ОКЕАН И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ОКЕАН И Население земли


Геоэкологические задачи Мирового океана.Современное общество больше понимает всеобъятное значение Мирового океана, как источника колоссальных припасов нужных ископаемых, био ресурсов, средство для межконтинентальных связей, генератора и регулятора климата нашей планетки. Но в тоже время население земли истощает природные ресурсы океана и загрязняет его акваторию. С каждым деньком воздействие антропогенной деятельности на Мировой океан, в почти всех случаях превосходящее естественные процессы, становится все более приметным и приводит к существенному нарушению его геоэкологического баланса.

Под загрязнением моря, в интернациональной практике и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, понимается введение человеком конкретно либо косвенно вещества либо энергии в морскую среду, которое приводит либо может привести к вредным последствиям в виде нанесения вреда живым ресурсам, угрозы для здоровья человека, сотворения помех морской деятельности включая рыболовство и т. д.

Источников и каналов загрязнения океана сильно много. По месту появления они разделяются на наземные, атмосферные и морские; по временному признаку – на неизменные (выпаривание и вымывание загрязняющих веществ из атмосферы, сброс с суши, эксплуатационные сливы судов и т. д.) и случайные (аварии кораблей, катастрофы при добыче нужных ископаемых, в итоге военных действий и т. д.), по источнику поступления – на точечные (от коллекторов сточных вод, морских судов, нефтяных платформ и т. д.) и сливные (с сельскохозяйственных угодий, урбанистических территорий). Зависимо от площади распространения различают локальные загрязнения (радиус до 10 км); субрегиональные (до 100 км); региональные (до 1000 км) и глобальные, обхватывающие весь Мировой океан.



Устойчивость геосистемы Мирового океана базирована на всепостоянстве среды. Это состояние учитывает поступление в океан вредных веществ (поллютантов), но в концентрациях, не вызывающих неблагоприятные последствия. Воздействие загрязнителей на биоту океана находится в зависимости от степени угрозы, стойкости, агрегатного состояния, масштаба, длительности воздействия загрязнения и вида организма. Следует учесть не только лишь конкретные последствия загрязнения, которые выражаются в смерти животных и растений либо ухудшении их свойств, да и отдаленные результаты их воздействия, ведущие к изменениям на генетическом уровне. Загрязнение вод может вызвать ненужные конфигурации в составе и соотношении видов, привести к бурному развитию вредных организмов. Поля загрязнения берут начало, обычно, у берегов, потом распространяются на открытую часть океана, захватывая необъятные акватории. Большая концентрация загрязняющих веществ отмечается в прибрежных водах и в относительно неподвижных районах океана.

Одним из главных загрязнителей Мирового океана являются нефтяные углеводороды – нефть и нефтепродукты. Более загрязнены нефтью районы насыщенного судоходства и морских нефтепромыслов.

Разлитая по поверхности океана нефть нарушает процесс тепло-, водо- и газообмена на границе океана и атмосферы. Являясь ядовитым веществом, нефть негативно повлияет на все виды морских организмов. По данным ФАО, вредное воздействие нефтяного загрязнения на био ресурсы проявляется: в прямом ликвидировании биоты океана из-за обволакивания их нефтью; отравлении морских организмов вследствие контактов с большенными дозами либо долгого воздействия маленьких концентраций растворенных или рассеянных в воде ядовитых компонент нефти; понижении их жизнедеятельности; ликвидировании развивающихся, еще не окрепших жителей океанов; внедрении канцерогенных веществ в морские пищевые цепи; ликвидировании товаров питания морской фауны и т. д.

Фитопланктон гибнет при концентрации нефти более 1 мг/л воды. Развивающаяся икра рыб гибнет при концентрации 0,1–0,001 мг/л. Личинки многих рыб непременно должны раз в жизни получить атмосферный кислород, для наполнения плавательного пузыря. Нефтяная пленка не дает этого сделать, и личинки гибнут. В микрослое вод (до 1 мм) Мирового океана содержится 1,5 – 2 млн. тонн нефти. Еще около 700 тыс. тонн нефти находится в океане в виде нефтяных агрегатов от 1 до 40 мм. Один килограмм нефти образует на поверхности океана пленку в один гектар и гробит более 100 млн. личинок рыб. Довольно 25 млн. тонн нефти, чтоб покрыть всю поверхность Мирового океана пленкой в 0,1 микрон и убить его.


Загрузка...

Больше всего нефти в океан поставляет суша средством осадков, речного и ливневого стока. Около трети нефти попадает в океан при морских перевозках, из нее больше половины приходится на эксплуатационные сливы судов (0,4 % от перевозимого объема). Не считая того, источниками загрязнения нефтяными углеводородами являются аварии танкеров, морские нефтяные промыслы (1-2 %) и естественное просачивание нефти из морского дна (10 %). Всего в океан раз в год поступает около 5-6 млн. тонн нефти. Океан не способен нейтрализовать всю нефть, поступающую вследствие антропогенной деятельности. Только около одной четверти ее окисляется бактерионейстоном океана. Есть механические, физико-химические, хим и био способы борьбы с нефтяным загрязнением.

Последующий загрязнитель океана – хим вещества, производимые человеком. Это кислоты, щелочи, продукты коксохимии, растворители, спирты, пестициды, гербициды, детергенты, и т. д. Они оказываются в океане в итоге аварий морских химовозов и поступлений с суши. В текущее время в Мировой океан раз в год сбрасывают около 30000 разных хим соединений, объемом до 1,2 миллиардов. тонн. В особенности большой вред наносят хлорорганические соединения, в том числе ДДТ и его метаболиты. Большая часть из их токсичны, могут аккумулироваться морскими организмами и вызывать у их сложные нехорошие конфигурации на субклеточном уровне. Увеличение содержания в воде органических соединений – нитратов и фосфатов – ведет к бурному развитию микробов, синезеленых и диатомовых водных растений и тем вторичному загрязнению моря продуктами их метаболизма и распада.

Глобальный нрав носит загрязнение океана томными металлами, сначала ртутью, свинцом, кадмием. Они попадают в океан приемущественно через атмосферу и с речным стоком. От одной трети до половины промышленного производства ртути (3-5 тыс. тонн) и около 2 млн. тонн свинца раз в год попадает в океан.

Ртуть и свинец очень токсичны. Они замедляют обмен веществ, вызывают нервные расстройства и смерть животных. Кадмий содействует деструктивным изменениям в печени и почках, подавляет иммунные функции организма. Вредоносно действуют на биоту океана и другие томные металлы. В отличие от нефтепродуктов они не разрушаются в природной среде, а только меняют свои физико-химические характеристики и нередко скапливаются в морских организмах. Ртуть усваивается планктоном, а потом сохраняется и скапливается во всей пищевой цепи, кадмий – устрицами и крабами, цинк – устрицами. Концентрация мышьяка в крабах и лангустах добивается такового уровня, что может явиться предпосылкой погибели человека. В тканях неких видов промысловых рыб концентрация металлов может в 100-1000 раз превосходить их содержание в окружающей морской среде.

Значительную опасность представляет загрязнение океана отходами атомной и военной индустрии. Оно связано с захоронением радиоактивных отходов, катастрофами судов с ядерными реакторами и сбросом теплой воды, применяемой для остывания реакторов АЭС.

Стремительно вырастает загрязнение океана жестким мусором. Раз в год в океан только с судов сбрасывается около 7 млн. железных, 430 тыс. стеклянных, 640 тыс. картонных и пластмассовых предметов. Эти отходы, обычно, не разрушаются и скапливаются в океане.

Современное загрязнения Мирового океана характеризуется его распространением на открытые районы океана, переносом загрязняющих веществ в более глубочайшие слои воды и их скоплением в морских организмах. Локальные загрязнения и их экологические последствия все почаще получают глобальный нрав.

Общие последствия загрязнения появляются в накоплении хим, токсических веществ в биоте, микробиологическом загрязнении прибрежных районов, понижении био продуктивности, прогрессирующей эвтрофикации, появлении мутагенеза и канцерогенеза, нарушении стойкости экосистем. Не считая того, загрязнение океана сказывается на хозяйственной деятельности человека и его здоровье. Токсические вещества через трофические цепи вызывают у людей ряд специфичных болезней.

Под экономическим вредом, вызванным загрязнением морской среды, понимаются фактические и вероятные утраты в производственной и непроизводственной сфере, выраженные в стоимостной форме. Утраты в итоге понижения оздоровительной, спортивной, эстетической ценности водоемов плохо поддаются подсчетам. Обычно представляется вероятным найти локальный вред, нанесенный отдельным видам морского хозяйства в границах маленьких акваторий, обусловленный залповым выбросом загрязнителей. К примеру, экономический вред от загрязнения нефтью, включает прямые утраты от загрязнения, издержки на его ликвидацию и цена недополученного продукта (рыбы, услуг рекреантам и т. д.).

Длительное время океан на сто процентов перерабатывал поступающие в него вредные вещества, но на данный момент загрязнение достигнуло такового масштаба, что природных процессов самоочищения недостаточно. Не считая загрязнения отрицательное воздействие на морскую среду оказывает добыча нужных ископаемых, нерациональное внедрение био и других природных ресурсов океана, строительная, военная и другая деятельность человека.

Природные геосистемы океана испытывают повсевременно растущее антропогенное давление. Для их рационального функционирования, динамики и прогрессивного развития нужны особые мероприятия по охране морской среды. Они должны включать ограничение и полное воспрещение загрязнения Мирового океана; регулирование использования его природных ресурсов, создание охраняемых акваторий, геоэкологический мониторинг и т. д.

Правовые трудности использования природных ресурсов Мирового океана.В древности океаны числились достоянием всего населения земли. В средневековье, используя достоинства в развитии мореплавания, в особенности военного флота, ряд стран стал претендовать на исключительное право владения отдельными морями и частями океанов. Венеция считала “своим” Адриатическое море, Турция – Темное, Великобритания – Северное и т. д. Страны, которые заявляли о правах на определенные акватории, придерживались собственных законов.

Нужен был закон о свободном море. В первый раз принцип свободного моря был сформулирован в 1906 году голландским юристом Хуго Грогиусом. В международном праве этот принцип действует и до настоящего времени. Он предугадывает свободу плавания и рыболовства в всех районах океана. Приморские страны, в целях безопасности собственных берегов, делали морской охранный пояс различной ширины.

С развитием морского хозяйства стала обостряться борьба за первенство в овладении ресурсами Мирового океана. Вероятным источником сырья стало дно океанов, и сначала шельф – более продуктивная зона океанов, богатая минеральным и биологическим сырьем. Показавшиеся познания, способности и рвения к использованию этого сырья, в особенности нефти и газа, привели к значимым изменениям в международно-правовом режиме Мирового океана. Появились понятия: территориальные воды, финансовая зона, рыболовная зона, прибрежные воды и др.

Территориальные воды рассматриваются как часть акватории морей и океанов, омывающие берега данного страны. Они являются продолжением его местности с распространением на их правовых норм этой страны. Ширина территориальных вод длительное время ограничивалась 3 морскими милями. Сначала ХV??? века Англия, а потом и США установили 12-мильную зону. В 24 государствах (Франция, Япония, Австралия и др.) принята трехмильная зона. Норвегия, Финляндия и Швеция имеют 4-мильную ширину территориальных вод. Испания, Италия, Греция, Шри-Ланка и др. – 6-мильную зону. У 34 государств принята 12-мильная ширина. В ближайшее время 70 государств существенно расширили территориальные воды: Камерун и Танзания – до 50 миль, Габон – до 100 миль, Самоли – до 200 миль и т. д.

В территориальных водах правительство имеет право: на юриспунденцию над хоть какими зарубежными судами, воплощение административных и полицейских функций, таможенный надзор, внедрение природных ресурсов. Торговые суда имеют право прохода через территориальные воды другого страны. Принципиальным в морском праве является вопрос о проливах. Они, обычно, контролируются одним-двумя государствами, но числятся международными и в их действует принцип свободного моря.

Не считая территориальных вод есть прилежащие зоны. Это акватории открытого моря либо океана, в границах, которых правительство имеет право производить власть и контроль в определенных целях. В текущее время есть: таможенные зоны у 40 стран; зоны (3 мили) уголовной и штатской юрисдикции; санитарные зоны (от 3 до 18 миль), для предотвращения распространения эпидемий; рыболовные зоны у 40 государств; экономические зоны у 59 государств; зоны консервации, для ограничения лова и воспроизводства био ресурсов. Существует также иммиграционная зона, устанавливаемая в период военных действий.

Вопросы о ширине территориальных вод, праве использования шельфа и дна океана являются одними и более спорных в международном праве. В текущее время в 114 прибрежных станах приняты законы о 200-мильных зонах, в том числе 59 – об исключительных экономических зонах, 40 – о исключительных рыболовных, 15 – о территориальных вод.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, континентальный шельф прибрежного страны содержит в себе морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за границы его территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной местности до наружной границы подводной окраины континента либо на расстояние 200 морских миль от начальных линий, когда наружняя граница подводной окраины континента не простирается на такое расстояние. Границы континентальных шельфов островов инсталлируются, как и у побережий континентальной части страны. Горы, не применимые для поддержания жизни человека либо для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют континентального шельфа. На акватории шельфа действуют юридические положения принятые для экономической зоны.

Исключительной экономической зоной признаны места, шириной менее 200 морских миль, прилегающие к территориальным водам. Финансовая зона не находится под юрисдикцией прибрежного страны. В экономической зоне прибрежное правительство производит суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов. Прибрежное правительство производит юриспунденцию в отношении сотворения и использования искусственных островов, установок и сооружений, океанологических исследовательских работ, защиты и сохранения морской среды. Все другие страны пользуются в этой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Зарубежные юридические и физические лица могут создавать разведку, промысел, исследование, био ресурсов на базе договоренности с прибрежным государством.

Глубоководные ресурсы морского дна за пределами шельфа и экономической зоны рассматриваются как “общее наследство населения земли”. Промышленная и коммерческая деятельность по разработке и реализации природных ресурсов в этой части Мирового океана регулируется Интернациональным органом по морскому дну. Эта организация выдает договоры на разведку и разработку природных ресурсов Интернационального района морского дна, устанавливает нормы и правила их проведения. В согласовании с Конвенцией по морскому праву, вся деятельность в океане должна содействовать оптимальному использованию природных ресурсов, развитию мировой экономики и интернациональному сотрудничеству.

Международное сотрудничество в области исследования и освоения природных ресурсов Мирового океана.Мировой океан – это среда, олицетворяющая глобальное единство нашей планетки. Решение многих заморочек связанных с оптимальным природопользованием в океанах не может быть без насыщенного интернационального сотрудничества. К ним сначала, относятся препядствия регулирования морского судоходства, оптимального использования природных ресурсов, проведения базовых исследований и мониторинга Мирового океана.

В текущее время имеется около 60 интернациональных организаций, деятельность которых вполне либо отчасти связана с интернациональным регулированием морского судоходства. Они все делятся на две группы – неправительственные и межправительственные.

Более принципиальной и авторитетной неправительственной организацией является Интернациональный морской комитет (МКК), основанный в 1897 году. Его целью является развитие и унификация законов судоходства в морской практике. Членом МКК может быть неважно какая организация либо личное лицо, связанные с морским судоходством, но менее одной (1-го) от страны. МКК существует за счет членских взносов. За время собственного существования МКК провел огромную работу в области морского права, организовал 31 Международную морскую конференцию.

1-ая интернациональная межправительственная организация для координации деятельности в области морского судоходства была образована в 1958 году. 1-ое заседание Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) состоялось в январе 1959 года. В ИМКО входят 110 государств. Основными ее задачками являются обсуждение вопросов регулирования морского судоходства, обеспечение безопасности плавания, увеличение технического уровня навигации, принятие действующих мер по ликвидации дискриминационных мер отдельных государств по отношению к интернациональной торговле, содействие в обмене информацией меж правительствами по всем нюансам морского судоходства. Высший орган ИМКО – ассамблея, состоящая из всех ее членов. Ассамблее подчинены два комитета, играющие важную роль в работе всей ИМКО – Комитет по безопасности судоходства (образован в 1978 г.) и Комитет по охране морской среды (1973 г.).

Принципиальное значение имеет Интернациональная организация по морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Эта организация работает с конца 70-х годов. Ее члена являются 35 стран, руководящие органы – ассамблея, совет и директорат. Деятельность ИНМАРСАТ связана с созданием и эксплуатацией современных технических систем связи. Она работает на принципе самоокупаемости.

Огромную работу по унификации морских пособий и карт для судовождения проводит Морская гидрографическая организация (МГО) совместно с Интернациональным гидрографическим бюро (МГБ), размещенным в Монако. МГБ является хранителем всех издаваемых странами – членами МГО навигационных карт и публикаций. Членами МГО являются 50 государств.

1-ые международные рыболовные организации появились сначала ХХ века. На данный момент удачно работает 60 межправительственных организаций, деятельность которых связана с координацией интернационального сотрудничества по вопросам промысла рыбы, морских млекопитающих, также проведения рыбохозяйственных исследовательских работ. Посреди их более известными являются: Интернациональная китобойная комиссия, Генеральный совет по рыболовству в Средиземном море, Индо-Тихоокеанский совет по рыболовству, Интернациональная комиссия по рыболовству в Балтийском море, Комиссия по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике и др.

Вопросами объединения усилий ученых различных государств в исследовании Мирового океана также занимаются межправительственные и неправительственные организации. Более важной и продуктивно работающей посреди межправительственных организаций является Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО. Она была организована на Х? Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1960 году. Ее цель – способствовать исследованиям и исследованию ресурсов океана с помощью совместных усилий ее членов. Основным органом Океанографической комиссии является ассамблея, которая собирается раз в два года.

Деятельность Межправительственной океанографической комиссии развивается по трем главным фронтам:

1) проведение исследовательских работ разных районов Мирового океана и прилегающих морей с помощью совместных экспедиций государств – членов Комиссии: изучаются био процессы, динамика океана, геоэкологические задачи и т. д.;

2) различного рода информационная деятельность: развитие объединенной глобальной системы океанических станций, мониторинг загрязнения Мирового океана, предупреждение цунами, также содействие интернациональному обмену данных об океанах;

3) содействие обучению кадров для исследования океана и использования его ресурсов, в особенности в развивающихся странах.

Одной из наистарейших межправительственных организаций является Интернациональный совет по исследованию морей (МСИМ). Он был организован в 1902 году. Цель совета – организация био исследовательских работ, сначала в Северной Атлантике и прилегающих морях, для обеспечения эффективности рыболовства и развития научной базы для него. В текущее время в него заходит 18 государств.

В интернациональных исследовательских работах Мирового океана воспринимает активное роль Глобальная метеорологическая организация при ООН. Вместе с Межправительственной океанографической комиссией эта организация провела принципиальные наблюдения в рамках программки исследования глобальных атмосферных процессов (ПИГАП).

Посреди неправительственных организаций, координирующих и инициирующих международные исследования океана, более активной и действенно работающей является Научный комитет по океанологическим исследованиям (СКОР). Он был сотворен при Международном совете научных союзов в 1957 году. Его задачей является организация интернациональных проектов и интернационального сотрудничества в исследовании Мирового океана по разным областям океанологии, организация научных обсуждений по главным дилеммам интернационального сотрудничества и науке об океане, планирование совместных экспедиций на международном уровне. В работе комитета участвует 35 государств. Имеется также ряд региональных неправительственных организаций, занимающихся вопросами исследований отдельных районов океанов: Тихоокеанская научная ассоциация (базирована в 1930 г.), Научный комитет по антарктическим исследованиям (1918 г.) и др.

В последнее десятилетие осуществляется активный обмен информацией о природе Мирового океана, реализуется ряд интернациональных программ по его исследованию, делается совместная калибровка и стандартизация устройств, методик измерений и обработки данных.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ОКЕАН И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ОКЕАН И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО