Нищева Н. В.

Нищева Н. В.


Н717Будем гласить верно. Дидактический материал для корректировки нарушений звукопроизношения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с.

ISBN 5-89814-162-6

В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает самые большие трудности у малышей.

Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пт, воспитателям детских садов, родителям малышей, имеющих препядствия речевого развития.

Создатель выражает искреннюю благодарность за помощь, поддержку и сотрудничество собственному супругу Валерию Нищеву.

От создателя

В ближайшее время всё у большего числа деток появляются задачи нарушения звукопроизношения. Почаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], [3], [3'], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р'], [Л], [Л']) и йотированных звуков.

Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует спецу, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука полностью могут проводить предки под управлением и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно исключительно в том случае, если ребёнок верно произносит данный звук изолированно. Эта работа просит осторожности и постепенности.



Речевой материал представлен в книжке с учётом обычного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук поначалу автоматизируется в слогах разных типов, потом в словах и только позже в разных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детками, умеющими читать, выставленные материалы можно не просто проговаривать, да и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и житейских текстов, нужно отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук.

Более сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок

верно произносит соответственный звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, также в предложениях.

Делая упор на принцип фонетической доступности, преподаватели и предки должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных либо не автоматических звуков.

Приступая к работе над текстом, непременно дайте ребёнку установку на то, что его речь должна быть чёткой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука.

К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, схожими с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком верно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: поначалу различаем звуки в слогах, потом в словах, позже в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Конкретно постепенность и последовательность обеспечивают потом дифференциацию звуков в спонтанной речи.

Методика автоматизации и дифференциации звуков разных групп однотипна, но просит использования различного речевого материала, представленного в пособии в соответственных разделах. Каждый раздел снабжён цветными сюжетными картинами, которые могут быть применены как иллюстрации к текстам для автоматизации и дифференциации звуков либо в качестве совсем самостоятельного дидактического материала.

Зависимо от шага автоматизации вы сможете использовать разные виды работы по картинам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты, деяния, признаки, в заглавиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно, используя обычный приём, попросить ребёнка повторять текст за взрослым, делая упор на иллюстрацию. Можно приготовить с ребёнком пересказ текста. Ставя
5


Загрузка...

задачку не только лишь заавтоматизировать и дифференцировать звуки, да и развивать творческие способности ребёнка, можно упражнять его в составлении предложений либо рассказов по картинам от лица хоть какого из персонажей и т. п.

Завершают разделы подвижные игры и упражнения, внедрение которых будет содействовать введению поставленных и автоматических звуков в речевое общение.

Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, нужно учесть нрав нарушения произношения, уровень умственного и общего развития ребёнка.

В пособии применен фольклорный материал, произведения российских классиков, также стихи, потешки и рассказы
создателя.

Автоматизация и дифференциация свистящих звуков

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги, растягивая звук [С]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки
были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». „

са-сы-сэ са-са-са са-са-сы

сы-сэ-са сы-сы-сы сы-сы-са

сэ-са-сы сэ-сэ-сэ сэ-сэ-сы

Произносить слова, растягивая звук [С]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Сад, садик, сажа, сайка, сало, сам, сани, санки, Саня, сахар.

Отпрыск, сыпать, сыпь, сыр, сырник, сыт, сытый, сыч.

Саванна, сады, садок, салат, салатник, салфетка, салют, самовар, самолёт, сандалии, сапоги, сарафан, сарайчик.

Сынок, сырки, сырой, сыта.

Кидать, гусак, досада, коса, колбаса, кусать, лиса, небеса, оса, писать, полоса, посадка, усатый.

Босоногие, весы, косынка, носы, посылка, трусы, усы.

Касса, колёса, Лариса, леса, лиса, масса, полоса, полосатый, роса, трасса.

Бусы, волосы, вопросы, выписывать, косы, матросы, осы, полосы, посылать, русый, рельсы.

Произнося звук [С], держать губки в «улыбке». Произнося гласный звук, перевести губки в положение «трубочка». Тянуть длительно звук [С].


со-су-со су-со-су су-су-со


со-со-су су-со-со со-су-су


Произнося звук [С], держать губки в «улыбке». Произнося гласный звук, перевести губки в положение «трубочка». Тянуть длительно звук [С].

Совы, сода, сойка, сок, соки, сокол, сом, сон, Соня, сопка, сор, сорт, сотка, соты, соус, высыхать, соя.

Трибунал, судит, судно, сук, сумка, день, сухо.

Босоногий, висок, колесо, кусочек, лесок, носок, песок, поясок,
осока, фасоль.

Барсук, несу, несут, пасу, пасут, набросок, рисую, трясут.

Суббота, субботник, сувенир, сугроб, судак, судить, арбитр, сундук, грозный, сурок, сухарь, вынесу.

Произносить слоги и слова, чётко произнося звук [С].


са-са-са — сад

са-са-са — сани сы-сы-сы — отпрыск сы-сы-сы -сыпать


са-са-са — оса са-са-са — коса са-са-са — касса са-са-са-писать


сы-сы-сы — осы сы-сы-сы — усы сы-сы-сы —бусы сы-сы-сы-лисы


со-со-со - - сок су-су-су - -суп
со-со-со - - сом су-су-су - - сумка
со-со-со - - Соня су-су-су- - сундук

со-со-со-носок

со-со-со —кусочек

со-со-со -песок


су-су-су — несу су-су-су — пасут су-су-су - посуда


Произносить слова, растягивая звук [С]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Сталь, ставни, свора, стадо, ставить, станция, стакан, старик, пристань, достать, паста, место, тесто, станок, скульптура, капуста. Стоп, 100, стол, стон, столько, стойко, постой, настойка. Стук, стул, стужа, ступка, ступени, студент, студень.

Стыть, стыд, стынет, простыня.

Скатерть, скалка, скакать, гора, лавка, сколько, скоро, скакун, находить, пускать, таскать, миска, киска, краска, ласка, склад, сквер.

Свая, свалить, сварить, собственный, присвоить, небосклон.

Слабенький, слава, сладкий, слово, слон, как будто, слух, случай.

Сумел, смотр, смуглый, смыть, снаряд, сноп, опять, сны.

Спартак, спать, проспать, спор, поспорить, спутник.

Произносить предложения, растягивая звук [С] в словах.

У лисы усы. Оса полосатая. На столе стоит стакан. Мать несла супницу с супом. Бориса покусала собака. У Сони русые косы. На подносе сайки, сахар, колбаса. На суку свора 40. Трава высыхает на солнце. В саду спеют абрикосы. На деньке усатый сом. Собака посиживает на траве. Сова посиживает на сосне. Я несу в сумке кусочек сыра. Алиса моет посуду. Тётя купила кусочек мяса. У Ларисы косынка с полосой.

Это Светина сумка. У Сани полосатые носки. У Сони густые косы. Соня стоит около сада. У Сани есть снегокат. Эта притча о сове. Сойка на сосне поёт песенки. Стае пил сладкий сок. Собака посиживает на ступени. Поставь сковороду на стол. Самосвал привёз песок. На столе стаканы с морсом. В саду флоксы и астры.

Приготовить пересказ, за ранее отработав правильное произношение звука [С].

В САДУ

Соня и Саня гуляли в саду. В саду спеют сливы и абрикосы.Соня и Саня собирали абрикосы. Сонина мать сделает абрикосовый сок.

В ЛЕСУ

В густом лесу — сумрак, не много света и солнца. В сырых местах растёт высочайшая осока. За осокой — густой кустарник. В кустарнике затаилась лиса.

Вечерком

Алиса постелила на стол свежайшую скатерть, расставила стулья вокруг стола. Соня принесла стаканы в подстаканниках, поставила на стол самовар, сахарницу, сливочник, сухари с маком. Скоро соберётся вся семья и станет пить чай.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги, растягивая звук [С]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки „были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

ас-ос-ус-ыс ыс-ус-ос-ас

яс-ёс-юс-ис ес-ис-юс-яс

ас-яс-ос-ёс ус-юс-ыс-ис

ас-ес-ус-юс яс-ес-ис-ос

Произносить слова, растягивая звук [С]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки
были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Астра, ананас, бас, гласный, каска, квас, компас, красноватый, ласточка, маска, масло, небезопасно, пас, паста, погас, ясный.

Стремительно, выслать, выставка, выступ.

Абрикос, Барбос, воск, вопрос, киоск, мост, нос, полуостров, покос, полоса, рос, рослый, рост, хвост.

Вкус, смачно, смачный, густо, печальный, кустик, капуста, мускул, пусто, российский.

Автобус, глобус, густой, кусочки, кустики, парус, пустой, пустяк, пускать, троллейбус, заснул, утомился, успел, фокус.

Коляска, пляска, тряска, ястреб, ясный.

Вёсла, овёс, пёс, пёстрый, унёс.

Энтузиазм, увлекательный, кресло, лес, место, тесто, тесновато.

Артист, Борис, искра, кислый, лист, миска, писк, риск, танкист, тенистый, холмистый.

Напугать, находить, история, листва.

Проговаривать слоги и слова, верно произнося звук [С].

ас-ас-ас — квас ос-ос-ос — нос ус-ус-ус — мусс

ас-ас-ас — ананас ос-ос-ос — поднос ус-ус-ус — фокус

ыс-ыс-ыс — мыс ос-ос-ос — кокос ус-ус-ус — кактус

ыс-ыс-ыс — кумыс ос-ос-ос — насос ус-ус-ус — фикус

Произносить предложения и словосочетания, растягивая звук [С] в словах.

Борис пас коз. Мать варит рис. У остановки автобус и троллейбус. На пустыре густые кустики. Леса покрылись листвой. В миске

кислая брусника. В киоске абрикосы и ананасы. Ласточки высоко в небесах. От костра летят искры. Пёс дремлет под кустиком.

Наваристый суп. Кислая капуста. Красноватая редиска. Сладкие абрикосы. Полосатый арбуз. Пустой троллейбус. Старенькый сарайчик. Увлекательная притча. Холмистая местность. Ужасная история. Густой кустарник. Стеклянный стакан.

Заучить потешку, отработав произношение звука [С].

Смачно!

Суп с фасолью очень смачный,
Смачен и салат капустный,
Сок из новых абрикосов
Очень смачен, без вопросов.

Выучить стихотворения, за ранее отработав правильное произношение звука [С] в словах.

По саванне слон гулял,

Где слониха, слон не знал,

А слониха у реки

Мыла хобот и клыки.

Санки Сонины сломались,

На снегу лежать остались.

Приготовить пересказ, за ранее отработав правильное произношение звука [С].

СНЕГИРИ

Наступила снежная зима. Стоят трескучие морозы. На кустиках густой иней. Вдруг, откуда ни возьмись — красногрудые снегири. Снуют по кустикам, не боятся мороза.

БАРБОС

Борис — пастух, он пасёт стадо коз на пустыре. У Бориса — Барбос. Барбос — старенькый пёс, но неплохой пастух. Если за кустиками лиса, Барбос заливчато лает.

НА УЧАСТКЕ

У нас на участке вырастают редиска и свёкла, капуста и чеснок. Около лавки — астры, флоксы и настурция. В стороне —

кустики смородины. За смородиной — 6 старенькых слив. У нас расчудесный участок.

МАМИН Ассистент

(иллюстрация 1)

Денис собрался поиграть в баскетбол, но мать произнесла: «Денис, сходи в универсам, купи сметану, масло, сливки». Денис схватил сумку и понесся в универсам. Он сделал покупки по списку, который составила мать, принёс продукты домой и отправился играть в баскетбол.

СВЕТИНА КОМНАТА

(иллюстрация 2)

У Светы есть своя комната. Брат Степан сделал Свете столик, стул, лавку и полку. Света поставила на полку посуду и слона, посадила куколку Соню. Светина киска Ласка вскочила на лавку и заснула.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С`] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги, растягивая звук [С]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

ся-сё-сю си-се-сю

сю-ся-сё се-си-сю

ся-си-се си-сё-си

Произносить слова, растягивая звук [С`]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Ася, бросят, Вася, весят, гусята, Дуся, десяток, 10, косят, лисята, Люся, месяц, Муся, носят, поросята, требуют.

Сёма, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, тесёмка, сюда.

Сибирь, сигнал, посиживать, сизый, сила, сильный, синева, голубий, синица, синька, сирень, сироп, ситец, сито, с босыми ногами, бросит, василёк, висит, гуси, косилка, лисий, лисичка, носилки, носит, осинка, персик, погасил, просит.

Семь, сел, сено, Сеня, север, сероватый, сетка, серьги, семена, кисель, висел, посев, песец, осенний, вешний, осень, село, седло, сезон. Серёжа, серебро, секунда, плесень.

Гусь, лось, ось, рысь, весь, брось, борюсь, боюсь, Васька, письмо, восьмой, Моська, тесьма.

Свежайший, свет, светлый, свёкла, свёрток, свинка, свитер, свечки, сверчок.

След, слева, слёт, сливы, сливки, слить, слякоть.

Хохот, смелый, смена, сметана, смять, снег, снежок, снегирь, снимок.

Спеть, зрелый, спица, спинка, спячка, степь, стенки, стих,
стирка, стёкла, Стёпа.

Свист, смесь, снести, спросить, сесть, сеанс, совершенно, сосиска.

Произносить предложения, растягивая звук [С] в словах.

На осинке посиживают синицы. Персики висят под листьями. Люся несёт васильки. Сеня пил кисель. Серёжа посиживает в седле. Лось силён. Осенью на улице слякоть. На снегу следы рыси. У свиньи поросята, у гусыни гусята. Ася чистит лисички.

Выучить стихотворения, за ранее отработав правильное произношение звука [С`] в словах.

ОСЕНЬ

Уж вот с ветвей листья облетели,

Дождик утром, и в тучах неба просинь.

В огороде овощи поспели...

По приметам видно — это осень.

Вася Асе васильки Собирает у реки.

Лес сейчас синий-синий,

На ветвях лохматый иней.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С-С`]

Обучаемся различать звуки [С] и [С`] в слогах.

са-ся са-ся-са

сы-си сы-си-сы

сэ-се сэ-се-сэ
со-сё со-сё-со
су-сю су-сю-су
ся-са ся-са-ся
си-сы си-сы-си
се-сэ се-сэ-се
сё-со сё-со-сё
сю-су сю-су-сю

Обучаемся различать звуки [С] и [С`] в словах.

Сад - сядь Лиса — лисята Сом — Сёма
Коса — косяк Гусак — гусята Усатый — десятый Весы — висит Бусы — бусинки Косынка — косилка Сок — Васёк
Роса — поросята Усатый — десятый Фасоль — осёл
Отпрыск — голубий Весы — висит Вес — весь
Сыр — кассир Бусы — бусинки Рис — рысь
Сыч — лисичка Косынка — косилка Лис — лисья

Обучаемся различать звуки [С] и [С] в предложениях.

Соня сеет фасоль. Сёма изловил усатого сома. Сеня строит навес. У кабана полосатые поросята. У Ларисы голубые бусы. Муся пьёт сливовый сок. Рысь притаилась на сосне. У Симы красноватая косынка. Стас и Денис носят на носилках песок. У лисы семь весёлых лисят.

Выучить двустишия, за ранее отработав правильное произношение звуков [С] и [С`] в словах.

Пёс шагает в гости к киске,

Как букет, несёт сосиски.

На сосне сова посиживала,

На совят собственных глядела.

Заучить потешку, отработав произношение звуков [С] и [С`] в словах.

Хороший вечер, сад, сад,

Все деревья дремлют, дремлют.

И мы тоже все уснём,

Только песенку споём.

Нашим деткам — дон, дон, Пусть приснится сон, сон. Хорошей ночи, сад, сад, Все деревья дремлют, дремлют. И нам тоже спать пора, До утра...

(белорусская колыбельная)

Приготовить пересказ, за ранее отработав произношение звуков [С] и [С].

ОСА

Люся посиживала в саду на лавке и чистила сливы. Над сливами вились осы. Одна оса укусила Люсю за нос. У Люси побагровело всё лицо.

ОСЛИК

Тётя Ася купила Сене сероватого пластмассового ослика. У ослика печальные глаза и чёрный носик. На ослике красноватое седло с голубой тесьмой. Сеня глядит на ослика и задумывается: «Почему ослик невесёлый? Наверняка, он скучает по маме». На данный момент Сеня нарисует ослику маму, и ослик повеселеет/

БАСЬКА

(иллюстрация 3)

У Алисы есть киска Баська. Баська усатая, полосатая. У Баськи светлые носочки и прекрасный хвост. Баська стучит лапкой по миске, просит есть. Алиса несёт «Вискас», насыпает в миску: «Кис-кис, Баська. Вот „Вискас"». Лиска ласкается: «Спасибо, Алиса!»

Отработав произношение звуков [С] и [С`] в словах, поиграть в подвижную игру.

САМОЛЁТ

Малыши бегают по группе, расставив руки в стороны.

Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами,

А позже вернёмся к маме.

(А.Варто)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги, растягивая звук [3]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

за-зы-зэ за-зы-зы зэ-за-за

зы-зэ-за зы-за-за зэ-зы-зы

зэ-за-зы за-зэ-зэ зы-зэ-зэ

Произносить слова, растягивая звук [3]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Зал, заяц, запад, завтра, зайка, запах.

Глаза, фазан, коза, гроза, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать, мозаика, непоседа.

Язык, пузырь, тазы, возы.

Лиза, блузка, полезность, берёза, ваза, роза, база, заря, завод, забор, загар, закат, загадка, забота, забава, затея, мазать, захворать, мимоза, медуза, увидеть, запеть, заноза.

Грозы, берёзы, арбузы, морозы, козы, газы, вазы, музыка, козырёк, пузырёк, демонстрировать, именовать.

Произносить слоги, растягивая звук [3]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Произнося гласный звук, перевести губки в положение «трубочка».

зо-зу зо-зу-зу

зу-зо зу-зо-зо

зо-зо зо-зу-зо

зу-зу зу-зо-зу

Произносить слова, растягивая звук [3]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком». Произнося гласный звук, перевести губки в положение «трубочка».

Узор, зоб, клич, зона, возок, газон, зонтик, зонт, зорька, золото, горизонт.

Ползу, везу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, зубр, зубы, зубрёнок, разум, девиз, зубок, зубной, зубило.

Произносить слоги и слова.

за-за-за — зайка за-за-за - коза

за-за-за — запах за-за-за —глаза

за-за-за — запад зы-зы-зы — тазы

зо-зо-зо — зонтик зу-зу-зу— везу

зо-зо-зо — Зоя зу-зу-зу — козу

зу-зу-зу — зубы

Произносить предложения, растягивая звук [3] в словах.

У Зои новый зонтик. На столе ваза с мимозой. У Трезора розовый язык. Лиза привязала козу под берёзой. Зоя загадала загадку про замок. У Розы болит зуб. На возу — арбузы. Звонко звонит звонок.

Выучить двустишья, за ранее отработав правильное произношение звука [3] в словах.

Под зонтиком гуляет Зоя,

Зоя скрывается от зноя.

Грузовик привёз арбузы,

Много-много, полный кузов.

Лиза ставит в вазу розу,
Незабудки и мимозу.

Произносить слоги, растягивая звук [3]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

узма-ызма-азма азма-язма-озма

озма-ёзма-юзма ёзма-ызма-изма

изма-езма-язма язма-ёзма-езма

Произносить слова, растягивая звук [3]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Азбука, различный, еще, поздно, воздух, возраст, суровый, грузный, брызги, грязный, гнёзда, издалече, быстрый, нужный, металлический.

Произносить слова, растягивая звук [3]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Размах, размер, разрыв, разбор, именовать, глазной, запоздать, борозда, изба, избушка, белизна, поезда, комольный, гнездо.

Произносить слова, растягивая звук [3]. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Здание, воздух, гнездо, гнёзда, поездка, езда, дрозды, борозда, гул, звук, знать, звать, выяснить, звонок, позвонок, звание, познание, знаки, знакомые, взгляд, взрослый.

Приготовить пересказ, за ранее отработав правильное произношение звука [3].

КУЗНИЦА

Кузница — изба на околице. В кузнице — кузнецы. Допоздна кузнецы лупят стальными молотками. Их работа полезна. Кузнецы выходят из кузницы усталые и чумазые.

В ЗООПАРКЕ

Зоя была в зоопарке. Там она лицезрела фазана, бизона, зубра, змей. У зубра и бизона суровый вид. У змей злые глаза. А фазан Зое приглянулся. Он показал Зое прекрасный хвост.

ГНЕЗДО

Дрозды выбрали берёзу для постройки гнезда. Гнездо у дроздов выстроено из различных веточек. Его не видно издалече. Сейчас в гнезде 5 дроздят.

КОЗЛЯТА

(иллюстрация 4)

У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята смешные, быстрые, норовят забодать друг дружку. Зоя хлопочет о козлятах, носит им в корзине зелёную траву, арбузовые корки, кукурузные листья. Козлята выяснят Зою и бегут к ней через загон.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [3']

Произносить слоги, растягивая звук [3']. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял,«мостиком».

зя-зё-зю зи-зе-зя зве-звя-зви

зё-зи-зе зю-зя-зё зле-зли-злю

зе-зю-зи зя-зе-зю зме-зми-зме

Произносить слова, растягивая звук [3']. Смотреть, чтоб при произнесении этого звука губки были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Владелец, зяблик, нельзя, угрожают, взять, возят, изюм. Козёл, зёрна, озёра, призёр, везёт, позёмка, зёрнышко, ползёт. Зима, Зина, резина, бензин, магазин, возить, бузина, зимовать, корзина. Зелень, зеркало, газета, музей, зебра. Друзья, возьми, резьба. Звезда, зверёк, дзинькать, звено, тут, злить, змея.

Произносить предложения, растягивая звук [3'] в словах.

Зимой нет зелени. Зина любит изюм. Зяблик клюёт зёрна. Мурзик дремлет в плетенке. Кузьма разносит газеты. Козёл Кузя залез в бузину. Зиночка стоит у зеркала.

Приготовить пересказ, за ранее отработав правильное произношение звука [3'].

ТУЗИК

Зина собирала землянику. С ней был Тузик. Тузик лазил по кустикам бузины и занозил лапу. Зина вытаскивала занозу, а Тузик опрокинул корзину с земляникой. Зина пригрозила Тузику: «Тузик, не зли меня!» Дома Зина смазала лапу Тузика зелёнкой.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3]-[3']

Обучаемся различать звуки [3] и [3'] в слогах.

за-зя за-зя-за
зы-зи зы-зи-зы
зэ-зе зэ-зе-зэ
зо-зё зо-зё-зо
зу-зю зу-зю-зу
зя-за зя-за-зя
зи-зы зи-зы-зи
зе-зэ зе-зэ-зе
зё-зо зё-зо-зё
зю-зу зю-зу-зю

Обучаемся различать звуки [3] и [3'] в словах.

Зайка — хозяйка Узоры — озёра

Коза — козявка Тазы — тазики

Заяц — зяблик Грузы — грузить

Зол — козёл Морозы — морозить

Обучаемся различать звуки [3] и [3'] в предложениях.

У Лизы корзина земляники. Около забора берёза и бузина. Зимой бывают морозы и позёмка. В зелёной вуале букет мимозы. У Зины розовые розы. Грузовик везёт резину. Кузьма подарил Зине незабудки.

Выучить стихи, отработав произношение звуков [3], [3'].

Землянику Лиза с Зиной
Собирают под рябиной,

Под берёзой, под сосной,

Под зелёной бузиной.

Приготовить пересказ, за ранее отработав правильное произношение звуков [3] и [3'].

спасатели

(иллюстрация 5)

Лиза, Назар и Зоя ворачивались из леса. Около дороги они узрели в зелёной травке малеханького зяблика. Зяблик выпал из гнезда. Назар залез на дерево. Лиза подала ему зяблика. Назар опустил зяблика в гнездо. «Здесь зяблик в безопасности»,— произнес Назар.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[3], [С']-[3']

Произносить слоги, обучаться различать звуки [С]-[3], [С']-[3'].

за-са зя-ся зва-сва

зо-со зе-се зво-сво
зу-су зе-се зву-сву
зы-сы зи-си звы-свы
зви-сви зма-сма зля-сля

зве-све звя-свя зли-сли

змо-смо зму-сму зле-сле

змы-смы

Произносить слова, обучаться различать звуки [С]-[3], [С']-[3'].

Засуха, засов, заавесь, заносы, засада, засыпать, занавеска, сазан, сказать, слезать, свозить, смазать, созвать, слёзы, стрекоза.

Козы — косы Арбузы — бусы Именовать — посылать, Зина — Сима Зимний.— голубий Бузина — бусина Резина — трясина Магазин — погасил Плетенка — ворсинка Зерно — седло Газета — кассета Гул — собственный Полозья — колосья Козлик — ослик Гвозди — кости

Зал — сало

Зайка — сайка

Лиза — лиса

Роза — роса

Коза — коса

Замок — сапог

Вспять — сад

Вязанка — санки

Заметёт — самолёт

Зоя — соя

Возок — носок

Кузовок — совок

Зуб — суп

Зубок — сурок

Грызун — плясун

Произносить предложения, обучаться различать звуки [С]-[3], [С']-[3'].

У Зои зелёные глаза и светлые волосы. У Зины бусы из голубой бирюзы. В магазин завезли волшебные арбузы. Вася посиживает на лавке под берёзой и читает газету. У Лизы заводной ослик, а у Алисы резиновый козлик. В саду много зелени, незабудок, ирисов, бардовых роз. На солнце золотятся зрелые колосья. Света мыла в тазу резиновую лису.

Приготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3].

ЗАЙКА

Зима. Сумерки. Весь лес засыпан снегом. Скачет по снегу
косой зайка. Замёрз. Утомился. Негде спрятаться. Вот под берёзой густой кустарник. Зайка зарылся в снег под кустиками и уснул. Да усмотрела зайку сова, что притаилась на сосне. Берегись, зайка, уноси ноги!

Злосчастный СЛУЧАЙ

(иллюстрация 6)

Денис сделал картонного змея. Он позвал Оксану запускать змея. Взвился змей высоко в небеса, но вдруг зацепился за берёзу. Денис полез на берёзу распутывать змея, зацепился за сук и разорвал собственный костюмчик. Расстроился Денис. «Не печалься, Денис, — произнесла Оксана, — костюмчик старый».

Прекрасная ВАЗА

(иллюстрация 7)

У стенки стоят лавка и стол. На столе стоит прекрасная ваза. Лиза взяла вазу со стола. Ваза выскользнула из рук и разбилась. Соня спросила Лизу: «Зачем ты взяла вазу?» — «Я не брала, она сама разбилась». «Как не постыдно, Лиза, сознайся, ваза не могла разбиться сама». «Да, я ей чуть-чуть помогла»,— согласилась Лиза.

НА КАТКЕ

(иллюстрация 8)

Стасик и Денис катались на коньках. Поблескивал лёд, искрился снег, звенели полозья. Забавно неслись мальчишки по льду. Стало темнеть, мороз становился посильнее. Стасик и Денис замёрзли и проголодались. Они стали собираться домой.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [С], [3], [С], [3'] в словах.

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Золотые лепестки, Хрупкий стебелёк,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зелёных стебельках —

Круглые комочки.

ПЫЛЕСОС

Пылесос включила Сима,

Он гудит нестерпимо,

Он гудит, как свора ос,

Работяга-пылесос.

Всё попорядку глотает стремительно:

И салфетку, и записку,

Нить бус, носки, сосиску, Сходу стало очень чисто.

Выучить потешки, за ранее отработав правильное произношение звуков [С], [3], [С], [3'] в словах.

Заря-заряница,
. Солнцева сестрица,

Денек замыкает,

Месяц зажигает.

И лес-то дремлет,

И река-то дремлет,

Прогуливается сон

У окон,

Лизе спать велит.

Баю-баю, за рекой,

Скрылось солнце на покой.

А у Настиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки,заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам — под осинку,

Насте — на перинку.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ц].

ац-оц-уц-ыц ыц-уц-оц-ац

яц-ёц-ец-иц ! ец-иц-ёц-яц

ац-яц-оц-ёц ыц-иц-уц-ец

ёц-оц-яц-ац ец-уц-иц-ыц

Произносить слова со звуком [Ц].

Отец, гонец, шприц, матрац, боец, конец, певец, болван, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, в конце концов.

Танец, рюкзак, братец, заяц, палец, перец, колодец, мизинец.

Проговаривать словосочетания со звуком [Ц].

Новый матрац. Зелёный огурец. Горьковатый перец. Возлюбленный певец. Мятный леденец. Конец кинофильма. Заяц-беляк. Престижный танец.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ц].

ца-цо-цу-цы це-цы-цо-ца

цо-цы-це-ца цы-це-ца-цо

ца-це-цы-цо цо-це-цы-ца

Произносить слова со звуком [Ц].

Цапля, лицо, яичко, овца, кольцо, цокать, цыган, бойцы, концы, огурцы, пловцы, молодцы, кузнецы, торговцы, цирк, цифра, цех, оценка, яичка, улица, мельница, теплица, певица, пшеница, курица, пятница, пуговица, царапинка, овцы, зайцы, улицы, луковки, ножницы, цыплёнок, полиция, акация.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Нищева Н. В.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Нищева Н. В.