрение о том, что массовая компьютеризация обучения, труда и быта может поменять характеристики ума, сделать человека рациональнее, сузить его духовный мир, привести к переоценке нравственных ценностей. Но до сего времени не установлена точно возможность таких конфигураций в психологии человека, мера воздействия на нее имеющихся моделей взаимодействия с компьютерами, отсутствуют советы по проектированию деятельности человека в механизированных системах.

Недостающая эффективность эргономического прогнозирования приводит к тому, что упускаются из виду психические задачи, связанные как с организацией конкретного взаимодействия человека с ЭВМ, так и с внедрением средств автоматизации в уже сложившиеся организационные структуры людской деятельности. Явна необходимость разработки особых эргономических мероприятий по преодолению психического барьера человека при общении с машиной, по улучшению проф подготовки юзеров и пообеспечению их творческих потребностей.

Создание способов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС, обеспечивающих ее безопасность, эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека. В текущее время более 90% аварий СЧТС происходит вследствие неверных действий человека. Предпосылкой этого будет то, что улучшение технического звена системы идет резвее, чем решение вопросов, связанных с человечьим фактором. В то же время резервы той составляющей общей эффективности, которая определяется совершенствованием технических средств автоматических систем, уже существенно исчерпаны. Увеличение же эффективности СЧТС за счет организации рационального взаимодействия технического звена системы и человека-оператора, взаимодействия меж отдельными операторами таит внутри себя значительные резервы.

Решение обозначенной задачки просит сотворения соответственных способов, одним из которых является способ структурно-алгоритмического анализа и синтеза деятельности. Функцию структурно-алгоритмического моделирования условно можно расчленить на три шага.

1-ый шаг - структурный анализ. Основная цель его состоит в выделении по способности непротиворечивым и комфортным образом структурных уровней коллективной и персональной деятельности, режимов работы и задач, решаемых оператором. Для этого проводятся операции по: 1) выделению круга обязательств каждого из операторов, 2) выделению режимов работы, 3) выделению подмножеств задач для каждого режима и каждого оператора.

2-ой шаг - алгоритмизация. Основной его целью является получение в матричной и графической форме вероятностных алгоритмов для огромного количества задач, предписываемых операторам. Процедура шага состоит из последующих операций: 1) построения метода задачки в форме графа Бержа, 2) перечисления реализации метода, 3) взвешивания реализации (построения вероятностного метода), 4) нормирования графа метода.-

3-ий шаг - структурно-алгоритмический синтез. Основная цель его заключается в синтезе алгоритмических структур, образованных совокупой поочередно выполняемых алгоритмов задачки. Соответственно осуществляются операции по: 1) синтезу структуры режима работы, 2) синтезу структуры персональной деятельности, 3) синтезу структуры коллективной деятельности, 4) симметризации и ранжированию матриц, описывающих структуры деятельности.

Такое моделирование, развернутое для определенной ситуации, позволяет интерпретировать в виде, комфортном для инженерного решения, задачку сборки оборудования на постах централизованного контроля и управления.

Разработка специфичных категорий эргономичности, отражающих особенности ее предмета, содержания и способа. Наличие максимально широких понятий, отображающих более общие, значительные характеристики, признаки, дела предмета исследования, является неотклонимым условием существования хоть какой области познания. Без их невозможны классификация и систематизация приобретенного материала. Из более чем 200 понятий, применяемых в эргономичности, согласованными и принятыми являются только 50 категорий. В эргономичности разработка, обсуждение и принятие ее главных категорий осуществляются в форме сотворения ГОСТов. Стандартизация инженерно-психологических норм и требований является одним из более действенных путей внедрения достижений инженерной психологии в практику промышленного производства.

Поиск, обнаружение и описание фактов, демонстрирующих связь свойства труда человека с эргономическими параметрами технических систем и наружной среды. В итоге исследовательских работ эргономистов накоплено огромное количество сведений о психических и психофизиологических свойствах человека, на которых базируются инженерно-психологические требования к техническим устройствам, окружающей среде. Эти сведения организуются в виде различного рода «банков данных», созданных для профессионалов, конкретно занятых созданием СЧТС. Справочники по эргономичности и инженерной психологии содержат кропотливо испытанные количественные характеристики психофизиологических способностей и особенностей человека и разные зависимости меж ними, которые нужно использовать в проектировании, разработке и оценке машин, оборудования, производственной среды, систем управления, промышленных изделий.

Теоретические исследования в эргономичности связаны с решением практических задач, к которым относятся:

Эргономическое обеспечение проектирования СЧТС, состоящее из анализа трудовой деятельности оператора, рассредотачивания функций меж человеком и машиной, прогнозирования численности обслуживающего персонала, учета причин среды, определения социально-экономической эффективности новейшей СЧТС.

<< В начало | | В конец >>

Разработка эргономических основ эксплуатации СЧТС, направленных на достижение социальной однородности труда, создание критерий, при которых обеспечиваются развитие личности оператора, сохранение его здоровья и наибольшая производительность труда.

Эргономическая оценка свойства СЧТС, состоящая из установления эргономических требований к объекту, его характеристик, эргономических характеристик и их оценки и приводящая к установлению эргономического уровня свойства объекта с следующим решением в случае необходимости об улучшении свойства, выборе другого варианта и т. д.

Предмет эргономичности. Предметом эргономичности является трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами и в критериях существенного воздействия на него причин наружной среды.

Инженерно-психологическое определение деятельности как процесса заслуги поставленных перед СЧМ целей, состоящего из упорядоченной совокупы действий, позволяет установить этапы деятельности оператора, их содержание, выполняемые при всем этом деяния и причины, действующие на ее удачливость

В инженерной психологии один из научных подходов к осознанию деятельности базируется на том, что деятельность исходит из определенных мотивов и ориентирована на достижение определенных целей. Отношение «мотив - цель» - это собственного рода вектор, задающий ее направленность и интенсивность. В общем смысле мотив - это то, что вдохновляет человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится добиться в процессе ее выполнения. Основой мотива является потребность человека, т. е. его беспристрастная необходимость в еде, энергии, инфы, движении. В потребностях заключены «пружины» людской деятельности, мотив - это форма личного отражения потребностей. Сформированный вектор «мотив - цель» реализуется в деятельности. Цель вроде бы связывает социально-психологические и процессуальные нюансы деятельности. Цель как регулятор деятельности - это безупречный, либо на уровне мыслей представляемый. ее итог, т. е. то, чего еще реально нет, но что должно быть получено в конечном итоге деятельности.

Инженерной психологией упорядочены и поочередно определены, исходя из категории движения, семантические эквиваленты понятия «деятельность». Они образуют таковой ряд:

- активность как самодвижение;

- жизнедеятельность как био, белковая активность;

- деятельность как целесообразная жизнедеятельность;

- людская деятельность как сознательная деятельность;

- трудовая деятельность, либо труд, как производящая цена людская деятельность;

- проф деятельность, либо проф труд, как трудовая деятельность (труд), производящая цена в особенной потребительной форме, требующая специальной квалификации;

- операторская деятельность как проф деятельность, на техническом уровне снаряженная для дистанционного контроля и управления предметом, средствами труда и самим трудом.

Отсюда следует инженерно-психологическая трактовка трудовой деятельности: хоть какой труд в критериях всеохватывающей механизации и автоматизации является или становится проф трудом операторского типа.

Главным объектом эргономичности является система «человек-техника-среда». В инженерной психологии изучают систему «человек-машина», т. е. систему, состоящую из человека-оператора и машины, средством которой оператор производит трудовую деятельность; эргономичность изучит к тому же причины наружной (физической, хим и социальной) среды, значительно действующие на эффективность деятельности СЧТС. Под «человеком-оператором» в эргономичности понимается человек, осуществляющий трудовую деятельность, базу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и наружной средой средством информационной модели и органов управления. Информационная модель - это организованное в согласовании с определенной системой правил отображение состояний предмета труда, СЧТС, наружной среды и методов воздействия на их. На базе восприятия информационной модели в сознании оператора формируется образ состояния управляемого объекта. Вся совокупа представлений человека-оператора о целях и задачках трудовой деятельности и состояниях предмета труда СЧМ, наружной среды и методах воздействия на их именуется концептуальной моделью.

На прием и переработку инфы человеком-оператором могут оказывать влияние такие причины наружной (рабочей) среды, как температурные условия, шум и вибрация, освещенность, конфигурации наружного давления, ускорения, конфигурации газового состава воздуха, электрические излучения. Они могут резко изменять соматическое и психическое состояние работника, а как следует снижать эффективность его деятельности прямо до проявлений неадекватного поведения. Более принципиально и воздействие социальной среды, в какой работает человек. Соц среда действует на. оператора через нрав межличностных отношений в коллективе, группе, сплоченность персонала СЧТС.

Главной функцией человека в СЧМ является прием, переработка инфы, также выполнение соответственных операций при помощи управляющих устройств.

<< В начало | | В конец >>

Способы. Используемые в эргономичности способы сложились в психологии, физиологии, гигиене и охране труда, многофункциональной анатомии, социологии. Задачей эргономичности является их координация на базе системного подхода. Посреди психических способов различают инженерно-психологические, психофизиологические и персонологические, математические способы и способы моделирования.

Инженерно-психологические способы созданы для исследования рабочего процесса и работы оператора, функционирования СЧТС, оценки деятельности оператора, анализа его ошибок и причин наружной среды, для проектирования деятельности.

Психофизиологические и персонологические способы позволяют изучить компанию психофизиологических функций организма человека-оператора в процессе деятельности, оценивать и держать под контролем его функциональное состояние, работоспособность, надежность и эффективность деятельности, особенности проявлений его личности и особенности. При помощи этих способов исследователи пробуют осознать, каким образом мозгу удается скоординировать все сложнейшие процессы, лежащие в базе управляющих действий оператора и нужные для поддержания его жизнедеятельности и развития личности.

Математические способы используются для формализованного описания и построения моделей деятельности оператора. Более нередко для построения моделей используют последующие теории: инфы, массового обслуживания, автоматического управления, автоматов, статистических решений.

Способы моделирования включают предметное, предметно-математическое, знаковое и математическое моделирование. К примеру, предметное моделирование ведется на модели, воспроизводящей главные геометрические, физические, динамические и многофункциональные свойства «оригинала». Различают статические и многофункциональные макеты. 1-ые - это обычно, трехмерные, выполненные в истинную величину модели оборудования и его отдельных блоков, которые подвергают испытаниям: а) для решения задач организации рабочего места; б) для проверки размещения органов управления; в) для проверки точности и скорости считывания показаний устройств: г) для определения доступности точек проверки, испытаний, регулировки в процессе технического обслуживания оборудования. Многофункциональный макет представляет модель оборудования в истинную величину, которая в отличие от статического макета может воспроизводить реальное функционирование аппаратуры в режимах ручного и автоматического управления. Он может быть применен для исследования трудовой деятельности оператора в имитированных критериях работы с целью сопоставления других вариантов конструкции.

Идеи системного подхода как одной из ведущих современных общенаучных ориентации определяют многие начальные установки и теоретические положения эргономичности. В числе их - рвение к целостному рассмотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взор на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденция к синтезу разных качеств исследования, рвение выявить вероятные последствия деятельности человека.

Системная организация должна соответствовать последующим допущениям:

Система построена по принципу иерархии, т. е. система более низкого порядка встроена в систему более высочайшего порядка и т.д., и выходной эффект (отдача) системы более низкого порядка воспринимается системой более высочайшего порядка и преобразуется в процесс.

Система целенаправленна. А именно, системы, с которыми ведет взаимодействие человек, целенаправленны, так как являются конструкциями, т. е. искусственно сделаны человеком. При всем этом цель служит отправной точкой для разработки СЧТС: цель определяет деятельность создателей и эксплуатационников СЧТС; цель позволяет «судить», верно ли работает СЧТС.

Каждый элемент системы подчинен общей цели.

Каждый элемент системы влияет на все другие элементы.

Выходные эффекты отдельных частей преобразуются в выходной эффект системы.

Измерение, оценка, оборотная связь являются неотъемлемыми элементами системной организации. Так, если цель СЧТС определена и в особенности если она определена количественно, то эта цель устанавливаем идеал рабочих черт, которого необходимо добиться.

Состав и структура эргономичности Признаками эргономического свойства СЧТС являются ее высочайшая эффективность, полная безопасность взаимодействия человека-оператора с техническими устройствами, удовлетворенность человека содержанием, нравом, плодами собственного труда.

Эргономическую оценку СЧТС можно производить дифференциальным способом, при котором употребляются отдельные эргономические характеристики, либо всеохватывающим способом, при котором определяют один обобщенный эргономический показатель. Оценку составляет полный эргономический показатель 1 уровня, характеризующий определенную группу эргономических параметров оборудования, однородных по многофункциональному предназначению:

- обеспеченность эффективности приема и переработки инфы;

-обеспеченность эффективности действий при работе на оборудовании;

<< В начало | | В конец >>

Лекции по БЖД


- уровни причин, генерируемых оборудованием в рабочую зону.

Его дополняет полный эргономический показатель II уровня, характеризующий группу эргономических параметров оборудования, однородных по соответствию тем либо другим свойствам человека в процессе трудовой деятельности, и образованный последующими групповыми показателями: антропометрическим, гигиеническим, физиологическим, психофизиологическим и психическим. Перечисленная группа характеристик сформировывает состав эргономичности.

1-ый групповой показатель, антропометрический, регламентирует соответствие машины размерам и форме тела работающего человека, подвижности частей тела и другим характеристикам. Его единичные показателе обеспечивают рациональную и комфортную позу, хорошую осанку, лучшую хватку рукояток, наибольшие и рациональные рабочие зоны рук и ног и т. д.

2-ой эргономический групповой показатель охарактеризовывает гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его содействии с СЧТС. Он подразумевает создание на рабочем месте обычных метеорологических критерий и ограничение воздействия вредных причин наружной среды. Групповой показатель составляют единичные характеристики освещенности, вентилируемости, температуры, влажности, давления, запыленности, радиации, шума, вибрации, гравитационной перегрузки и ускорений, силы электрических излучений. Превышение допустимых пределов по этим показателям может грозить жизни и здоровью человека-оператора, вызывать «трудные» психологические состояния, снижающие его работоспособность. Понятно, к примеру, что лучшая для работы человека температура среды равна 18°С; при повышении температуры до 25°C начинается физическое утомление и возникают признаки ухудшения психологического состояния (раздражительность, напряженность и др.); при З0°С усугубляется интеллектуальная деятельность, замедляются реакции, появляются ошибки; температуру около 50°С оператор может переносить в течение 1-го часа.

В эргономичности упорядочены главные определения, характеризующие внешнюю среду рабочего места человека-оператора. Под факторами наружной среды на рабочем месте понимаются физические, хим, био, информационные, социально-психологические и эстетические характеристики СЧТС, воздействующие на человека-оператора. Эргономисты выделяют комфортабельную, относительно дискомфортную, экстремальную и сверхэкстремальную наружные рабочие среды на рабочем; месте оператора.

Комфортабельная среда обеспечивает лучшую динамику работоспособности оператора, не плохое самочувствие и сохранение его здоровья.

Относительно дискомфортная среда, воздействуя в течение определенного интервала времени, обеспечивает заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека-оператора противные личные чувства и многофункциональные конфигурации, не выходящие за границы нормы.

Экстремальная рабочая среда обусловливает понижение работоспособности человека и вызывает многофункциональные конфигурации, выходящие за границы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям.

Сверхэкстремальная среда приводит к появлению в человеческом организме патологических конфигураций и (либо) к невозможности выполнения работы.

3-ий и 4-ый групповые характеристики, физиологический и психофизиологический, охарактеризовывают те эргономические требования, которые определяют соответствие СЧТС силовым, высокоскоростным, энергетическим. зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным способностям и особенностям человека. На основании бессчетных экспериментальных данных сформулированы, к примеру, эргономические требования ГОСТа 21829-88 «Кодирование зрительной информации», по которым малая допустимая яркость цветных символов должна быть 10 кд/м2 рекомендуе мая—170 кд/м2, лучшая угловая величина цветового знака - 35-45' и т д. Эргономические требования ГОСТа 21752-86 «Маховики управления и штурвалы» следуют из экспериментально установленных наибольших усилий руки при разных углах сгиба в локте. К примеру, вытянутой правой рукою оператор может тянуть на себя рукоять с силой до 22 кг, толкать от себя - до 20 кг, выжимать ввысь - до 5,5 кг, тянуть вниз - до 7 кг и т.д. F3 процессе проектирования нужно ясно представлять возрастные, половые, психические и другие особенности операторов определенной СЧТС. Так, с годами резко падает чувствительность к свету: потребность в освещенности у человека 30-летнего возраста вдвое, у 40-летнего в три, а у 50-летнего в 6 раз больше, чем у 10-летнего. Отсюда следует, что если 30-летнему оператору довольно освещенности в 1000 лк для очень четкого восприягия деталей, то для сотворения подобных критерий 50-летнему нужно около 2000 лк.

5-ый групповой показатель, психический, отражает соответствие машины способностям и особенностям восприятия, памяти, мышления психомоторики, закрепленным и вново создаваемым способностям работающего человека, степени и нраву группового взаимодействия, опосредова-ния межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению СЧТС. Эти особенности выступают в качестве единичных характеристик. Психологические процессы зависимо от нрава работы в СЧТС могут изменять свои характеристики, присущие тем же людям в обыденных критериях. К примеру, восприятие текста бортовой документации на борту пило тируемого галлактического аппарате; в которое включены процессы восприятия, мышления, представления зависит не только лишь от светотехнически критерий рабочего места астронавта, да и от многих других специфичных причин, воздействующих на организм астронавта в полете. К таким факторам можно отнести серьезный предел времени, утомление, дефицитность афферентации, гиподинамию.

Есть эргономические советы по организации поведения персонала СЧТС, «команды». К примеру, при разработке СЧТС нужно создавать иерархическую структуру с определенной степенью централизации. Нужно развивать параллельные подсистемы, избегая поочередных структур. Как позволяет задание, при разработке СЧТС не следует создавать критерий, допускающих возможность взаимодействия членов команды, в особенности таких, которые требуют вербальной коммуникации. В целях обеспечения коммуникаций необходимо отдавать предпочтение зрительным средствам отображения инфы перед вербальными каналами и т. д.

Психический групповой показатель соединяет воединыжды данные инженерной психологии, психологии труда, социальной психологии, социологии труда.

Структуру эргономичности сформировывают ее цели: эффективность СЧТС; безопасность работы в ней; создание критерий, обеспечивающих развитие личности человека-оператора (комфорт) Разумеется, что весомый итог может быть достигнут при согласованном содействии профессионалов из различных областей познания: системотехников, дизайнеров, врачей-гигиенистов, профессионалов по физиологии труда, биофизике, психологов. Их усилия должны сочетаться с работой конструкторов СЧТС, заинтересованных в ее наибольшей производительности и надежности; профессионалов по охране труда, ответственных за неопасные условия труда операторов; организаторов и управляющих производства, обеспечивающих комплектование персонала СЧТС и решение соц вопросов. Достижение целей эргономичности представляется очень сложным делом, так как уже при постановке задач проектирования и эксплуатации СЧТС нужно держать под контролем 15 точек, любая из которых может решающим образом воздействовать на удачливость технической разработки. Можно нормально произвести обоюдную адаптацию человека и технических устройств по 14 точкам, т. е. антрометрическим (точки 1- 3), гигиеническим (4 - 6), физиологическим (7 - 9) и другим характеристикам, но не придать значения точке 13 (безопасность - психический групповой показатель) - и вся разработка растеряет смысл. К примеру, изнуряющая монотонность автострад притупляет внимательность водителей и вызывает у их сонливость, которая содействует катастрофам. Эргономист для предотвращения этого эффекта может предугадать в конструкции автомашины прибор, который улавливал бы непроизвольные движения головой либо ослабление мускул рук на руле, соответствующие для засыпающего водителя, и посылал бы пробуждающий звуковой сигнал.

Анализ огромного количества ошибок операторов, приводящих к остановкам либо катастрофам СЧТС, указывает, что 50% из их имеют в собственной базе недоучет психического группового показателя, 22% - психофизиологического, 6% -физиологического, 19% - гигиенического и 3% - антропометрического. Этим определяется преобладающий объем психических исследовательских работ у процессе эргономической проработки и оценки промышленных изделий и их огромное воздействие на состав и структуру эргономичности.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ЛЕКЦИЯ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ЛЕКЦИЯ 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ