ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ


Одно есть определенное нечто, либо количество, либо еще что-то из других [родов сущего] исключительно в реальности, другое - в способности, другое - в способности и реальности. Движение же не бывает кроме вещей, ибо изменение всегда совершается в отношении разных родов сущего, и нет чего-либо общего для их, что не принадлежало бы ни к одному из этих родов.

Каждый [род сущего] всегда присущ двойственным образом (к примеру, "определенное нечто" - это, с одной стороны, форма, с другой - лишенность ее, и точно так же в отношении свойства - одно есть белоснежное, другое - темное, в отношении количества - одно законченное, другое - незаконченное, в отношении перемещения - одно ввысь, другое вниз либо одно легкое, другое тяжелое); так что видов движения и конфигурации столько же, сколько и видов сущего [1] А потому что по каждому роду различается сущее в способности и сущее в реальности, то я под движением разумею воплощение сущего в способности как такого. Что мы говорим правильно - это ясно вот из чего. Когда то, что может строиться, так как оно есть то, что подразумеваем под таким, находится в осуществлении, оно строится, и это [2] есть строительство. И то же можно сказать об обучении, лечении, хождении , прыгании, старении, созревании. А происходит движение тогда, когда имеет место само воплощение, и не до этого и не после. Итак вот, движение есть воплощение того, что есть в способности, когда оно [3] при осуществлении действует не как таковое, а так как оно может быть приведено в движение. А говорю я "так как" вот в каком смысле. Медь есть изваяние в способности; но воплощение меди, так как она медь, не есть движение. Ведь не одно и то же быть медью и быть кое-чем в способности, ибо если б это было просто по определению одно и то же, то воплощение меди [как таковое] было бы неким движением. Но это не одно и то же (что разумеется, когда идет речь о противоположностях: возможность быть здоровым и возможность быть нездоровым - не одно и то же, по другому было бы одно и то же быть здоровым и быть нездоровым; меж тем субстрат, который бывает здоровым либо нездоровым, будет ли это влага либо кровь, один и тот же). А потому что они [4] не одно и то же, как не одно и то же цвет и видимое, то движение есть воплощение вероятного как такого. Таким макаром ясно, что движение есть конкретно это воплощение и что движение происходит тогда, когда имеет место само воплощение, и не до этого и не после. Ибо что бы то ни было может то находиться в осуществлении, то нет, как, к примеру, то, что может строиться, так как оно может строиться; и воплощение того, что может строиться, так как оно может строиться, есть строительство. По правде, воплощение - это либо строительство либо строение. Но когда есть строение, уже нет того, что может строиться. Как следует, воплощением должно быть строительство, строительство же есть некое движение. И то же можно сказать обо всех других движениях..



А что произнесенное верно - это ясно [и] из того, что молвят о движении другие, также из того, что найти его по другому нелегко. По правде, отнести его к другому роду нельзя,- это видно из того, что о нем молвят: некие [5] именуют его инаковостью, неравенством и не-сущим, но ничего из перечисленного не приводится в движение с необходимостью, и точно так же переход в их либо от их осуществляется не в большей мере, ежели переход в противолежащее им либо от противолежащего им [6] Причина же, почему движение относят сюда, заключается в том, что оно кажется кое-чем неопределенным, и начала одной из попарно расположенных противоположностей неопределенны ввиду того, что они имеют свойство лишенности. Вправду, ни одно из этих начал не есть ни определенное нечто, ни такое-то качество и не принадлежит и к остальным родам сущего. Причина же того, что движение кажется неопределенным, заключается в том, что его нельзя отнести ни к способности сущего, ни к реальности сущего: ведь и то, что есть количество в способности, не приводится нужным образом в движение, так же как и то, что есть количество в реальности, и движение, правда, кажется неким воплощением, но незаконченным; причина в том, что не закончено то сущее в способности, воплощение которого есть движение.


Загрузка...

Поэтому-то тяжело понять, что такое движение: его нужно отнести либо к лишенности, либо к способности, либо просто к осуществлению, меж тем ничто из этого не представляется допустимым. Так что ему только и остается быть тем, что мы произнесли, а конкретно быть воплощением, и притом воплощением в обозначенном смысле [7]; осознать это воплощение, правда, тяжело, но оно полностью может быть..

А что движение находится в передвигающемся, это ясно, ибо оно его воплощение средством того, что приводит в движение. А действие (energeia) того, что приводит в движение, не другое, [нежели у движущегося], ибо оно должно быть воплощением того и другого; по правде, нечто может приводить в движение благодаря тому, что способно к этому, а приводит в движение благодаря тому, что действует, но инициативно оно по отношению к тому, что может быть приведено в движение, так что действие у обоих в равной мере одно [8] точь-в-точь как одним и этим же бывает расстояние от 1-го к двум и от 2-ух к одному, равно как и подъем и спуск, хотя бытие у их не одно; и схожим же образом обстоит дело с движущим и передвигающимся..




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ГЛАВА ДЕВЯТАЯ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ГЛАВА ДЕВЯТАЯ