АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ


(1717-1777)

Александр Петрович Сумароков родился 14(25) ноября 1717 г. Его отец, Петр Панкратьевич, принадлежавший к знатному древнему роду, был военным петровского времени, дослужившимся до чина полковника. В 1737г. Петр Панкратьевич перебежал на штатскую службу с рангом статского советника, в 1760 г. получил чин потаенного советника.

А.П.Сумароков сначала получил домашнее образование под управлением отца и зарубежных гувернеров, посреди которых именуется имя И.А.Зейкана, обучавшего в то же время грядущего правителя Петра II. 30 мая 1732 г. Сумароков был принят в только-только учрежденный Сухопутный шляхетный кадетский корпус – 1-ое светское учебное заведение завышенного типа, готовившее собственных питомцев к военной и гражданской службе. Кадетов учили неплохим манерам, танцам и фехтованию, они участвовали в придворных празднествах, подносили императрице поздравительные оды собственного сочинения. В 1740 г. Сумароков также написал две поздравительные оды. В апреле 1740 г. Сумароков был выпущен из шляхетного корпуса и назначен на должность адъютанта к вице-канцлеру графу М.Г.Головину, а потом графа А.Г.Разумовского – победителя новейшей императрицы Елизаветы Петровны. Это открыло ему дорогу во дворец. В 1756 году Сумароков был назначен директором только-только открывшегося неизменного Русского театра. Он был режиссером и педагогом актерского мастерства, подбирал репертуар, занимался хозяйственными вопросами, составлял даже афиши и газетные объявления. В 1761 году он обязан был уйти в отставку и с того времени больше не служил, всецело отдав себя литературной деятельности. В 1769 году он переехал в Москву. Личная жизнь Сумарокова сложилась безуспешно. Последние годы жизни Сумароков провел в бедности, дом и все его имущество были проданы в погашение долгов. Погиб 1(12) октября 1777 года, похоронен на кладбище Донского монастыря.



Литературно-общественная деятельность Сумарокова – одна из восхитительных страничек в развитии идеологии передового российского дворянства XVIII века. Он был приверженцем монархического правления в Рф, но резко негативно относился к деспотическому самовластию. Безупречным правителем для Сумарокова оставался просвещенный монарх-преобразователь Петр I, боровшийся с застоем в культурной и публичной жизни, с суеверием, предрассудками и невежеством. Свое отношение к Петру I он точно высказал в «Слове хвалебном о государе императоре Петре Великом», помещенном в журнальчике «Трудолюбивая пчела», который издавал сам Сумароков в 1759г. Отстаивая сначала интересы собственного класса, Сумароков выступал за сохранение крепостного права. Убежденность Сумарокова в естественном равенстве людей не исключала у него защиты общественного неравенства как одной из основ «общего благоденствия». Но в то же время он вел упрямую борьбу с злоупотреблением крепостным правом, с помещиками – «извергами природы», сдирающими «со фермеров собственных кожу», с помещиками, которые, превращая крепостных в «невинных каторжников», становятся «стократно вреднее разбойника отечеству». Подлинным гневом и искренней горечью проникнута статья Сумарокова «О домостроительстве». Не сомневаясь в справедливости привилегированного положения в Рф «сынов отечества» (т.е. дворян), Сумароков добивался от их оправдать эти привилегии ревностным служением «обществу». Будучи по своим философско-эстетическим взора в главном рационалистом, Сумарокову был не чужд и сенсуализм (сенсуализм – от латинского восприятие, чувство – направление в теории зания, согласно которому эмоциональность – база и основная форма достоверного зания).

А.П. Сумароков – глава российского дворянского классицизма. Он вошел в историю российской литературы не только лишь как писатель и критик, да и как один из главных теоретиков российского классицизма. Ему принадлежат более много и доступно сфоромулированные программные произведения утвердившегося литературного направления – эпистоли «О российском языке» и «О стихотворстве».

Теоретическая база российского классицизма оформлялась на базе общеевропейских эстетических принципов, государственной традиции и достижений французского классицизма в интересах конкретно российскей литературы.


Загрузка...

Сумароков в собственных эпистолях стопроцентно согласен с требованием Ломоносова поставить стиль в зависимость от содержания, язык от темы. Он решает также и вопрос об употреблении церковно-славянских слов в российском языке. Что касается вопроса теории оды, Сумароков вполне поддержал Ломоносова-одописца.

В эпистоле «О стихотворстве» в отличие от Ломоносова, утверждавшего ценность только «высокой» литературы, он выступил приверженцем равноправия всех жанров, предусмотренных пэтикой классицизма.

Все хвально: драма ли, эклога либо ода –

Слагай, к чему тебя тянет природа...

Эту программку и производил Сумароков в собственном творчестве.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ