ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ


Нужно также разглядеть, каким из 2-ух методов содержит природа мирового целого благо и лучшее - как нечто имеющееся раздельно и само по себе либо как порядок. Либо же и тем и другим методом, как у войска? Ведь тут и в самом порядке - благо, и сам предводитель войска - благо, и быстрее даже он: ведь не он находится в зависимости от порядка, а порядок - от него. [В мировом целом] все упорядочено спецефическим образом, но не идиентично и рыбы, и птицы, и растения; и дело обстоит не так, что одно не имеет никакого дела к другому; какое-то отношение есть. Ибо все упорядочено для одной [цели], но так, как это бывает в доме, где свободным меньше всего полагается делать все, что придется; напротив, для их все либо большая часть [дел] определено, меж тем у рабов и у животных не достаточно что имеет отношение к общему [благу], а большей частью им остается делать что приходится , ибо природа каждого из их составляет такое начало. Всякому, по моему разумению, нужно занять свое особенное место, и точно так же есть и другое, в чем участвуют все для [блага] целого..



А какие несообразные либо несуразные выводы получаются у тех, кто высказывает другие взоры, и каковы взоры тех, кто высказывается более тонко, и с какими связано меньше всего проблем,- все это не должно улизнуть от нашего внимания. Все [философы] выводят все из противоположностей. Но некорректно ни "все", ни "из противоположностей" как вещи будут получаться из противоположностей там, где противоположности имеются, этого не молвят: ведь противоположности не могут испытывать воздействия друг от друга. Для нас эта трудность устраняется естественно; дело в том, что есть нечто третье. Меж тем некие считают материю одной из 2-ух противоположностей, к примеру те, кто противополагает неравное равному и почти все одному Да и это решается таким же образом, а конкретно: материя, которая [каждый раз] одна, ничему не обратна. Дальше, [в этом случае] все, не считая одного, было бы причастно дурному, ибо само зло есть один из 2-ух частей. А некие не признают благо и зло даже за начала; меж тем начало всех вещей вероятнее всего благо. Что все-таки касается тех, о ком мы гласили выше , то они правы, утверждая, что благо есть начало, но в каком смысле оно начало, они не молвят,- как цель ли, либо как движущее, либо как форма..

Несостоятелен и взор Эмпедокла. Место блага занимает у него дружба, но она начало и как движущее (ибо она единит), и как материя (ибо она часть консистенции). Но если даже одному и тому же случается быть началом и как материя, и как движущее, то все таки быть материей и быть движущим не одно и то же..

Итак вот, по отношению к чему из их дружба есть начало? Несуразно также и утверждение, как будто вражда непреходяща, а ведь конкретно она составляет, [по Эмпедоклу], природу зла..

С другой стороны, Анаксагор считает благо движущим началом, ибо движет, по его воззрению, мозг. Но движет разум ради некий цели, так что эта цель - [уже] другое [начало] (разве только это понимают так, как мы говорим, а конкретно: докторское искусство, [например], есть в неком смысле здоровье) . Несуразно также и то, что Анаксагор не представил чего-то обратного благу, т.

е. мозгу. А все, кто гласит о противоположностях, к противоположностям не прибегают, если только этих [философов] не поправляют. И почему одни вещи преходящи, другие непреходящи, этого никто не гласит: все имеющееся они выводят из одних и тех же начал. А не считая того, одни выводят имеющееся из не-сущего; другие же, чтобы их не заставляли к этому, объявляют все одним ..

Дальше, почему появление вечно и в чем причина появления, об этом не гласит никто. И для тех, кто подразумевает два начала, должно быть очередное начало, более принципиальное равным образом должно быть другое, более принципиальное начало для тех, кто воспринимает эйдосы, ибо на каком основании [единичные вещи] были причастны либо сейчас причастны эйдосам? И всем другим нужно приходить к выводу, что мудрости, т. е. более достойному познанию, что-то обратно, а для нас таковой необходимости нет, так как первому ничего не обратно. По правде, все противоположности имеют материю, которая есть в способности эти противоположности, а так как [мудрости] обратно незнание, оно должно было бы иметь своим предметом обратное, но первому ничего не обратно..


Загрузка...

Дальше, если кроме чувственно воспринимаемого не будет ничего другого, то не будет ни [первого] начала, ни порядка, ни появления, ни небесных явлений, а у каждого начала всегда будет другое начало, как говорят те, кто пишет о божественном, и все рассуждающие о природе. А если [помимо чувственно воспринимаемого] есть эйдосы либо числа, то они ни зачем не будут причинами, во всяком случае не для движения. И не считая того, каким образом величина либо непрерывное может появиться из того, что не имеет величины? Ведь число не произведет непрерывного ни как движущее, ни как форма . С другой стороны, из 2-ух противоположностей ни одна не будет на самом деле дела (hoper) ни действующей, ни движущей предпосылкой: ведь такая причина могла бы и не существовать. И во всяком случае ее деятельность была бы не первее ее возможности. Тогда, означает, не было бы нескончаемых вещей. Но такие вещи есть. Означает, какое-нибудь из этих утверждений нужно отторгнуть . И как это сделать, у нас сказано . - Дальше, по этому числа либо душа и тело, и вообщем форма и вещь составляют одно, об этом никто ничего не гласит; и сказать это нельзя, если не согласиться с нами, что одним делает их движущее . А те, кто гласит , что математическое число - 1-ое и за ним всегда следуют другие сути, а начала у их различные, делают суть целого несвязной (ибо 1-го вида суть, наличествует ли она либо нет, ничем не способствует другого вида сути) и считают огромное количество начал. Меж тем сущее не вожделеет быть плохо управляемым. "Нет в многовластии блага, да будет единый властитель".

* Книжка ТРИНАДЦАТАЯ *




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ГЛАВА ДЕСЯТАЯ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ГЛАВА ДЕСЯТАЯ