Исторические формы позитивизма (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)

Исторические формы позитивизма (традиционный позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)


Характеристику главных направлений мировой философии XX века начнем с неопозитивизма и аналитической философии.

В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (положительное) познание о реальности может быть получено только в виде результатов отдельных особых наук либо их синтетического объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особенной сферы действительности, не имеет права на существование.

Позитивизм пережил три главные шага собственной эволюции. 1-ая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) появилась в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попробовали осмыслить противоречие меж наукой тех пор и философией, претендовавшей на роль "науки наук".

Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-нибудь стоящей над ней философии — "наука сама для себя философия". Заглавие же "философия", считал он, можно сохранить только за общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук. Вкупе с тем эта "новенькая философия" не обязана иметь ничего общего с классической философской идеей. Ее назначение заключалось в том, чтоб продолжить ту работу, которая совершалась в личных науках, — сформировывать более общие законы на базе данных личных наук. Другими словами, философия сводилась к общим выводам из естественных и публичных наук.

Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе познаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Появляется 2-ая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм (Э. Мах, Р. Авенариус). При сохранении основной позитивистской полосы махизм сосредоточил свое внимание на дилеммах, от которых предлагал отрешиться Конт: природа зания, соотношение субъекта и объекта, природа "частей мира", взаимоотношение физического и психологического и др. Эти задачи были остро поставлены самим развитием науки.

В 20-е гг. XX в. заявляет о для себя неопозитивизм — 3-я историческая форма позитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Г. Райхенбах и др.). 1-ый и основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм (логический эмпиризм). Его основания сводились к последующему:

Положения "метафизики" (классической философии) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. Философия вообщем не имеет собственного предмета.

Научные познания имеют эмпирическое происхождение, кроме положений логики и арифметики.

Законы и правила логики и арифметики носят конвенциальный нрав, представляя собою итог условного соглашения ученых.

Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков, преследующий две цели: а) изгонять из науки не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, демонстрировать их малосодержательность, изучить их истоки, коренящиеся в несовершенстве языка и его неверном потреблении; б) обеспечивать построение безупречных логических моделей осмысленного рассуждения.



Логический позитивизм обратился к реальным дилеммам, поставленным развитием современной науки. Это сначала осмысленность научных утверждений (к примеру, неувязка релятивистских эффектов в теории относительности); возможность опытнейшей проверки абстрактных теоретических конструктов; неувязка соотношения содержательных и формальных компонент научной теории, остро вставшая в связи с растущей математизацией и формализацией научного познания.

Будучи не только лишь философами, да и специалистами-логиками, представители логического позитивизма занесли значимый вклад в методологию исследований, также в разработку логического аппарата. Они выделили и зафиксировали некие виды научных определений и разъяснений, дали описание типов научной теории, разработали вероятностную логику.

Основная философская программка логического позитивизма выражена в принципе верификации и формулируется так: научный смысл имеют те предложения, которые прямо либо косвенно допускают их сведение к высказываниям, фиксирующим конкретный чувственный опыт индивидума либо протокольные записи ученого. По другому говоря, необходимо ассоциировать предложения с эмпирической реальностью, указать условия, при которых они будут настоящими либо неверными. Если мы не может указать, как надо проверить предложение, то оно лишено научного смысла. Можно, к примеру, просто установить, что предложение типа "На улице идет дождик" полностью осмысленно, ибо просто указать и способ его проверки — выглянуть в окно. Таким макаром, правда, согласно сторонникам данной позиции, состоит в согласовании выражения факту. Предложение же "Душа человека бессмертна" лишено всякого научного смысла, потому что никакой способ его эмпирической проверки не может быть указан. В согласовании с принципом верификации логические позитивисты объявили глупыми выражения классической философии, потому что они не могут быть испытаны опытом либо подтверждены (или опровергнуты) логическим анализом. Но очень скоро выяснилась сомнительность схожих заявлений. Не сумел решить данной препядствия и Карл Поппер, предложивший поменять принцип верификации принципом фальсификации.

Одной из важных задач философии Поппер считал делему демаркации — отделения научного познания от ненаучного и нахождения аспекта, который позволял бы провести разграничение меж эмпирическими науками, с одной стороны, и арифметикой, логикой, также философскими (метафизическими) системами — с другой. Способом демаркации, согласно Попперу, является фальсификация — принципная оспоримость хоть какого научного утверждения. Но данную методологическую функцию он рассматривал не как самоцель, а только как способность теории, догадки и т.п. подвергнуться критичному анализу.

В работах Поппера лицезреют истоки постпозитивизма (к нему относят также представителей "философии науки" Томаса Куна и Имре Лакатоса). Для него типично последующее: понижение энтузиазма к дилеммам формальной логики; воззвание к истории науки; исследование, а не анализ динамики развития "готового" научного познания; отказ от всяких жестких разграничений — эмпирии и теории, науки и философии; осмысление развития познания как единства количественных ("обычная наука") и высококачественных (научные революции) конфигураций.

Начиная с 50-х гг. на Западе интенсивно заходит в обиход таковой термин, как "аналитическая философия", которая обхватывает ряд школ и направлений. Ее ядром становится философия лингвистического анализа (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), задачей которой был анализ ежедневного языка, обыденного потребления неких его слов. К примеру, нередко злоупотребляют словами "знать", "реально", "по правде", "возможно", "поистине", "кажется", "существует" и т.д. Ученые или употребляют обозначенные слова в контексте, в каком они не могут употребляться согласно правилам нормированного языка, или пробуют обширнее толковать их значение. И тогда появляются философские задачи. В данной связи философия лингвистического анализа стремилась найти источник философских псевдопроблем и выявить реальный, подлинный смысл некорректно употребленных слов. К примеру, если методом анализа слова "знать" будет установлено, что оно имеет ряд контекстуальных значений (различное значение в различных текстах), то, по воззрению философов-аналитиков, не существует общего определения познания.





Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Исторические формы позитивизма (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм):


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Исторические формы позитивизма (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)