Политическая доктрина Н.Макиавелли

Политическая доктрина Н.Макиавелли


Социально-политическая идея эры Возрождения и Нового времени

Политические идеи средневековья

В 1-ые столетия новейшей эпохи в границах Римской империи распространяется христианство, раннехристианские богословы не много интересовались политикой. Но к середине 4 века христианство становится гос религией Рима и христианская церковь начинает разрботку собственных мнений на политику.

Одним из первых направил на нее внимание видный авторитет церкви Августин Блаженный (354-430 гг.). Его трактат «О граде божием» содержит рассуждения о муниципальных и правовых учреждениях, которые, как считает создатель, посланы человеку выше за грехи его. Сложившиеся политические дела он именует «естественным порядком людской жизни», указывая, что это временное явление (до судного денька). Он верует, что «град земной», где любовь человека к для себя доведена до презрения к богу, безизбежно сменится приходом «града божьего», где любовь к богу доведена по презрения человека к для себя. Учение Августина доказывает ценность духовной власти над властью светской.



В период средневековья церковная церковь безраздельно властвовала в духовной жизни Европы. Политическая наука рассматривалась как ветвь богословия, догматы религии заполучили форму законов.

Западноевропейская идея Средневековья невообразима без имени Фомы Аквинского (1226-1274 гг.). В собственном трактате «О правлении государей» он пробовал соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение страны, которое должно служить общему благу, но вводит различение сути, происхождения и использования гос власти.

Дела господства и подчинения - суть власти, таковой порядок от Бога. Определенные же формы ее имеют естественное происхождение, а при использовании власти вероятны и злоупотребления. Если деяния власти противоречат интересам церкви, то подданные вправе им сопротивляться.

В 14-16 вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие в конечном итоге к складыванию в Европе промышленного общества. Происходит укрепление светского осознания страны, главными ценностями которого являлись свобода совести, свобода мысли и т.д. появляются идеи равенства всех людей перед законом. Миропониманию церкви противопоставляют веру в человека-творца. Главной неувязкой политических учений сих пор становится неувязка соотношения страны и личности.

Одним из представителей эры Возрождения является итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). Он одним из первых стал рассматривать политику как необыкновенную сферу научного исследования и применил прагматический, утилитарный подход к анализу политических процессов. И хотя его личность и взоры длительное время в публичном сознании воспользовались дурной славой, о н считается родоначальником политической науки. В работах «Государь»(1513), «Размышления о первой декаде Тита Ливия»(1520) он определил предмет и способ политической науки.

Во-1-х, Макиавелли доказал автономность и самостоятельность политической сферы и политических познаний о ней. Он первым отделил политическую науку от теологии, философии, морали. Предметом политической науки, по Макиавелли, является власть во всех ее проявлениях.

Во-2-х, он привнес в политическую науку способ.

Способ Макиавелли основан на прагматическом и утилитарном подходе к политике. Политик должен быть подобен кентавру, соединять хитрость лисицы и силу льва.

В-3-х, с его именованием связана доктрина моральной необходимости, благодаря которой появился термин «макиавеллизм», оправдывающий беспринципность и аморализм, беспощадность и лицемерие, коварство и лживость в политике.

Но при кропотливом анализе его работ находится, что Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Он не подчинял моральные нормы политическим. Для него утверждение «цель оправдывает средства» не полностью. Единственная цель, которая, согласно Макиавелли, оправдывает аморальные средства, - это создание и сохранение страны.


Загрузка...

Извращая макиавеллевскую постановку заморочек гос необходимости, пробуют отыскать у него духовное родство с идеологией фашизма. Эти и другие спекуляции, обычно, не имеют ничего общего с подлинно научным, творческим внедрением теоретического наследства Макиавелли.

В-4-х, касаясь вопроса муниципальных форм, Макиавелли различает форму правления, форму муниципального устройства, политический режим. Устойчивость муниципальных форм он связывает с воплощением мыслях разделения властей и парламентаризма, которые потом были восприняты Дж.Локком и Ш.Монтескье. Он предвидел развитие государственности от централизованной монархии к республиканизму.

Эра Нового Времени характеризовалась революциями в Европе.

Политическая философия Т.Гоббса

Верховная власть и независимость светского страны – главные идеи политического учения Т.Гоббса(1588-1679 гг.). Признавая только три формы страны, Гоббс считал, что монархия – самая наилучшая форма власти, но в то же время он опровергал теорию божественного происхождения царской власти. Более того, он считал, что источником царской власти является публичный контракт.

Т. Гоббс в именитом произведении «Левиафан» открывает свое осознание «естественного права» и «общественного договора». В «естественном состоянии», считает Гоббс, была неминуемой «война всех против всех», потому что все люди сделаны равными по физическим и интеллектуальным возможностями, а означает равными в собственных правах, но они все от природы эгоистичны, скупы, честолюбивы. Ужас погибели, инстинкт самосохранения и естественных разум приводят людей к необходимости заключения «общественного договора».

Люди делают правительство, добровольно отказываясь от собственных естественных прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Правительство в свою очередь должно гарантировать людям свободу, другими словами право делать все, что не запрещено штатскими законами. Высшим законом страны должно быть благо народа, оно должно сначала решать интересы личности.

Т.Гоббс – противник разделения властей.

Дж.Локк – основатель социально-политической доктрины традиционного либерализма.

Джон Локк (1632-1704 гг.) также является приверженцем естественного права и публичного контракта. В собственном труде «Два трактата о муниципальном правлении» он гласит, что в естественном состоянии люди были свободны и равны, но не было органа для разрешения споров меж ними, для наказания нарушителей естественных законов. С целью обеспечения собственных прав люди условились образовать правительство, точно определив тот объем возможностей, который они ему передают, сохраняя неотъемлемые права на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство.

Императивные возможности страны должны быть верно разбиты: законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - монарху и кабинету министров. Суверенитет народа выше суверенитета страны, означает, люд имеет право на восстание с целью возвратить правительство на путь закона.

Дж.Локк в первый раз ставит личность выше общества и страны. Мысль приоритета прав личности над правами страны и общества была положена в базу концепции либеральной демократии, на которой формировалось большая часть политических режимов различных государств.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Политическая доктрина Н.Макиавелли:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Политическая доктрина Н.Макиавелли