Людвиг БОЛЬЦМАН

Людвиг БОЛЬЦМАН


(1844 – 1906)

Австрийский физик-теоретик, один из основателей статистической физики, физической кинетики и термодинамики. Вывел основное уравнение кинетической теории газов, закон рассредотачивания газовых молекул по импульсам и координатам. Связал энтропию физической системы с вероятностью ее состояния, обосновал статистический нрав второго начала термодинамики. Определил Н-теорему, положенную в базу теории необратимых процессов. Применив к излучению принципы термодинамики, на теоретическом уровне открыл закон термического излучения. Из термодинамических суждений представил существование давления света. Известен своими работами по философии и методологии науки.

9. «Промежуточные формы, которые воспринимает солнечная энергия, пока она не деградирует до температуры земли, могут быть достаточно неописуемыми формами энергии, и мы просто можем использовать переход теплоты от солнца к земле, подобно переходу воды от парового котла к холодильнику для совершения работы. Потому всеобщая борьба за существование живых созданий не является борьбой за составные элементы, - составные элементы всех организмов имеются налицо в излишке в воздухе, в воде и недрах земли – и не за энергию, ибо такая в обилии содержится во всяком теле, к огорчению, в форме непревращаемой теплоты. Но это – борьба за энергию, которую можно использовать при переходе энергии с жаркого солнца к прохладной земле. Чтоб может быть более использовать этот переход, растения распускают неизмеримо гигантскую поверхность собственных листьев и принуждают солнечную энергию, до того как она свалится до уровня температуры земной поверхности, делать хим синтезы, о которых в наших лабораториях еще не имеют никакого понятия. Продукты этой хим кухни являются предметом борьбы в мире животных». [7, 17-18].



10. «Я держусь представления, что задачка теории заключается в конструировании имеющегося только в нас отражения окружающего мира, которое должно служить путеводной звездой во всех наших идей и опытах, т.е. заключается, так сказать, в окончании мысленного процесса и выполнении в большем масштабе того, что в малом совершается в нас при образовании каждого представления». [7, 54].

11. «Своеобразие людского духа заключается конкретно в том, что он стремится сделать внутри себя такое отражение и все более и поболее приспособлять его к наружному миру. Потому, если даже для изображения неких частей этого отражения, ставших очень сложными, и нужны запутанные формулы, то все-же они являются только несущественными – хотя и очень полезными – формами выражения». [7, 54].

12. «Повсюду задачка науки заключается в том, чтоб разъяснять сложное исходя из более обычного либо, если это больше нравится, наглядно представить картинами, взятыми от более обычных явлений. Потому в физике стремятся остальные явления – звук, свет, теплоту, магнетизм и электричество – свести к одним только явлениям движения мелких частиц этих тел, при этом, при очень многих явлениях это отлично удается, правда не при всех. Благодаря этому конкретно наука о явлениях движения, т.е. механика, стала основой для иных физических дисциплин, которые равномерно все в большей и большей степени, казалось бы, преобразовывались в особые отделы механики». [7, 159].

13. «Задачей теоретической физики является, как гласили ранее, отыскание главных обстоятельств явлений, либо, как предпочитают гласить сейчас, разъяснение с единой точки зрения приобретенных экспериментально результатов, их упорядочение, описание обозримым, ясным и по способности обычным образом, чем облегчается и, пожалуй, в первый раз становится вероятным их осознание, во всем их обилии…

Неспециалист считает, пожалуй, что к уже открытым главным законам и причинам явлений добавляют все новые и что познания о природе развиваются таким непрерывным образом. Такое представление – неверно. Теоретическая физика развивалась практически всегда скачкообразно. Нередко какая-либо теория развивалась десятилетиями и даже столетиями, предлагая достаточно приятную картину известного класса явлений. Потом обнаруживались новые явления, противоречащие этой теории, и пробы их согласовать оказывались напрасными. Появлялась борьба меж сторонниками старенькой и совсем новейшей точкой зрения, пока последняя не побеждала в конце концов по всей полосы. Ранее гласили, что древняя теория оказалась неверной. Это звучит так, как будто новенькая теория совсем правильна, и что древняя, из-за ее неточности, была совсем никчемной. Чтоб избежать видимости обоих утверждений, сейчас просто молвят, что новенькая теория лучше, дает более совершенную картину, более целесообразное описание фактов, чем древняя. Этим ясно сказано, что и древняя теория была полезной тем, что давала частичное отображение фактов, и что не исключена возможность вытеснения новейшей теории другой, в свою очередь еще больше целесообразной. Наилучшей иллюстрацией этого может служить развитие теории электричества». [7, 108 – 109].


Загрузка...

Ххх. «Столь же не много должно считать полностью непогрешимыми и законы мышления. Они образовались вследствие нужды в ясном осознании того, что нужно для поддержания жизни и что фактически полезно. И с этой последней задачей результаты экспериментальных исследовательских работ имеют более общего, чем проверка самого аппарата мышления. Логично потому, что обычные формы мышления оказываются не много применимыми в применении к абстрактным дилеммам, лежащим далековато от практических потребностей, и не поменялись со времен Фалеса. Потому для философа самое обычное оказывается самым таинственным, и он на каждом шагу встречает противоречия. Но эти противоречия представляют собой не что другое, как нецелесообразные проигрывания нашим мышлением данного нам в опыте. В самих же данных опыта не может быть противоречий. Потому, как мы оказываемся будто бы не в состоянии убрать противоречия, мы должны на данный момент же проверить, расширить, поменять то, что мы называем законами мышления и что по сути есть не что другое, как унаследованные, обычные нам и на практике оказавшиеся полезными представления, выработанные веками… Таким макаром, нашей задачей является не данные опыта судить при помощи наших законов мышления, а напротив, приспособить наш образ мыслей, представления и понятия к данным опыта». – [7, 170-171].

ХХХ.«Закономерность в явлениях природы является главным условием их осознания. Потому привычка при всяком случае допытываться предпосылки стала нашей неодолимой потребностью, и мы начинаем доискиваться предпосылки, почему все имеет причину. И по сути, много усилий мысли было потрачено на решение вопроса, являются ли причина и следствие тесновато связанными либо следует одно за другой случаем. Меж тем смысл имеет только вопрос о том, повсевременно ли связано известное особое явление с другой группой явлений, нужным следствием которых она является, либо при узнаваемых обстоятельствах эта связь может отсутствовать». – [7,171].

ХХХ. «Мы не должны выводить явлений природы из наших понятий, а, напротив, должны приспособлять последние к явлениям природы. Мы не должны мыслить, что все можно распределить по нашим категориям и что существует такое безупречное рассредотачивание. Существует только удовлетворяющее временным потребностям и потому колеблющееся рассредотачивание. И разделение физики на теоретическую и экспериментальную есть только следствие разделения имеющихся в текущее время в нашем распоряжении способов и не будет длиться вечно». – [7,172].




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Людвиг БОЛЬЦМАН:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Людвиг БОЛЬЦМАН