ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА

ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА


М.В.Ломоносов был первым русским поэтом, произведения которого и по собственному идеологическому содержанию и по форме явились выражением государственного самосознания. Он первым открыл те стороны поэзии, которые потом получили предстоящее развитие в творчестве передовых писателей: гражданственность и оптимизм, энтузиазм к историческому прошлому страны, вера в ее светлое будущее. Ломоносов лицезрел в поэтической деятельности средство штатского воспитания, средство воздействия на общество. Поэтическая задачка Ломоносова была подсказана самим процессом исторического развития – прославить силу и внешнеполитическую мощь российского государственного страны, прославить дела Петра Величавого, начертать предстоящий путь развития российскей науки и культуры. Эти задачки обусловили геройский оптимистический пафос поэзии Ломоносова, которая была определена В.Г.Белинским как «идеальная», «риторическая». Белинский писал, что в лице Ломоносова российская поэзия «обнаружила рвение к эталону, сообразила себя как оракула жизни высшей, выспренной, как глашатая всего высочайшего и великого».



Своеобразие темы поэзии Ломоносова обуславливалось тем, что поэзия была для него частью его общепросветительской деятельности. Начав с легких интимно-лирических стихотворений в духе ранешней германской анакреонтики, Ломоносов скоро приходит к штатским стихам, к поэзии огромных муниципальных тем. В особенности ярко штатские мотивы поэзии Ломоносова прозвучали в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном». Это типичное произведение было написано в последние годы его творческой деятельности. Оно состоит из 4 пар стихотворений. Сначала Ломоносов дает перевод оды Анакреонта, потом собственный стихотворный ответ, в каком он развивает свои штатские взоры. «Разговор» полемичен. В ответах Ломоносова звучит ясное осознание задач поэзии, которая осознавалась им сначала как выполнение штатского долга. Легкая лирика, «анакреонтика» (по имени древнегреческого поэта Анакреонта, в транскрипции Ломоносова – Анакреон) воспевала личную жизнь, прозаические радости, любовь и вино. Она была далека от насущных муниципальных принципиальных дел.

Взоры Ломоносова время от времени совпадают с идеями Анакреона, время от времени расползаются, вследствие чего «разговор» перебегает в полемику.

В первой группе стихотворений ставится вопрос о выборе предмета, достойного воспевания. Анакреон, по его своим словам, пробовал петь о троянской войне, о подвигах Алкида, т.е. Геракла, но всякий раз ворачивался к любовным песням.

Ломоносов верно делит личную жизнь поэта и его поэтическое творчество. В жизни поэту знакомы любовные радости, но в стихах он может прославлять только геройские подвиги:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой нескончаемой

Я больше восхищен.

Во 2-ой паре стихотворений гедонистические взоры Анакреона сравниваются с учением древнеримского стоика Сенеки, призывавшего презирать радости жизни и тем заблаговременно готовить себя ко всем ее невзогадм. Ломоносову не нравятся грозные «правила» Сенеки, и он дает в этом вопросе предпочтение Анакреону:

Возьмите прочь Сенеку,

Он правила сложил

Не в силу человеку,

И кто по оным жил?

В третьей оде Анакреона говорится о цели жизни. Девицы напоминали поэту о его преклонном возрасте: «Смотри, ты лыс и сед». Но его не достаточно смущает это. Идея о близости погибели только увеличивает в нем жажду удовольствий:

Только в том могу божиться,

Что должен старичок

Тем больше развлекаться,

Чем поближе лицезреет рок.

Ломоносов в ответном стихотворении опять прибегает к сопоставлению. Но сейчас он противопоставляет Анакреону не философа-стоика, а республиканца Катона, который после победы Цезаря заколол себя кинжалом, стараясь гибелью обосновать свою приверженность к республиканскому строю. Ломоносов уточняет и углубляет свое отношение к Анакреону. Принимая жизнелюбие греческого поэта, он совместно с тем с очевидным осуждением пишет о его безрассудном эгоизме. Как грозный приговор звучат слова, обращенные к Анакреону: «Ты век в забавах жил и взял свое с собой». Более импонируют Ломоносову штатские добродетели Катона, его беззаветная преданность интересам Рима. Но суицид Катона не вызывает у Ломоносова сострадания: «Его угрюмством в Рим не возвращен покой». Потому он не дает предпочтения ни Анакреону, ни Катону:


Загрузка...

Несходства дивны вдруг и сходства сообразил я,

Умнее кто из вас, другой будь в том арбитр.

Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге. Оба поэта обращаются к «живописцу» с просьбой нарисовать портреты их «возлюбленных». Анакреон желал бы узреть на картине четкое подобие собственной возлюбленной, со всеми ее красотами:

Дай из рос в лице ей крови

И как снег представь белу,

Проведи дугами брови

По высочайшему челу.

В отличие от Анакреона, любимой Ломоносова оказывается не обычная смертная, а его родина, Наша родина, которую он просит изобразить в виде царственной дамы, сильной, здоровой, прекрасной.

Наша родина стает исполненная духовных и физических сил, воплощением природных богатств:

Изобрази ей возраст зрелой,

И вид в довольствии развеселой,

Отрады ясность по челу

И вознесенную главу.

Вот символический образ могущества Рф:

Возвысь сосцы, млеком обильны,

И чтобы созревша краса

Являла мускулы, руки сильны,

И полны живости уста

В беседе значимость обещали...

Служение мамы – Родине Ломоносов осознает не как отказ от радостей жизни, как творчество, как созидание и приумножение вещественных и духовных ценностей, доставляющее человеку сознание собственной полезности обществу.

Всем строем собственного стихотворения Ломоносов утверждал гражданственность поэзии. В этом цикле отыскало отражение поэтическое кредо Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Российское правительство, Наша родина. Смысл жизни поэт лицезреет в служении публичному благу. В поэзии его вдохновляют только геройские дела. Все это охарактеризовывает Ломоносова как поэта-классициста. Ломоносову идиентично чужды и стоицизм Сенеки, и эффектное суицид Катона. Он верует в благостный альянс поэзии, науки и просвещенного абсолютизма.

Задачки, которые ставил перед поэзией Ломоносов, добивались постановки заморочек, имеющих принципиальное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды.

Он писал свои праздничные оды с 1739 по 1764 гг. и написал 20 од.

Ода – это пространное стиховторение, состоящее из многих строф, при этом любая строфа также пространна (по 10 стихов). В оде соединялись воедино лирика и публицистика, нужные для выражения общегосударственных мыслях. Любая из ломоносовских од была специфичной поэтической декларацией, идейно насыщенной и политически направленной. Она вмещала несколько тем, в целом дававших поэтическое обобщение и обозрение задач, стоявших перед государством. Оды Ломоносова пронизаны пафосом Родины, зовущей к труду, к расцвету науки, верному служению Отчизне. Специфичная тема од, их устойчивая строфика – 10 стихов четырехстопного ямба, - типичный величавый и напряженный стиль – все это было необычным созданием Ломоносова.

Каковой же стиль од Ломоносова? Какова художественная форма, которая вполне отвечала идеологическому содержанию его произведений?

В собственной поэзии Ломоносов, как это и определялось эстетическими понятиями его времени, не стремился к достоверному изображению актуального материала: его одам характерна условность, ибо для поэта принципиально передать те мысли, те безупречные представления, которые могут содействовать развитию просвещения в Рф, становлению ее государственной культуры, государственной государственности. Создавая поэтические образы, Ломоносов исходит в собственном творческом способе не из действительности актуального факта, а из собственных рационалистических представлений о реальности. Поэту принципиально силой собственного поэтического воображения вызвать у читателя «возбуждение страстей», вызвать определенные чувства: удовлетворенность, патриотическое одушевление, рвение к осуществлению мечты. Отсюда и выбор тех поэтических средств, тех поэтических фигур, которые могли бы передать праздничное, штатское содержание од Ломоносова. Отсюда и та напряженная метафоричность, аллегоричная абстракция, гиперболизм, яркость красок, соответствующие для его поэзии. Оды Ломоносова были написаны по всем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его «Риторике».

В силу того, что оды Ломоносова по собственной природе и жанру должны были восхвалять верховную власть и строились по одному композиционному плану, им характерна была определенная монотонность и однообразие. Этому содействовали одинаковость метра ломоносовских од, повторяемость одних и тех же образных средств (эпитетов, метафор, сравнений и т.д.). особенность синтаксической структуры стиха. Совместно с тем стиль од Ломоносова праздничный, приподнятый, патетичный, на сто процентов соответствовал высочайшему содержанию его поэзии. Поэтическая речь должна была передать тот экстаз, «великолепие», «стремление», которые вызывают у Ломоносова начертанные им превосходные картины будущих преобразований. В его одической речи много славянизмов, которые и должны передать «пышность», «парение». Красочность стиля делают и различные эпитеты, умело используемые поэтом: «пламенные звуки», «багряное око», «жаркие часы», «хладные руки» и др. К примеру в оде 1742 года Ломоносов так живописует картину доблести российских воинов, сражающихся со шведами:

Там жеребцы бурными ночами

Взвивают к небу останки густой,

Там погибель меж готфскими полками

Бежит, ярясь, из строя в строй,

И алчну челюсть отверзает,

И хладны руки простирает,

И гордый исторгая дух,

Там тысящи валятся вдруг...

Приверженность Ломоносова, поэта-мечтателя, к метафорическим образам, гиперболам, сложным ассоциациям, риторическим вопросам и восклицаниям, рвение к «украшению» поэтической речи вызывали критику и издевки посреди части литераторов-современников и, сначала, Сумарокова. Сумароков добивался от писателя-классициста рационалистической строгости, ясности языка. Ему было чуждо «великолепие» языка Ломоносова. Он бранит поэтов, которые «словами нас даруют, какими никогда нигде не говорят».

Основной период творчества Ломоносова совпал с царствованием Елизаветы Петровны, которой он предназначил много экзальтированных похвал, но похвалы эти были сначала гимном российской петровской государственности в лице ее главы – дочери Петра I.

Мысль просвещенного абсолютизма была основой политического мышления Ломоносова. Считая, что это характерно было первым русским просветителям, что монарх стоит выше заинтригованности в делах хоть какой из соц групп, что он свободен в собственных действиях, Ломоносов лицезрел в монархе того, кто способен разумом, обличенным властью, осознать, в чем благо всего народа, и обеспечить государству прогресс и благосостояние. Вера эта покоилась на примере деятельности Петра I, наследницей которого он желал созидать Елизавету. Но потому что жизнь разбивала надежды Ломоносова, он писал в собственных одах о той просвещенной власти и о тех преобразованиях в Рф, о которых грезил. Будучи убежденным заступником «заветов» Петра, Ломоносов под этим воздействием создавал и образ Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая покровительницей наук и искусств, насадительницей просвещения:

Молчите огненные звуки,

И колебать престаньте свет;

Тут в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

И это об императрице, отличавшейся праздностью, скучавшей во время ученых бесед, которым она предпочитала утехи, балы. С воцарением Елизаветы Петровны, писал Ломоносов, «Россия зрит конец бедам», ибо Елизавета – наследница дел Петра.

В очах Ломоносова Петр – создатель новейшей Рф, ее государственный герой, неустанный труженик, просветитель. Образ Петра, начиная с «Оды на взятие Хотина», возникает в каждой новейшей оде, постоянно обогащая ее содержание. Достоинство монархов измеряется тем, как их деятельность приближается к деятельности Петра:

Он живой, во все страны взирает,

Свою Россию обновляет,

Полки, законы, корабли

Сам строит, правит и предводит,

Герой в морях и на земли.

(Ода, 1757г.)

В оде 1752 г. Ломоносов гласит о том, что Петр «свет открыл Рф всей», в оде 1761 г. – лицезреет в Петре «защитника», «отца», «героя». Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только две песни (задумано было 24). Да и из написанного ясно выступает план поэмы и вид ее героя. Петр в поэме Ломоносова – «строитель, плаватель, в полях, морях герой». Монументальный образ Петра воздействовал на изображение Петра I А.С.Пушкиным в «Стансах»(1826), «Полтаве»(1828), «Медном всаднике» (1833). Поэма Ломоносова полностью повернута к современности. Основная тема 2-ух песен, написанных Ломоносовым, - неустанная борьба, которую ведет Петр с наружными, внутренними неприятелями, препятствующими потрясающим преобразованиям в стране. Изображая борьбу Петра с оплотом невежества – расколом, Ломоносов предполагает и свою борьбу с обскурантистским духовенством. Более сложными неприятелями по мысли Ломоносова, являются неприятели внутренние. В поэме Ломоносов говрит и о военной мощи Рф, как залога благоденствия в стране наук и искусств. Поэма названа геройской и написана по классическому плану, соответствующему для поэм классицизма: воззвание к музам, мифологические образы, праздничный александрийский стих. В поэме мощная лирическая струя, вызванная личным экзальтированным чувством к Петру. Величие Петра, величие просвещенного монарха, олицетворялось для Ломоносова с величием Рф.

Прославляя военную мощь Рф, нужную для упрочения ее гос независимости, Ломоносов осуждает «губительные брани», воспевая мир и тишину. Воспевая победы российских, поэт подчеркивает, что российские оголили «праведный меч», что они желают «войнами укратить войну». Теме «тишины», при которой только и может быть достигнуть расцвета в науке, культуре, посвящена восхитительная ода Ломоносова «Ода на денек восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747г.»:

Царей и царств земных отрада

Любовь тишь.

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Понимая, что существующая власть далека от эталона просвещенного монарха, Ломоносов заполняет свои оды типичными «уроками» и «наказами» царям, которые были свойственны для писателей-классицистов, веривших в силу слова, способного повлиять на разум правителей (Ода 1757, Ода 1769).

Ломоносов пишет о Рф, Петре, российском народе и российской природе, о торжестве людского разума. Величие Рф в ее непомерных местах и в людях российских, о которых он пишет с большей искренностью и одушевлением (Ода 1747г.) Картину будущих превосходных научных открытий начертал Ломоносов в Оде 1750г., которая начинается словами: «Какую удовлетворенность ощущаю...», передающими экзальтированное ощущуение поэта, предвидящего славное будущее Родины. Он обращается к юным ученым с призывом изучить то, что еще никем не изучено и не открыто. В этой оде реализуется мечта поэта о техническом прогрессе Рф.

Поэзия и наука органически соединяются в восхитительном стихотворении Ломоносова «Письмо о полезности Стекла», написанном в 1752 г., адресованное Шувалову. Нарисовав картину рождения стекла, разъяснив пользу стекла в быту и научном употреблении, он логически перебегает к другим темам: о людском разуме, дерзающем узнать природу и подчинить ее для себя, о борьбе разума и невежества в протяжении всей истории населения земли, о религии, которая является «освещением невежества», о науке, объединяющей людей, о золоте, которое принесло людям несчастье.

В этом поэтическом произведении сочетались научные интересы исследователя природы с опытом инициативного практика, пропаганда научного миропонимания сопровождалась острой полемикой против церковников, публицистика выступает рядом с лирикой, и, что главное, все эти разнородные элементы были объединены в стройную, живую поэму, через строчки которой проглядывала целостная личность Ломоносова, как отмечает А.Западов, – человека жаркого сердца, опытных рук, ученого и художника.

Особенное место в творчестве Ломоносова занимают «Оды духовные» (переложение паслмов). Большей художественностью отличаются переложение псалма 103-го, «Ода, избранная из Иова» и два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае величавого северного сияния». В первый раз поэтические произведения стали выражением философских взглядов Ломоносова, который «смотрит» на вселенную не исходя из убеждений того либо другого мифа, а исходя из убеждений современного ему естествознания. Основной мотив этих произведений – прославление мироздания. В «Размышлениях» выражается его вера в науку, способную узнать «множество миров», он выражает экстаз грандиозностью мироздания. Человек, стоящий перед лицом величавой природы еще не понял всех ее загадок, всех законов, но поэт не колеблется, что человек должен узнать природу, раскрыть «закон натуры».

В «Одах духовных» больше искреннего чувства, меньше поэтических условностей, проще язык и легче стих, ежели в праздничных одах. Ломоносов вел неустанную борьбу с официальной церковью, обскурантистским духовенством, с зарубежной профессурой, которые не только лишь не хлопотали о развитии просвещения в стране, но всячески препятствовали этому.

Борьба с «неприятелями наук» отыскала отражение в остро-сатирических стихотворениях. Сатирические произведения Ломоносова были сначала средством борьбы с церковниками. «Гимн бороде» - пародийное стихотворение, едкое и злое, ориентировано против корыстолюбивых, несведущих попов. Носители бороды – дурачины, лгали, проказы, их церковное учение Ломоносов считает неверным:

О прикраса золотая,

О прикраса дорогая,

Мама дородства и разумов,

Мама достатков и чинов,

Корень действий неосуществимых,

О заавесь воззрений неверных...

Написанный обычным, разговорным языком, песенным размером с припевом, гимн этот воспринимался как сатирическая песня. В 1757 г. церковники направили против Ломоносова ряд писем с приложением стихотворной пародии «Гимн голове», в какой Ломоносов подвергался ругательствам.

В сатирическом послании «К Пахомию» (1756г.) Ломоносов резко выступает против несведущего придворного церковника Гедеона Криновского, который нападал на Ломоносова, как на создателя «Риторики».

Ломоносову приходилось вести борьбу с церковниками и по поводу системы Коперника. Отстаивая систему Коперника в научных трудах, Ломоносов прибегает и к поэтическим средствам, написав басню-эпиграмму «Случились совместно два астролога в пиру». Спор 2-ух астрологов разрешает повар, призывающий к здравому смыслу: нет такового простака, который крутил бы очаг вокруг горячего.

Поэзия Ломоносова была связана со всем его передовым миропониманием. Выступая как поэт, он продолжал мыслить как величавый ученый-материалист.

Ломоносов был преобразователем российской поэзии. «Петром Величавым российской литературы» именовал его В.Г.Белинский, полагавший, что конкретно с ломоносовской «Оды на взятите Хотина» начинается российская литература.


Лекция 7




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА