ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ГЛАВА 3-я


Потому что наука философа изучит сущее как таковое вообщем, а не какую-то часть его, меж тем о сущем говорится не в одном, а в разных значениях, то ясно, что если обще им только имя ["сущее"] и ничего больше, то сущее не составляет предмет одной науки (ибо одноименное не принадлежит к одному роду); а если [в разных значениях сущего] есть нечто общее, то можно было бы сказать, что оно предмет одной науки. По-видимому, о сущем говорится обозначенным методом [1]так же, как мы говорим о "докторском" и "здоровом"; ведь о том и о другом также говорится в разных значениях.

Каждое из их употребляется в том либо ином значении зависимо от того, каково отношение в одном случае к докторскому искусству, в другом - к здоровью, в 3-ем - к чему-то еще, но в каждом случае - к одному и тому же. По правде, "докторским" именуется и рассуждение и ножик, рассуждение - поэтому, что оно исходит от докторского познания, ножик - поэтому, что он для этого познания полезен. Схожим же образом говорится и о здоровом: одно именуется так поэтому, что показывает на здоровье, Другое - поэтому, что содействует ему. И так же обстоит дело и со всем остальным. Итак вот, схожим же образом говорится и обо всем как о сущем: о кое-чем как о сущем говорится всякий раз поэтому, что оно либо свойство сущего как такого, либо устойчивое или преходящее состояние сущего, либо движение его, либо что-то другое в этом роде. А потому что все, что именуется сущим, относимо к чему-то одному и общему [всему], то и любая из противоположностей будет относима к первичным различиям и противоположностям сущего, будут ли первичными различиями сущего огромное количество и единое, либо сходство и несходство, либо еще какое-нибудь другое; примем их как уже рассмотренные [2]. И нет никакой различия, относить ли то, что именуется сущим, к сущему либо к одному. Даже если сущее и единое и не одно и то же, а различное, то они по последней мере взаимообратимы, ибо то, что едино, есть неким образом и сущее, а сущее - единое..



И потому что каждую пару противоположностей должна изучить одна и та же наука, а об одной в каждой паре противоположностей сказываются как о лишенности (хотя в отношении неких из их могло бы появиться затруднение, как о их можно гласить как о лишенности - в отношении тех, у каких есть нечто промежуточное, к примеру в отношении несправедливого и справедливого), то во всех схожих случаях лишенность следует считать не для всего определения, а для последнего вида; к примеру, если справедливый - это тот, кто повинуется законам в силу определенного предрасположения, несправедливый будет не обязательно тот, кто лишен всего этого определения, а тот, кто в чем либо перестает повиноваться законам, и [лишь] в этом смысле может относительно его идти речь о лишенности; таким же образом дело будет обстоять и в других случаях..

Так же как математик изучит отвлеченное (ведь он изучит, опуская все чувственно воспринимаемое, к примеру тяжесть и легкость, твердость и обратное им, также тепло и холод и все другие чувственно воспринимаемые противоположности, и оставляет только количественное и непрерывное, у одних - в одном измерении, у других - в 2-ух, у третьих - в 3-х, и рассматривает характеристики их, так как они количество и непрерывное, а не с какой-нибудь другой стороны, и в одних случаях он рассматривает обоюдное положение предметов и характерное ему, в других - их соизмеримость и несоизмеримость, в третьих - их соотношение, но все же мы для всего этого полагаем одну и ту же науку - геометрию), точно так же обстоит дело и с исследованием сущего. Ибо изучить то, что составляет привходящие характеристики сущего как такого и противоположности его как сущего, - это дело не какой-нибудь другой науки, а только философии. Ведь на долю учения о природе можно бы отнести исследование предметов, не так как они сущее, а быстрее так как они причастны движению. Диалектика же и софистика имеют, правда, дело с привходящими качествами вещей, но не так как они сущее, и не занимаются самим сущим как таким. Потому остается только философу изучить то, о чем шла речь выше, так как оно сущее. А потому что о сущем, при всем различии его значений, говорится в отношении чего-то одного и общего [всем] и таким же образом говорится и о противоположностях (они сводимы к первичным противоположностям и различиям сущего), а исследование такового рода вещей может быть делом одной науки, то тем устраняется, по-видимому, обозначенное сначала затруднение - я имею в виду вопрос, как может одна наука изучить многие и притом разные по роду вещи..

.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ГЛАВА ТРЕТЬЯ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ГЛАВА ТРЕТЬЯ