Патристика

Патристика


Аргументы против языческой философии

Ап. Павел:«Ибо, когда мир собственной мудростью не узнал Бога в пре­мудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спа­сти верующих... немудрое Божие премудрее человеков» («Первое по­слание к Коринфянам»).

Татиан:«Что великодушного появилось из ваших занятий фи­лософией?»... «Подчиняясь повелениям Бога и следуя закону Отца бессмертия, мы отбрасываем все, что зиждется на людском мне­нии» («Обращение к грекам»).

Тертуллиан:«Ибо философия есть поспешный толкователь при­роды, промысла Божия и мудрости мира, конкретно философией провоци­руются лжи. Одно и то же всегда дискуссируется как еретиками, так и философами, и те и другие прибегают к одним и этим же аргументам. Откуда берется зло? Почему злу позволено существовать? Каково про­исхождение человека? Каким образом он приходит в этот мир? Обсуж­дается и вопрос, незадолго до того предложенный Валентином: откуда приходит Бог? Сам же он отвечает так: из enthymesis (размышления) и ectroma (откровения). Несчастен Аристотель, который изобрел диа­лектику для этих людей, искусство строить и разрушать, искусство, так далековато заходящее в собственных догадках, такое резкое в собственных аргументах, толкающее к раздорам, обременительное само себе, от­рекающееся от всего и занимающееся ничем!



Разве уже ап. Павел не предупреждал об угрозы таких досужих раздумий, когда он писал Колоссянам: «Смотрите, чтоб кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию челове­ческому... а не по Христу». ...«Какое отношение имеют Афины к Иеру­салиму? Какое согласие может быть меж Академией и Церковью? Меж еретиками и Христианами? Наше научение идет от дверей Со­ломона, который сам себя обучил тому, что Бога следует находить в про­стоте сердца. Долой все пробы сделать смешанное Христианство,которое будет консистенцией стоических, платонистических и диалектичес­ких мыслях. Мы не желаем никаких причудливых диспутов после того, как мы получили в обладание Христа Иисуса, никаких последующих изыска­ний после того, как мы усладились Евангелием! С нашей верой нам не надо более никаких верований. Ибо обладание наиглавнейшей верой не оставляет ничего такового, во что еще мы должны верить» («О предписаниях против еретиков»).смотрим

Таблица 36. Апологеты и их апологии

Термин происходит от латинского «pater» — «отец». Патристикой именуется религиозно-философское учение огромнейших философов и богословов периода ранешнего христианства и сначала так назы­ваемых отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирую­щую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики — III—VIII вв.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовы­вались в жестокой полемике как в философско-религиозных сочи­нениях, так и в дебатах на бессчетных соборах, в том числе Все­ленских. Окончательное решение этих вопросов принималось конкретно на Вселенских соборах1.

Важными неуввязками философско-теологического нрава, обсуждавшимися в патристике, были:

• троичность Бога и соотношение меж божественными ипостася­ми («споры о Троице»);

• природа Христа — божественная, людская либо богоче­ловеческая (христологическая неувязка);

• соотношение свободы и благодати;

• отношение веры и разума.

В истории патристики выделяют два периода: раннюю (II—III вв.) и зрелую (III—VIII вв.). К ранешней патристике принято относить и тех философов-богословов, чьи учения позже были приняты не полнос­тью и чьи взоры по отдельным вопросам были осуждены церковью (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский). Они числятся только церковными писателями, а не отцами церкви.

1 И церковная, и правоверная церкви признают в качестве Вселенских семь со­боров IV—IX вв., но церковная церковь считает Вселенскими и еще ряд соборов как этого же периода, так и поболее поздних.

Не считая того, патристику принято разделять на восточную и западную. Учения западных отцов церкви (и в особенности — Аврелия Августина) сыграли ведомую роль в развитии церковной теологии и филосо­фии, а учения восточных — православной.


Загрузка...

В церковной церкви принимались особенные постановления, опре­деляющие перечень отцов церкви (который пополнялся именами теоло­гов более позднего времени), в православной церкви канонические по­становления такового типа не принимались.

Августин (Augustine)

Биографические сведения. Аврелий Августин Бла­женный (354—430) — древнеримский философ, один из основателей христианской философии. Ро­дился в г. Тагасте (римская колония в Северной Африке). Его мама была христианкой, а отец — язычником. Обучался поначалу в Тагасте, за­тем в Карфагене, Риме и Медиолануме (Милан). Изучал философию, в юности с энтузиазмом относился к скепсису. Огромное впечатле­ние на Августина произвела проповедь миланского епископа Амвро­сия, использовавшего способ аллегоричного истолкования Библии. В это время он знакомится с трудами Плотина, которые также ока­зали на него огромное воздействие. В 387 г. Августин становится христиа­нином, в 391 г. — пресвитером, а в 395 г. — епископом г. Гиппона (Се­верная Африка). Погиб в г. Гиппоне во время осады городка вандалами.

Августин Блаженный — наикрупнейший представитель западной пат­ристики.

Главные труды. «О граде Божьем», «Исповедь», «Против ака­демиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие души», «О Троице», «Об учителе», «О музыке».

Философские мнения. История философии. В собственной работе «О граде Божьем» Августин дает обзор и анализ древнегреческой фи­лософии, а именно, различая ионийскую и италийскую философию. В работе «Против академиков» он выступает с критикой относитель­ного скепсиса, который утвердился в платоновской Академии (в Средний период).

Онтология. Учение Августина о бытие представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии. Он отожде­ствляет высшую идею платонизма и неоплатонизма — идею Едино­го = Блага — с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная правда, добро и краса. Божествен­ная Троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — отождествляют­ся с платонической триадой: мыслях Одного, Логосом (Мировой Разум) и Мировой душой.

Конкретно в силу собственного происхождения от Бога все имеющееся в мире является благим. Зло при всем этом понимается как недочет, порча, повреждение.

Космология и космогония. Бог сделал мир из ничего (из небытия), и существование мира повсевременно поддерживается Богом. Если б творческая сила Бога иссякла, то мир сходу бы пропал (закончил бы свое существование).

Мир ограничен в пространстве и времени, при этом сами про­странство и время создаются Богом только совместно с миром (т.е. до

появления мира не было времени). Мир есть только один, и никаких других миров до сотворения нашего мира не было. Сотворен­ный мир имеет строгую иерархическую структуру, где каждый предмет занимает определенное и целесообразное место в общем плане миро­здания. Понизу тварного мира находятся неодушевленные предметы и неразумные существа, а во главе — разумные существа, приближение либо удаление которых от Бога находится в зависимости от их своей воли. Так, бес по собственному желанию отпал от Бога, а потом вверг в грех и людей.

Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти, только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета.

По первому пути шли все античные (дохристианские философы), луч­шим из которых был Платон. Потому что мир есть творение Бога, то изуче­ние мира позволяет нам приблизиться к осознанию Бога.

2-ой путь вероятен только при условии веры в Бога, которая дару­ется нам с Божьей помощью и сначала через Откровение (Свя­щенное Писание, т.е. Библию), данное Богом всем людям. Лишь на этом пути может быть подлинное постижение Бога, таким макаром, у Ав­густина провозглашается примат веры над познанием («верить, чтоб понимать»).

У Августина неоплатоновское учение об экстазе как высшем спо­собе зания перерастает в христианское учение об озарении.

Учение о душе и сотериология. Душа нематериальна, она пред­ставляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна. До свое­го грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить либо не грешить. После грехопадения и они, и все их потомки не могли не гре­шить. После искупительной жертвы Христа избранники Божьи снова получили возможность жить не греша.

В учении Августина принципиальное место занимает концепция Бо­жественного предопределения и благодати.Бог еще до рожде­ния каждого человека предназначил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, смерти и мучениям. Добрую волю (т.е. волю к спасению) человек получает только благодаря даруемой ему Богом благодати.

Учение об обществе и философия истории. Захват Рима войска­ми Алариха в 410 г. потряс весь древний мир и заинтересовал Августина к дилемме страны и к пониманию динамики челове­ческой истории. В собственной работе «О граде Божьем» Августин различает Два вида любви, присущих людям, и, соответственно, два вида человече­ской общности, основанные на их

Церковь на земле является прототипом небесного града Божьего, а правительство — «большая разбойничья шайка».

У Августина история населения земли воспринимает линейный нрав: она имеет начало и конец, в ней выделяются последующие периоды (табл. 37).

Таблица 37. Периодизация людской истории

При всей наивности данной периодизации ее можно оценить как первую попытку сотворения философии истории.

Судьба учения. Учение Августина оказало решающее воздей­ствие на всю западноевропейскую философию ранешнего периода Сред­невековья и продолжала оказывать свое воздействие в эру зрелого и позднего Средневековья (соперничая с томизмом). В эру Воз­рождения (эра Реформации) учение Августина о божественном пре­допределении послужило основой соответственного учения Кальви­на — 1-го из основателей протестантизма. В XVII в. необ­ходимо отметить воздействие Августина на Паскаля. В современной философии XX в. особенное значение сыграли идеи Августина в области герменевтики и экзистенциализма.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Патристика:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Патристика