Философская мысль

Философская идея


В эллинистическом мире вместе с классическими религиозно-философскими течениями, унаследованными из традиционной Греции, наблюдается много принципно нового. Продолжали существовать именитые афинские школы – Академия Платона и Ликей Аристотеля. Но учения величавых греческих философов, сделанные еще в IV в. до н. э., в критериях полисного мира, в совсем новейшей исторической обстановке переживали кризис. Их последователи больше не были властителями дум. С течением времени «академики» (платоники) стали проповедовать заместо беспристрастного идеализма собственного учителя субъективизм и скепсис, а перипатетики (последователи Аристотеля) углубились в личные эмпирические изыскания, пренебрегая общефилософской проблематикой.

Удержалась на прежних позициях школа киников, основанная в позднеклассическое время. Но киники с их космополитизмом и индивидуализмом с самого начала были быстрее предтечами эллинистического миропонимания, чем выразителями мыслях традиционной эры. К тому же кинизм всегда оставался маргинальным течением философской мысли.



В целом же умственную жизнь эллинистического мира определяло несколько новых философских школ, сформировавшихся в самом начале новейшей эры: эпикурейцы, стоики и скептики.

Афинский философ Эпикур (341—270 Зенон до н. э.), будучи последователем Демокрита, считал мир состоящим из атомов, т. е. был убежденным материалистом. Но, в отличие от Демокрита, объяснявшего развитие Вселенной и общества только жесткой закономерностью и не оставлявшего места для свободы, Эпикур считал, что атомы в собственном полете могут отклоняться в сторону от прямой полосы, а это, по его воззрению, обусловливало свободу воли человека. Философ-материалист Эпикур не опровергал существования богов, но рассматривал их как некоторые блаженные существа (кстати, тоже состоящие из атомов), живущие в собственном особенном мире и не вмешивающиеся в жизнь людей. Есть в системе мироздания, сделанной Эпикуром, и понятие о душе, но и душа строится из атомов (только из особо «тонких»), а как следует, не является бессмертной, распадаясь с кончиной человека. В центре этических взглядов эпикурейцев находилось понятие «наслаждение». Но под ним понималось не рвение к наслаждениям, а сначала отсутствие страданий, спокойствие души, безмятежность. Отсюда – их отказ от роли в деятельности общества, полный уход в личную жизнь. «Проживи незаметно» – такой был девиз Эпикура.

Основоположником философской школы стоицизма, появившейся в Афинах ок. 300 г. до н. э., был Зенон из Кития (336/332—264/262 до н. э.) – эллинизованный финикиец с острова Кипр. Местом, где Зенон вел занятия с учениками, была Расписная Стоя (один из портиков на афинской Агоре), от которой пошло и заглавие школы. Стоики, как и эпикурейцы, признавали материальность мира, но при всем этом считали материю мертвой субстанцией, которая одушевляется творческой силой духовного нрава – мировым огнем. Этот огнь, отождествляемый с мировым разумом и практически с верховным богом, пронизывает материю, дает ей жизнь, делает упорядоченный мир, а через какое-то длительное время уничтожает его глобальным пожаром, с тем чтоб потом вновь воссоздать Вселенную в прежних формах. По учению стоиков, ничего случайного нет и быть не может: все предопределено, все подчинено неумолимым законам судьбы. Свобода человека заключается исключительно в том, чтоб подчиниться этим законам и следовать им. «Судьба желающего ведет, а нежелающего – тащит», – гласили стоики. В области этики Зенон и его последователи учили свободе от страстей, невозмутимости. Но в отличие от эпикурейцев они выступали против ухода в личную жизнь, призывали к активному выполнению каждым его публичных обязательств, в чем, по их воззрению, выражалось следование мировому закону.

3-я, наименее влиятельная школа – скептическая – была базирована философом Пирроном из Элиды (ок. 360 – ок. 270 до н. э.). По воззрению скептиков, мир по самой собственной природе непознаваем, о чем гласит уже тот факт, что все философы толкуют его по-разному. Потому следует отрешиться от всяких положительных утверждений и жить по законам прозаического здравого смысла, руководствуясь сначала соображениями своей полезности.


Загрузка...

Несложно увидеть, что во всех эллинистических философских течениях, невзирая на их отличия друг от друга, находятся и общие черты. И у стоиков, и у эпикурейцев, и у скептиков высшим этическим эталоном признается не поиск блага и правды, как у Сократа, Платона и Аристотеля, а безмятежность, невозмутимость (атараксия). Для полисной эры с ее гражданственностью таковой подход был бы неосуществим. В новых критериях философы обращались не к члену общины, составляющему ее неотъемлемую часть, а к замкнутому внутри себя индивидуму – «гражданину мира», заброшенному волей судьбы на обширные просторы колоссальных монархий и неспособному оказывать влияние на ход общественно-политических событий.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Философская мысль:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Философская мысль