Эпоха возрождения - вторая половина XV века.

Эра возрождения - 2-ая половина XV века.


Ренессанс - это продукт внутреннего развития населения земли. Тяжело поверить, что оно началось с того, что в 1453 году турки захватили Константинополь, и византийские ученые уехали в Италию. Но эллинская образованность занимала только маленькое место в византийской культуре. А главным направлением было теология, при этом основанная не на Аристотеле, а на писаниях отцов церкви.

"Возрождение" от чего? Сами люди понимали, чо живут в переломе, и считали, что это возрождение древней культуры после темного средневековья. Мы на данный момент осознаем по другому.

Этот процесс распространялся с Юга на Север: Италия, южная Германия, Франция, Великобритания. До Великобритании процесс дошел в конце XVI- начале XVII веков. Процесс шел диффузно. Одна из соответствующих черт эры Ренессанса - изменение эталонов жизни и возникновение явления, именуемого гуманизмом эры Возрождения (который, вобщем, имеет малость общего с тем, что мы на данный момент называем гуманизмом). В средние века, в эру господства христианского миропонимания эталоном был христианский и быстрее даже аскетический стиль жизни (по последней мере, из всего сложного комплекса сложной средневековой культуры можно выделить таковой компонент). На замену этому пришел эталон полного раскрытия внутренних человечьих способностей - гуманизм. При всем этом вправду обратились к античности, идеализируя ее, понимая ее очень ограниченно, но все равно связывали эту идею с античностью. При всем этом гуманизм был очень индивидуален и эгоистичен, что его и отличает от сегодняшней гуманности. К примеру, в "Ромео и Джульета" описывается итальянский город эры Ренессанса - все друг дружку убивают. Бенвенуто Челлини писал в воспоминаниях, что обязан был ходить к любовнице вооруженным до зубов.



Одной из соответствующих черт эры гуманизма является жесткое отрицание схоластики, нередко в ироничной форме. Уильрих фон Куттен, Эразм Роттердамский "Хвалебное слово глупости", Брант "Корабль дураков" - наргонная (дурацкая) литература, ироническая и само ироническая. ("Я на корабль сам вхожу, для чего, о том на данный момент скажу... науки дух бережет книжки от мух..." - много книжек, которые он не читает. Корабль дураков отплывает в страну Наргонию.) Самое известное произведение - "Гангратюа и Пантагрюэль" Рамбле, где схоласт учитель сделал Гангратюа полным дурачиной, а позже учитель- гуманист развил его возможности.

Эра гуманизма, видимо, не случаем совпала с религиозной реформацией (с 20х годов XVI века). Больше столетия по всей Европе идут религиозные войны. Последней была 30ти - летняя война 1618-1648. Эти войны оказались жутко ожесточенными: Варфоломеевская ночь и прочее. Это происходило не только лишь во Франции. В Голландии протестанты сделали то же самое с католиками. За время 30ти - летней войны население Германии уменьшилось более чем в 2 раза, так что в почти всех городках было официально разрешено многоженство (пик пассионарности? :) ). Результатом явился раскол Западной церкви. На части Европы сохранилась церковная церковь, подчиненная Отцу Римскому, а на Севере и в неких других областях - разные виды протестантизма. К примеру, более большой представитель - англиканская церковь, более ограниченная и близкая к католицизму. Генрих VIII желал развестись с очередной супругой Екатериной Арагонской, Папа не отдал согласия на развод, и Генрих объявил себя главой церкви. Все осталось как до этого по существу. Лютеранская форма - Германия, Скандинавия, Прибалтика. Гугеноты (кальвинизм) - во Франции, в Швейцарии, в Голландии; английские и шотландские пуритане. Баптисты. Были еще маленькие ответвления, некие из которых не дожили до нынешних дней (анабаптисты, менониты - южная Германия, их последователи эмигрировали в США и до сего времени молвят на старогерманском языке и не пользуются движками и механизмами, также в южную Африку, где соединились с бурами).

Философия эры Ренессанса связана с резкой критикой схоластики. Ее философские идеи поближе к Платоновским, но аристотелезированны (в эру средневековья было напротив). Отрешиться от исследования природы, привитой аристотелизмом, уже было нельзя. Но сама природа понималась в платонизированной форме, потому что основная мысль - это мысль галлактической гармонии. Природа толкуется исходя из убеждений мыслях гармонии. Создатели: Николай Кузанский (кардинал римской церкви в городке Кузе, его реальная фамилия Кребс)1401-1464, Пико де Мирандола (Джованни) 1463-1494, Леонардо да Винчи 1452-1519, Николо Макиавелли 1469-1527, Бернардино Телезио 1509-1588, Джордано Бруно 1548-1600. Конкретно они и являются фактически философами и высказывали уникальные идеи. Еще есть и популязаторы, типа Рабле.


Загрузка...

С одной стороны, начала развиваться космологические натурфилософские картины мира: Кузанский, Телезио, Бруно. Одна из базовых мыслях - мысль мировой гармонии, она стала выражаться математически. Эра Ренессанса - это расцвет арифметики. (Кардан, Николо Тарталья, который отыскал общую формулу решения кубических уравнений, а Кардан их выпросил и опубликовал. В те времена были соревнования математиков по определенному классу задач, Тарталья конкретно к этому событию и постарался. Кардан же эмпирически открыл, что большая дальность бросания, другими словами баллистического полета, если кинуть груз под углом 45 градусов. Это был стратегический секрет, потому что это было время метательных орудий.) XVI век - это исследование формы кривых, задаваемых разными уравнениями, к примеру "Локон Альгези" по имени женщины-математика. Все это завершилось, когда Декарт сделал аналитическую геометрию - общий метод. Это увлечение кривыми привело к созданию аналитической геометрии. Один из последних представителей натурфилософии - Иоганн Кеплер.

С другой стороны, гуманизм эры Возрождения. Тут в центре внимания стояла неувязка человека, которая разумно переросла в делему общества. В это время появилась концепция естественного человека, в противовес средневековой философии, как человека наделенного естественными чертами. Этому посвящены работы Мирандола, да Винчи; неувязка общества - у Макиавелли: "Сударь" ("Принцепс"), где излагаются некие правила управления государством. Макиавелли преподносят как приверженца неограниченного самодержавия. Но он был республиканцем, членом Совета. Есть мировоззрение, что эта книжка - политический памфлет, направленный против самодержавия, а непосредственно - против Борджиа. Но в предстоящем за Макиавелли установилась репутация приверженца меркантильного самодержавия.

Конкретно эра Ренессанса и мысль естественного человека отдала начало такому жанру, как утопия: Томас Мор (Мур) "Утопия", Томаз Кампанелла "Город О", Рабле (элементы утопии есть в изображаемом им аббатстве). Во всех этих утопиях, как и в трудах Платона, есть элементы антиутопии. К примеру, в "Городке О" много посвящено организации института, который у нас именуется "стукачеством". Навряд ли можно гласить о великодушных мечтателях - утопистах. Самое увлекательное в этот период - это возникновение мыслях естественного права. В средние века право трактовалось как божественное установление. Голландец Гуг Гроцц является классиком юридической литературы. Он был прямым продолжателем Юстиниана, меж ними не было значимых создателей.

При всем том философия эры Ренессанса не смогла на сто процентов преодолеть средневековую схоластику. Протестантизм выработал достаточно стремительно свою схоластику, которая была ничем не лучше, чем ортодоксальная церковная. Но в протестантизме было больше безупречных, магических частей, церковная же была более рациональная. Протестанская церковь очень длительно сжигала чернокнижников. Католики со временем закончили преследование чернокнижников (самое ужасное время - конец XIV - начало XV веков, время "Молоха ведьм"), а протестанты еще длительно продолжали, к примеру, салемский процесс в США в конце XVII века. С другой стороны, в борьбе с протестантами церковная церковь существенно переработала и усовершенствовала схоластику. Значительную роль в этом сыграл орден иезуитов, предназначенный для сохранения церковной церкви. Была сотворена особая система образования - иезуитские колледжи (в главном во Франции), где была красивая система образования. Это были учебные заведения на грани средних и высших. По-разному реформируемая схоластика в XVI веке оставалась неодолимой, и решающим моментом в ее преодолении была эра Нового Времени. Официально Новое Время началось в 1642 году с началом британской революции. В философии эта эра началась на 30 лет ранее.

У истоков философии Нового Времени стояли:

Фрэнсис Бэкон 1561-1626 Рене Декарт (де Карт, Картезий, его последователи - картезианцы) 1596-1656 Галилео Галилей 1564-1642

Бэкон. В истории философии тяжело отыскать более противоречивую фигуру. Превосходный мыслитель, по тем временам большой ученый. (Конкретно он сделал вывод, что теплота есть проявление внутреннего движения, хотя в XVIII веке довлела мысль теплорода.) Страдалец науки - решил проверить, защищает ли набивание тушки снегом от тления. Он набил тушки птиц снегом, простыл, захворал пневмонией и погиб, но перед гибелью написал, что опыт увенчался фуррором. Барон Веруанский, виконт Сент-Альманский, лорд-канцлер Великобритании. Предатель и взяточник. О нем могли написать как о звездном часе населения земли - философское эссе; как о человеке, сделавшем такую карьеру (в Великобритании он был третьим человеком после короля и царевича) - авантюрный роман.

Он не был потомственным дворянином. Вобщем, в то время дворянства потомственного вообщем не осталось, потому что во времена войны Красной и Белоснежной Роз дворянство было вырезано до таковой степени, что не осталось ни 1-го носителя герцогского титула. (Существует смешной рассказ, что брат короля был обязан жениться на 60ти - летней даме, носительнице герцогского титула. Но у него не было деток потому. И повелитель Ричард III, устранявший конкурентов, утопил его в бочке с вином, потому что тот желал умереть "утонув в вине".) Дед Бэкона был управляющим. Его отец при Генрихе VIII сделал карьеру и стал лордом- хранителем печати. Фрэнсис Бэкон был его младшим отпрыском и никакого наследия, не считая неплохого образования в Оксфорде, не получил. После окончания занялся юридической практикой. Право в Великобритании было (и остается) очень сложным и основано на прецедентах. (Особые работники - Attorney даже не выступают в суде, а готовят материалы.) Подготовка к таким процессам очень сложна. Так что Великобритания чуть ли не родила, таким макаром, новое карликовое правительство типа Лихтенштейна, Андорры, Монако либо Сан-Марино. В средние века был пиратский полуостров, который числился суверенным, потому что его не могли захватить. После первой мировой войны его купил один "фрукт" и, основываясь на средневековом постановлении, объявил себя его владыкой. Основал на нем бар, куда приезжали побережные гуляки, даже напечатал свою валюту, но во время экономического кризиса, связанного с Величавой Депрессией был его реализовать. Английское правительство по кускам скупило его и отменило средневековый указ.

Бэкон искрометно выступал в суде, был очень известным литератором, так, что была легенда, согласно которой шекспировские произведения были написаны Бэконом от имени бедного актера. Он стал секретарем победителя царицы Елизаветы лорда Секса, который допустил оплошность (провалил экспедицию в Ирландию, впутался в интриги с Марией Стюарт) и был арестован. Бэкон сам составлял ему обвинительное заключение. Карьера Бэкона стремительно продвигалась при Якове I Стюарте (в Шотландии он был Джеймсом VI либо даже VII). Приблизительно в 1620 году его карьера резко оборвалась - его обвинили во взяточничестве. ("Да умный человек не может не быть плутом" Грибоедов.) Оправдывал он себя тем, что брал взятки только в этом случае, когда и так бы принял такое решение. Был заключен в Тауэр, дальше началось что-то странноватое: был выслан в ссылку в собственное поместье, но уже при Карле I здесь же был восстановлен в правах. Это смотрится очень удивительно и есть предположение, что по сути взяточником был сам Карл I, а Бэкон подставился, чтоб не вызвать скандала в царском семействе. Даже его современники увидели, что таковой блестящий юрист так слабо защищался в суде.

Бэкон не возвратился ко двору и написал "Новый органон" (задумывал его как превосходный свод по новым наукам, но не все успел). Это был 1-ый философский трактат на британском языке. На латынь его перевели позже. Таким макаром, это к тому же монумент британской литературы.

Фрэнсис Бэкон начинает с трудности зания. Познание он осознает как практическое познание, а не абстрактную мудрость. Ему принадлежит афоризм "Познание - сила". Познание он осознавал как силу, которую человек употребляет, чтоб изменять мир. Его винили в том, что он использовал свои познания о людях для придворных интриг.

Так ставя вопрос о получении нового познания, он острейше критикует схоластику. Его "Новый Органон" написан очень ярко. Винит схоластику в бесплодности, так итог рассуждений схоластов заблаговременно задан, при этом в большинстве случаев - теологический. Он уподобляет схоластику даме в монастыре. В качестве задачки Бэкон ставит создание идеологии получения нового познания. Познание в целом он включает в состав философии и делит на уровни: разумное мышление (познание, философия), религиозное (теология), память (история) и воображение (поэзия). Употребляет концепцию 2-ух истин, чтоб избежать конфликта с религиозными организациями. Его винили в религиозном лицемерии, потому что он вводил, но не рассматривал религиозное мышление. Может быть, это просто отражение переломности эры в его сознании.

Последующий принципиальный момент - анализ причин, мешающих развитию сознания. Если уподобить сознание зеркалу, отражающему мир, то его нужно поначалу очистить. Именитая теория 4 кумиров (кумир тут - это что-то обманчивое, зыбучее как болотный огнь, призрачное). Одной из важных задач Бэкон считает освобождение от кумиров. Мы выстроим их в порядке возрастания трудности их преодоления:

1 Кумир рынка, площади. idola fon - кумир, связанный с употреблением языка. Бэкон считает, что в языке, который мы употребляем, отражаются старенькые представления, устаревшие концепции. В языке отражено обычное мышление людей. К тому же, в естественном языке одно и то же слово может обозначать различные предметы. Отсюда вытекает взаимонепонимание. В предстоящем это ведет к спорам о правильном значении слова. Либо может быть, что один и тот же предмет обозначается различными словами. В качестве метода преодоления Бэкон предлагает сделать конкретный язык, в каком нет двусмыслености. Но если мы этого сделать не можем, то перед обсуждением нужно условиться о терминологии.

2 Кумир пещеры. Употребляется образ платоновской пещеры. Кумир, связанный с воспитанием, образованием, соц положением. Каждый человек глядит со собственной точки зрения, из собственной пещерки на мир. "Арендатор и лендлорд воспринимают мир по-разному." В качестве преодоления Бэкон предлагает выделить то, что является общим в восприятии разных людей. Макс Борн в "Физике в жизни людей моего поколения" развивает эту концепцию и приходит к идее инварианта, как показателя действительности и истинности. Зание идет по пути выделения инвариантных черт. Даже статья Борна начинается так же: "Крестьянин и банкир воспринимают мир по-разному".

3 Кумир театра - кумир авторитетов, когда какой-нибудь вопрос решается ссылкой на авторитетов. Сюда же относятся и ходячие представления - анонимные авторитеты. В качестве средства против этого кумира Бэкон советует критичное отношение и пересмотр этих позиций. Бэкон является родоначальником идеи научного критицизма.

4 Кумир рода. Мы все обладаем общими, родовыми чертами. Может быть, в силу этого мы идиентично искаженно воспринимаем мир, к примеру, мы все не лицезреем инфракрасного излучения. Многие философские учения представляют собой абсолютизацию этого кумира, к примеру, Кант: "Наше восприятие мира, связанное с существованием априорных форм людского сознания, к примеру, пространство-время, причинность. Как следует, мы не можем узнать суть мира, потому что в наше зание мы вносим эти априорные свойства, которые миру не присущи." Эта неувязка до сего времени не разрешена. Замечательно, что Бэкон сумел поставить эту делему, хотя и сам считал, что сумел ее разрешить. Бэкон разглядел ее на примере привычки подходит ко всем вопросам с телеологической точки зрения, что, как он считал, является родовым признаком. Но основоположником телеологического подхода был Аристотель с его учением о типах обстоятельств. К примеру, никакой телеологии в атомистике Демокрита не было. Таким макаром, критикуя этот телеологический метод мышления Бэкон, критикует не кумир рода, а кумир театра - с Аристотелем в лице непреложного авторитета. Критика теологического подхода длилась приблизительно 150 лет до "Механики" Ньютона, а в биологии этот телеологический подход метод до сего времени находится (в 20е-30е гг. Ганс Дриш использовал мотивированные предпосылки Аристотеля для описания организмов). Гюйгенс привел шуточный пример использования (неверного) такового подхода. "На Юпитере много конопли. Вправду, для чего нужна Луна? Чтоб указывать путь мореплавателям, когда нет Солнца. На Юпитере 4 луны, как следует, много мореходов, как следует, много кораблей, как следует, нужно много снастей, которые делают из конопли, как следует, много конопли." Это стиль мышления. В XVIII в Мопертюи открыл принцип меньшего деяния и попробовал дать ему телеологическое разъяснение.

Бэкон группирует 1и 3; 2 и 4, считая их схожими.

Как получить новое познание? Бэкон ассоциирует 3 пути получение нового познания:

"путь паука" - получить познания изнутри себя самого, как сеть. Но последняя редчайшая и некрепкая (по тогдашним понятиям), потому этот путь (схоластику) Бэкон категорически отторгает. "путь муравья " - путь опыта, но опыта случайного, несистематизированного, подобно тому, как муравей тащит к для себя всякий мусор (по тогдашним понятиям). Также отторгает этот путь. "путь пчелы" - собирает пыльцу и нектар и перерабатывает в более ценный продукт - мед. Источником зания является опыт, систематизированный способом.

Бэкон является родоначальником философского эмпиризма в философии Нового Времени (у него были предшественники - в античности Секст Эмпирик, в средние века Роджер Бэкон).

1. Бэкон осознает опыт не просто как пассивное восприятие, как активный опыт. Со времен Бэкона активный опыт является важной формой зания. "Природа проявляет себя полнее всего, будучи поставленной в стесненные условия".

2. Мысль способа, который позволяет обработать неупорядоченные данные. Этим наука отличается от донауки. В качестве способа Бэкон предлагает способ индукции. Бэкон рассматривал индукцию как метод получения материала для следующей дедукции. Дедукция - выведение следствий и личных случаев из общих положений. Индукция - личные случаи наводят на общие положения. Индукцию использовали и ранее, но Бэкон отличает соответствующую черту использования индукции: из 2х-3х подходящих случаев делается общее положение. Этот метод Бэкон резко критикует, но в гуманитарных науках этот метод до сего времени практикуется. По тем временам идеи Бэкона были революционными.

По Бэкону, индукцию нужно рассматривать как многоступенчатый процесс: личные случаи подвергаются обобщению низшей степени общности (эмпирические закономерности), средней степени общности (теоретические закономерности), высшей степени общности (фундаментальные законы, вроде сохранения энергии). Эта мысль получила увлекательное развитие: она является основной в методологическом мышлении Ньютона, который рассматривал высшие степени общности как фундаментальные принципы, на которых должна базироваться неважно какая теория. С.И.Вавилов именовал это "способом принципов Ньютона". Бэкон стремится так создать этот способ, чтоб он заполучил строгость, близкую к строгости формальной силлогической логики. К примеру, индукция бывает полной и неполной. Полная - это когда мы имеем дело со всеми проявлениями процесса. Фактически полная индукция никогда не встречается. Полнота: хоть какое утверждение, которое может быть сформулировано в языке этой теории, можно было бы обосновать в рамках этой теории или как настоящее, или как неверное. Математика натуральных чисел не является полной. Булева алгебра является полной. Наш мир, по последней мере, не беднее математики натуральных чисел, как следует, о полноте гласить не приходится. Способ нуден конкретно в силу неполноты.

Бэкон предлагает собирать по способности много все случаи, когда изучаемый фактор находится, потом, когда отсутствует, и потом эти случаи сортируются по степени присутствия фактора. Эти три класса составляют базу для индуктивного обобщения. Конкретно на основании этих таблиц он пришел к выводу, что теплота является проявлением движения, но для него это было только иллюстрацией индуктивного способа.

Бэконовские способы экспериментирования:

Способ усиления опыта - внедрение все более сильного воздействия. К примеру, если эффект проявляется при нагревании, нагреем еще посильнее. Способ инверсии опыта должен дополнять способ усиления. К примеру, если поместить перед линзой подогретый предмет, то линза нагревает сопряженную (через фокус) точку. Бэкон предлагает проверить, будет ли передаваться остывание.

Бэкон показывает на решающее значение опровергающих тестов и в этом является пионером: "один опровергающий итог имеет больший вес, чем сотки подтверждающих". К примеру, "Человеку проявили изображения людей, давших обет богам и спасшихся от крушения, и спросили, верует ли он после чего во всемогущество богов. - А где же изображения тех, кто отдал обет и не спасся?"

Бэкон не применяет никакие свои идеи в арифметике, или считая ее "паучьим продуктом", или просто по неведению последней. Галилею принадлежит награда - требование выразить бывалые данные на языке арифметики.

Бэкон жил на переломе эпох, потому встречаются анахронизмы, к примеру, он защищал геоцентрическую модель мира, от развития науки ждал построения нескончаемого мотора и синтеза философского камня. В его миропонимании сочетались новые идеи и идеи, понимание которых пришло только через 100 лет, с очевидными анахронизмами.

Рене Декарт1596-1650

Декарт не был настолько противоречивой личностью как Бэкон, да и его жизнь может служить примером и эссе и авантюрного романа. После окончания образования служил в армии (офицером), после чего достаточно длительно жил в Голландии, стране большего свободомыслия в то время, где и написал свои главные труды. В конце жизни шведская царица Христиана пригласила его в Швецию для организации академии. В конце XIV в. начинается т.н. малый ледниковый период, так что климат был достаточно грозный. До конца XIV века в Великобритании было виноделие, основанное на своем винограде, и виноделы сетовали на конкурентнсть дешевеньких французских вин. Викинги даже образовали в Гренландии (Грюнландии) поселения, в XIV в Гренландия была отрезана от материка. На данный момент эти поселения раскопали, оказалось, что всего за 100 лет поселенцы очень деградировали, у дам был таковой узенький таз, что они не могли рождать. Таким макаром, в XVII веке в Швеции было еще холоднее, Декарт захворал и погиб. Существует легенда, что Христина была влюблена в него, а была она в то время уже юный вдовой. Это утверждение основано на том факте, что после его погибели она уехала в Рим, приняла католицизизм и ушла в монастырь, отреклась от престола. Дело в том, что Швеция - это протестантская страна, а в протестантизме нет монастырей.

Итак. Рене Декарт, сеньор дю Перрон получил образование в иезуитском институте. В процессе Реформации появилась контр реформация, в базе которой лежала деятельность иезуитского ордена. Там, где католицизм одолел, была базирована сеть колледжей. Таким макаром, образование было основано на реформированной схоластике средних веков. Вместе с Бэконом Декарт возглавил преодоление схоластики, так же как и Бэкон, Декарт ставит делему развития зания. Его основной труд - "Рассуждение о способе" (сравни "Новый органон" - "Новый способ"). Свое осознание развития зания начинает с резкой критики схоластики. Основной мотив, схоластика неприменима для получения нового познания. Декарт показывает, что формальная схоластическая техника только конвертирует выражения без приращения познания. Вправду, разглядим традиционный силлогизм "Все люди смертны. Х - человек, как следует, Х - смертен", где под Х в Старой Греции понимали Сократа, а в Риме - Гая Юлия Цезаря. Мы не узнали ничего нового, того чего ранее не знали. Задачка состоит в получении нового познания. Дальше Декарт ставит делему, как это можно сделать. В качестве способа предлагает использовать глобальное колебание, даже в показаниях наших органов эмоций (преломление палки, опущенной в воду, тепло-холод), указывал на заблуждения разума (вроде "зеленоватых чертиков"). Можно усмотреть сходство мнений Декарта с позицией древних скептиков (Протагор, Горгий), но была принципная разница: для скептиков колебание - это результат их рассуждений, конечным результатом было воздержание от категорических выражений. Для Декарта - это методологическое колебание, метод отыскать что-то новое, не данное заблаговременно. По Декарту, бесспорным является только существование нашего сознания. И недостоверные показания органов эмоций, и непонятные мысли связаны с наличием сознания. Даже само колебание предполагает существование разума, который колеблется. "Я мыслю - как следует, существую" (показателем существования является наличие мышления). Это 1-ое философски-обоснованный ответ на 1-ый тезис Горгия "ничто не существует". Это выражение проскакивало еще у Августина Блаженного, но мимолетно, он не поднимал этот тезис на уровень философской базы. Декарт делает выводы, что надежным источником познания может быть только сам человек, его разум (ratio), как следует, Декарт является основоположником рационализма философии Нового Времени. Фактически, рационалистами было большая часть греческих мыслителей (не считая, пожалуй, Секста-Эмпирика), в особенности отлично это приметно в эгейской школе, которые противопоставляли настоящему познанию мировоззрение.

В философском лексиконе "рационализм" имеет два значения.

разум является источником познания, тогда и ему противопоставляют Бэконовский эмпиризм процесс зания уместно осмысливается, является оптимальным, в данном случае оно противопоставляется иррациональному занию (озарению).

Если брать рационализм во 2-м смысле, то эмпиризм будет уместно осмысленным, другими словами рационализмом. Если брать рационализм в первом смысле, то иррациональное будет оптимальным. Декарт является рационалистом в обоих смыслах, рационалистом в квадрате. Он не опровергает познавательных способностей опыта (писал, что занялся бы опытом, если б у него были время и средства), но использовать способности разума резвее, дешевле и надежнее.

Дальше определяет, как конкретно реализуется это получение. Одна из мыслях - это прирожденные идеи (концепции Декарта), показателем врожденности будет то, что мы понимаем эти идеи настолько же ясно и ясно, как свое существование. Таким макаром, он определяет аспект ясности и отчетливости мышления, который оказал сильное воздействие на европейскую идея. Во Франции в наши деньки существует картезианское общество, которое ставит собственной целью заслуги ясности мышления.

Отступление. Существует две трактовки квантовой механики:

Копенгагенское (от Бора). Статистичность квантовой механики является не результатом нашего неведения, а внутренним свойством самой теории от Эйнштейна - это итог нашего неведения укрытых характеристик. Когда мы их узнаем, квантовая механика обретет черты Демокритовского-Лапласовского детерминизма. Для каждой определенной задачки оказывается собственный набор укрытых характеристик.

В качестве примера прирожденной идеи Декарт приводит существование Бога. При всем этом он употребляет комбинацию 2-ух узнаваемых доказательств существования: антропологического (не будет же Бог накалывать, внушая веру в себя) и космологическое (гармоничность мира есть проявление божественного предначертания). Последующий момент его теоретико-познавательной концепции это то, что их этих прирожденных мыслях при помощи способа (который тоже является прирожденной мыслях) можно получить хоть какое новое познание. Декарт употребляет геометрический (вернее - аксиоматический) способ. При всем этом Декарт определяет несколько правил: задачку следует поделить на более обыкновенные части, решить эти части по отдельности до конца, синтезировать это решение в общее представление. В этом состоит важная часть теоретико-познавательной концепции Декарта. Дальше строит как пример свою метафизику. Декарт постулирует существование в мире 2-ух базовых начал: телесного (материи) и безупречного (духовного). Вообщем говоря, философские концепции могут быть классифицированы по большенному набору нередко независящих признаков. К примеру, по дилемме источника зания философские учения делятся на эмпиризм и рационализм. По вопросу, что является сутью мира на материализм и идеализм. По количеству сущностей на монизм (одна суть) (может быть и материалистический и идеалистический монизм, к примеру, древная атомистика - материалистический монизм), а у Декарта - дуализм. До него полностью осмысленный дуализм высказывался Аристотелем (его предпосылки выстроены парами). В истории философии Декарт является традиционным представителем дуализма. Дальше Декарт определяет признаки их сути - атрибуты (признаки, без которых объект не может существовать, другими словами базовый, а не второстепенный признак). Атрибутом материи является протяженность (полностью в духе геометрии), которая определена в пространстве (можно отметить связь с введением координат); атрибут безупречной субстанции - мышление. В осознании сути Декарт занимает антиатомистическую позицию (в этом смысле - он последователь Абеляра, Бруно, Галилея ?). Телесное начало является непрерывным и заполняет мир как непрерывная среда. Декарт тесновато связывает ее существование с взаимодействиями. Части этой телесной субстанции ведут взаимодействие вместе методом прямого контакта, другими словами возражает уже показавшейся в то время концепции дальнодействия. И главным законом этого взаимодействия является законе сохранения импульса в векторной форме, тогда это было мерой количества движения. Вводит это понятие как меру движения (этот закон сохранения наглядно отображается геометрически).

На основании непрерывной телесной субстанции, контактного взаимодействия и закона сохранения количества движения Декарт определяет достаточно механистическую концепцию всего мира. Для нас эта картина смотрится удивительно, потому что наша механическая картина мира сформулирована на базе ньютоновской концепции, но исторически декартова концепция была первой. На ее базе Декарт строит достаточно развернутую космологическую модель. Движение планет разъясняет существованием галлактического вихря. Сильно много места в декартовом физическом осознании занимает оптика, которая имеет приятный геометрический нрав. У Декарта есть труд "Катоптрика", посвященный оптике. В первый раз объяснено возникновение радуги и последовательности ее цветов, как итог неоднократного отражения в каплях воды. В целом, это достаточно развернутая картезианская физика, но в конце XVII века она была вытеснена ньютоновской. В свое время это был принципиальный шаг в осознании природы. С другой стороны, эта физика была массивным спаринг - партнером ньютоновской, которая почти все заполучила в этой беспощадной борьбе с картезианской.

Декартова биология - его представление о живых организмах. Его концепция очень механистична, все живы организмы представляют собой механические машины (XVII век - век механических аппаратов, в XVIII веке даже были сделаны 1-ые дроиды, самые именитые были сделаны Дрозами, Швейцария. Пишущий мальчишка находится в музее в Швейцарии, пианистка - в музее в Нью-Йорке. Они в рабочем состоянии, раз в год их запускают). Таким макаром, мысль Декарта коррелировала с увлечением механическими автоматами. Животные работают по стандартной схеме - воздействие вызывает ответ на свое действие, это то, что на данный момент именуют бесспорным рефлексом. Декарт также предсказал условный рефлекс: если воздействия А и В в течение некого времени происходят сразу, то потом автомат может переключаться и отвечать на В в итоге воздействия А.

Человек кроме механического устройства обладает еще душой. Дальше возникает нетривиальные затруднения. По Декарту, телесная и безупречная субстанции не могут вести взаимодействие, потому что последняя не обладает протяженностью, а телесная обладает единственным атрибутом - протяженностью. Появился вопрос, как духовные порывы преобразуются в физические деяния. Его последователи решили эту делему так: душа передает собственный порыв Богу, а Бог, как всевластное существо, приводит в движение тело. 2-ое противоречие Декарта. Где находится душа? По Декарту, таковой вопрос вообщем нельзя ставить, потому что душа не обладает протяженностью. Но Декарт отвечает на него так, что душа находится в мозжечке, конкретно поэтому, что его функция в то время была непонятно. ( Отступление. Правая половина мозга отвечает за целостные и чувственные восприятия, левая за логическое мышление и речь. К примеру, у Луи Пастера была парализована одна половина мозга, тогда 2-ая делала функции обоих полушарий.) Неувязка субстанций была очень острой.

Этика Декарта. Этика занимала огромную часть философских учений, к примеру, у стоиков. Этика Декарта такая: познание - добро, неведение - зло, - такая теоретико-познавательская этика. Раз есть прирожденные идеи и прирожденный способ, то как вообщем существует неведение? Есть произвольные, неконтролируемые состояния человека (аффекты), которые и затемняют чистоту внедрения способа и тем делают потенциальную возможность некорректных представлений и того, что мы в морально-этическом осознании называем злом.

В философии Нового Времени на 1-ое место стали выходить не препядствия устройства мира, а теория зания. В древней философии теоретико-познавательные задачи не получили достаточного развития, не было сформулировано понятия способа. С чем это связано? Это уже соц неувязка, к которой уже нельзя применить способ опыта, потому что не будет производиться основное свойство опыта - повторяемость, воспроизводимость результата. Очень нередко это явление связывают с промышленной революцией. Ремесленники делали практически весь промышленный цикл по изготовлению от начала до конца, для их было довольно обыденного познания. В критериях фабричного производства это оказалось значимым недочетом. В таком разъяснении недооценивается рвение человека к получению нового познания. К примеру, возникновение сильной древней философии не связывают ни с каким практическим ее применением. Было также данное древней философией желание узнавать мир. В подходящий момент эти внутренние и наружные причины сложились и проявились спонтанно в трудах Бэкона, Декарта, Галилея как сформулированные идеи научного способа.

Отныне в философии Нового Времени начинается конкурентность 2-ух теоретико-познавательных направлений (XVII-XVIII вв.), спор эмпиризма и рационализма. В марксисткой философии основным вопросом полагался спор, что первично - материя либо сознание, другими словами конфронтация идеалистического и вещественного подходов, этот спор признавался главной движущей силой философии. В XVII-XVIII вв. по последней мере, это было не так. Вопрос философии: - кто мы такие, на что мы можем надежды? Конфронтация эмпиризма и рационализма. Другой вопрос: откуда мы что-либо знаем, вот к чему сводится полемика эмпиризма и рационализма. В конце концов, к примеру, гносеология считала, что вопрос сути и существования все равно упирается в теорию зания.

Дальше повествование пойдет не по хронологии, а по фронтам:

Бэконовское направление XVII-XVIII вв. Декартовское направление XVII-XVIII вв. Кант (как попытка соединить 1-ое и 2-ое) Германская традиционная философия

Обзор развития Бэконовского направления философского эмпиризма. В XVII веке в развитии бэконовской полосы можно выделить несколько направлений:

естественнонаучное, связанное с развитием науки. Роберт Бойль 1627-1691, Исаак Ньютон 1642-1727, Жан-Батист Био кон. XVIII-нач. XIX вв., Роберт Гук. фактически философская линия . Томас Гоббс 1588-1679, Джон Локк 1632-1702.

После Локка линия претерпевает дивергенцию в философском смысле.

нематериалистическая ветвь. Джорж Беркли 1685-1763 материалистическая ветвь. Давид Юм 1711-1776, Джон Толанд 1670-1722и французские материалисты.

В естественнонаучной полосы развитие шло с опорой не эмпирические данные и индуктивный способ. Бойль является создателем химии. Его книжка "Химик-скептик" является развитием бэконовских мыслях эмпирического познания и научного критицизма, и на основании критики выделяет из алхимии экспериментальную химию. Сам Бойль занимался исследованием реакций с выделением газа и ему нужен был способ для измерения его количества. Способ был разработан его помощником Гуком (а именуется законом Бойля -Мориота).

Ньютон разработал идею многоступенчатой индукции. Самая высшая степень обобщения для Ньютона - это фундаментальные принципы построения хоть какой теории. С.И. Вавилов называл это способом принципов. У Ньютона эти принципы оказывались результатом обоснованного обобщения. Ньютон резко выступал против гипотез: “ Гипотез не измышляю". Ньютон противопоставлял им как умозрительным конструкциям итог индуктивного обобщения. В физике эта мысль интенсивно использовалась приблизительно 150 лет. Эта мысль индуктивизма властвовала в науке все эти полтора века и оказывала сильное воздействие на развитие науки прямо до начала XX века. Недооценка роли гипотез - слабенькая сторона этой идеи. Последним проявлением этой недооценки являлась типичная трактовка самим Максом Планком закона излучения темного тела. Мол, он просто обобщил законы Релея-Джинса и Вина, а на техническом уровне это, по сути, итог некоей математической догадки. С другой стороны, в XX веке в некоторый момент вполне властвовал гипотетико-дедуктивный подход.

Философская линия. Томас Гоббс был самым реальным учеником Бэкона, он был его секретарем и ассистентом, помогал переводить на латынь "Новый Органон". Нередко молвят, что Гоббс был систематизатором и упорядочивателем учения Бэкона. Бэкон был поэтом, а Гоббс - занудой. У Бэкона не было сколько-либо развитого представления об устройстве нашего мира. Атомистические настроения Бэкона были несколько бесформенны. Гоббс же на высококачественном уровне развивает атомистику, не без воздействия Декарта (но у последнего не было атомистики). В теоретико-познавательном смысле Гоббс исправляет пренебрежительное отношение Бекона к арифметике. Развивая механическую атомистическую картину мира с внедрением арифметики он отменно продолжает идею Декарта о нужной связи состояний. Эта мысль завершена у Лапласа в форме лапласовского детерминизма. В этом развитии Гоббс занимает принципиальное место. Гоббс трактует ее очень расширенно и переносит эту концепцию на духовное состояние, другими словами открыто гласит о механике духовных состояний. (в XX веке появилась подобная мысль о связи психологических состояний, переходах из 1-го в другое, гештальт-психология) Далее эту же идею переносит на мышление человека, которое рассматривает как счет понятий. Это есть нетривиальная трансформация формальной логики Аристотеля - мысль алгоритмичности людского мышления. В предстоящем эту идею интенсивно развивал представитель декартовского направления - Лейбниц. 1-ая счетная машина была построена, поточнее была предпринята попытка ее постройки, в первой половине XIX века Бебиджем и леди Адой Лавейтс (дочь лорда Байрона). Таким макаром, Гоббс классифицировал, дополнил, довел какие-то идеи до крайности. Но славу Гоббсу принесла не эта деятельность, а его концепция общества, выраженная в книжке "Левиафан", в 4 частях. Излагает осознание всего, философию трактует очень расширительно, как познание вообщем, как науку о телах, естественного либо искусственного происхождения. Естественные тела - это природа, искусственные - страны, которые он уподобляет библейскому Левиафану. Поочередно излагает механико-атомистическую концепцию мира, бэконовскую идею эмпирического зания. Дальше, осознание человека и общества. В осознании человека Гоббс продолжает традицию эры Ренессанса, идею естественного человека, как существа, наделенного естественными чертами, к примеру, рвением выжить. Для того, чтоб выжить, он обладает естественным правом употреблять любые средства, прямо до насилия над хоть каким другим человеком. Насилие даже есть оптимизация собственного права, потому что отнять легче. Такие дела ведут к естественному состоянию общества - "война каждого против каждого" (Bella omnia contra omnis). Такое естественное состояние общества угрожает населению земли ликвидированием. Чтоб избежать этого, люди самоорганизуются в общества, при этом под обществом Гоббс соображает правительство. В качестве механизма самоорганизации рассматривает идею публичного контракта. В XVIII веке у французских просветителей это понятие имело очень принципиальное значение. Гоббс является пионером этой идеи, которая не вымерла до сего времени. Содержание контракта: люди отрешаются от собственного естественного права использовать насилие в пользу страны, но за это они получают от страны защиту от посягательств других людей.

Поднимал делему устройства страны. Правительство рассматривал как сверхважное в жизни человека, сверхценность. По отношению к государству отдельная личность не имеет никакого значения. Это мысль тоталитарного страны. В этом государстве нет людей, только подданные. У их нет прав, только обязанности перед государством. Единственное право - это спасаться бегством, если Левиафан грозит существованию человека. Но ни при каких обстоятельствах нельзя восставать против Левиафана с орудием в руках, потому что это было бы возвратом к тому самому злу, против которого и предназначен Левиафан. Среднее устройство страны - это абсолютная монархия. Мотивация такая: в силу естественных параметров хоть какой человек злоупотребляет своим положением. В случае республики каждое новое правительство будет воровать, и тем лучше, чем короче срок его правления. Неважно какая попытка насильного конфигурации строя вызволяет войну каждого против каждого, другими словами самое ужасное зло. Гоббс - идеолог жесткой гос власти. Гоббс как раз пережил английскую революцию, и многие исследования указывают, что это есть иллюстрация его воспоминаний. Его биография была плотно сплетена с революцией. Его семья эмигрировала во Францию после пленения Карла, и Гоббс был приглашен воспитателем Якова Стюарта, но скоро его сняли с этой должности, обвинив в том, что он развращает царевича. Позже, убедившись, что Кромвель устанавливает твердую власть, возвратился и прожил до самой реставрации Стюартов. (После экзекуции Карла был "Длинный парламент", позже "Генералы", позже практически 6 летняя диктатура Кромвеля, позже реставрация) Твердость власти еще важнее, чем монархия либо не монархия. В собственном отношении к религии считал, что это средство регулирования подданными Левиафаном, и если монарху вздумается объявить какой-нибудь предрассудок догматом, то все подданные должны принять этот догмат как религиозный. К примеру, если рыжеватые объявлены детками беса, то рыжеватые не имеют права создавать "Альянс рыжеватых", а могут только спасаться бегством. Такое чисто утилитарное отношение к религии было основанием для обвинения в развращении. Вправду, двор последних Стюартов отличался пренебрежительным отношением к религии, при этом рассуждали так: “Пусть лавочники веруют, а мы, аристократы, вольны не веровать". "Гоббист", как и "вольтерьянец", означало вольнодумца.

Защита протестантской религии против церковной. Это смотрится очень двусмысленно в силу его начальной посылки. Наверняка, Гоббса можно обвинить в религиозном лицемерии. Непосредственно, идет полемика против кардинала Беллармина. Римско-католическая церковь длительно претендовала на обладание светской властью (к примеру, Джон - "Хартия Вольностей", повелитель Фридрих обязан был идти с покаянием, с того времени выражение "идти в Канноссу" значит полное подчинение чужой воле), но в XVII веке это был очевидный анахронизм. Этот кардинал написал труд о праве папы Римского на светскую власть, этот труд и критикует Гоббс. Мысль Гоббса- это мысль государственного страны. Отторгает возможность власти для человека, который живет в другом месте. Более того, у власти может стоять только человек родившийся и выросший в этом государстве, только человек понимающий обычаи, быт, потребности. XVII век - это как раз время когда сложились национальные страны: Великобритания, Испания, Франция, Голландия. (Вильгельм Завоеватель, барон Нормандский захватил Великобританию. Матильда вышла замуж за барона Анжуйского, который в силу брака стал английским владыкой. Позже в силу феодальных супружеских отношений прибавилось аквитанское герцогство. Другими словами Великобритании формально принадлежало пол Франции. Такое было по всей Европе, но позже началась консолидация государственных стран. Аналогично методом свадьбы испанский повелитель стал обладателем Голландии.) Устанавливать религию - есть льгота короля, к примеру, в Великобритании англиканская церковь строит короля на религиозный трон.

Джон Локк. Пишет длинно, фундаментально, очень умно. Если не быть очень заинтересованным, то читать его невесело, хотя бывают и достойные внимания литературные приемы, к примеру, сначала каждого параграфа есть короткое изложение, которое образует законченный текст. Свою философскую деятельность начинает с критики декартовой концепции прирожденных мыслях. Увлекателен метод критики: с критики идеи понимания Бога. XVI век - эра величавых географических открытий, в XVII веке начинается энтузиазм к народам, которые населяли открытые необычны - этнография. Выяснилось, что есть народы, у каких нет понятия Бога, или в смысле Декарта, или, как проявили в XIX веке, вообщем никакой идеи Бога. 1-ое, исходя из убеждений европейцев, тоже не является понятием Бога (идолопоклонство). Отсюда Локк делает принципиальный вывод, что это не является прирожденной мыслью, а если уж настолько принципиальная концепция не является прирожденной мыслью, то вообщем вся концепция прирожденных мыслях неверна. Итак, основанием для критики являются бывалые данные - имеется органическая связь с мыслью Бэкона. Дальше Локк ставит вопрос: " И что такое опыт?". У Бэкона этот вопрос бытует без анализа. Гоббс более тщательно рассматривает этот вопрос и в этом плане является прямым предшественником Локка. Локк разделяет опыт на наружный, то, что мы воспринимаем средством чувств, perception, и внутренний, reflection, который Локк интерпретирует как отображение наружного опыта в нашем сознании. Локк дает в плане получения познания решительный ценность наружному опыту, данным наших эмоций. Таким макаром, Локк трансформирует Бэконовский эмпиризм в более специфическую форму - сенсуализм, и сформировывает главные тезисы этого теоретико-познавательного направления. 1 Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в эмоциях. 2 Человечий разум - это незапятнанная доска, на которой опыт пишет свои познания (Tabula rasa). На основании сенсуализма Локк развивает номиналистическую теорию. Абстракции есть резкое отвлечение от всех определенных параметров, не считая 1-го. Бывалые данные различает на обыкновенные данные чувств и сложные, которые образуются в итоге взаимодействия первичных данных и нашего сознания. Единственный механизм функционирования людского разума - это комбинирование разных чувств. Так образуются абстракции и сложные чувства. Человек организует образные ассоциации: по сходству, по противоположности, по смежности в пространстве либо времени. Таким макаром, переносит теорию зания в область психологии, является родоначальником ассоциативной психологии. Эта мысль вошла в психологию как базовая часть. После чего Локк приходит к вопросу о воспитании и образовании - это процесс обучения человека создавать нетривиальные ассоциации. Локк развивает идею бэконовского эмпиризма любопытно, нетривиально и с обеспеченными продолжениями. Дальше возникает вопрос о том, что представляют собой первичные чувства. Локк занимает материалистическую позицию. Есть объекты, которые ведут взаимодействие с нашими органами эмоций и порождают чувства. Тут возникает вопрос: " А как чувства похожи на сами предметы?" Позиция Локка не очень верно определена. Время от времени склоняется, что чувства схожи предметам, время от времени, что очень отличаются. Отличия чувств довольно для удачной ориентации в мире. Тут Локк определяет концепцию первичных и вторичных свойств. Первичные принадлежат самим объектам самим по для себя, вторичные у объекта, вообщем говоря, отсутствуют и вроде бы возникают при содействии его с нашими органами эмоций. К примеру, у объекта нет цвета, он возникает при содействии с нашими очами. Время от времени продолжает декартовскую позицию того, что первичным качеством является протяженность. Рассуждая так, можно гласить:" Что остается , если у объекта отымать один за другим вторичные свойства?" Время от времени отвечает, что протяженность, но тогда возникает вопрос, как она трансформируется во вторичные свойства? Время от времени отвечает, что остается абстракция ("пустая вешалка"), на которую можно повесить вторичные свойства. Эта концепция и ведет в предстоящем к разветвлению на материалистическую и идеалистическую ветки. В учении Локка огромное место занимает неувязка общества. Продолжает идею публичного контракта, но полемизирует с Гоббсом на тему прав перед государством. Человек, личность нужно должна быть защищена от страны. Является пионером идеи политического либерализма в философии Нового времени. В качестве средства защиты человека от страны предлагает разделение веток власти: исполнительная, законодательная и судебная.

Концепция первичных и вторичных свойств Джона Локка привела к дивергенции философской ветки на две части: материалистическую и нематериалистическую полосы.

Нематериалистическая линия философии бэконовского направления. Дж. Беркли- епископ англиканской церкви. В юности занимался миссионерской деятельностью в Северной Америке, позже был епископом в ирландском городке Клойне. Основная задачка его деятельности - философское обоснование религии. Основной объект критики - понятие материи, телесной субстанции. Философский материализм в то время был достаточно всераспространен. Беркли охарактеризовывает понятие материи очень негативно. Книжка Беркли вышла в 1710 году. Сходу выкинуть понятие материи он не мог, потому употребляет теорию зания:" Материя нужна безбожникам для обоснования их безбожных рассуждений... Это понятие, будучи элиминировано из людского мышления, уносит огромное количество всякой запутанности." Как выкинуть это понятие? В качестве основания для элиминирования понятия материи Беркли употребляет теорию зания. Это указывает, что теория зания занимает ведомую роль. Беркли исходит из очень номиналистических и сенсуалистических позиций (другими словами единственной правдой нашего познания являются данные чувств). Беркли употребляет локковскую концепцию первичных и вторичных свойств и продолжает рассуждения Локка о том, что будет с каким-то объектом, если у него поочередно отымать вторичные свойства. У Локка на этот вопрос нет конкретного ответа. Номинализм позиции Беркли проявляется в отвергании абстрактного носителя вторичных свойств. Вишня - совокупа вторичных свойств: цвета, вкуса, аромата, плотности. По Локку остается абстрактный носитель, а по Беркли - ничего не остается, другими словами хоть какой объект представляет собой совокупа огромного количества вторичных свойств. Сами по для себя вторичные свойства - чувства, которые находятся в людском сознании. Состояния людского сознания Беркли именует мыслями. Идеи могут быть ординарными, как определенные чувства цвета, аромата, а могут быть сложными, совокупностями, но все это только в людском сознании. Беркли делает вывод, исходя из концепции вторичных свойств, что никаких предметов, никакой материи не существует вне людского сознания, восприятия "Esse-percipi" (сущноствовать - быть воспринимаемым). 2-ой мотив, по которому Беркли отторгает понятие материи: материалисты (сторонники существования предметов вне сознания) считают, что чувства, идеи, похожи на сами предметы (неувязка похожести уже стояла перед Локком). Такую возможность Беркли категорически отторгает: мысль не может быть похожей ни на что, не считая идеи - нельзя ассоциировать идею и то, что мыслях не является. 3-я линия, по которой развивается берклиевская критика материи: материалисты умножают мир - существует для их мир вне нашего сознания и снутри его. Такую позицию Беркли считает неудовлетворительной с точуи зрения "бритвы Оккама"; излишним является окружающий мир, потому что внутренний нам очевидно дан. "Материя, этот призрак пустого имени, необходимо быть безбожником, чтоб доказывать их безбожные построения". "Материя, будучи исключена из нашего сознания, уносит такое количество заморочек, то, даже если мои аргументы и не кажутся основательными, все друзья мира и религии должны признать их основательными, чтоб избавиться от заморочек".

Неувязка Беркли: если все предметы есть в нашем сознании, то и все другие люди есть исключительно в нашем сознании. Естественным окончанием этой позиции является позиция, которую в предстоящем назовут солипсизмом (solus - один, ipse -сам), представляющая собой идеализм, при этом его специфическую разновидность - личный идеализм, его последняя форма: весь мир существует исключительно в моем сознании. Солипсизм является чертовским для хоть какого философского учения. Потому реально открытый солипсизм не существует, потому личный идеализм стремиться отдалиться от солипсизма. Шопенгауэр:" Реального солипсиста нужно держать в безумном доме; но даже в безумном доме человек уверен, что у него были предки" (Германия , 1-ая половина XIX века, расцвет идеи "божественной грубости", рвения высказаться прямо). В XX веке Бертран Рассел писал:" Допустим, что некие учения являются солипсизмом. Тогда для кого реальный солипсист пишет свои книжки?" Может быть, невеселый солипсизм: чего стоит этот мир, если он существует исключительно в моем сознании. Экзальтированный: какой я молодец, что сделал таковой прекрасный мир. Оба - для очень странноватых личностей. В особенности удивительно смотрится это в свете религии: нет Бога, не считая меня самого, и я - сам свой пророк... Только вот перед кем? (Впереди себя!)

Беркли был епископом и, как следует, не был в состоянии сделать правильного логического вывода из собственной точки зрения и нужно нуждается в том, чтоб философски перекрыть дорогу к солипсизму. Прибег к последующему приему: начинает анализ мыслях на предмет различия меж ними. Идеи разделяет на два класса: ясные, ясные, поочередные, логичные и смутные, неотчетливые, алогичные. Тут он видоизменит в сенсуалистическом духе декартов аспект ясности. По Беркли, эти идеи владеют различным происхождением: 2-ые являются продуктом людского разума, слабенького и неидеального, а 1-ые являются продуктом Божественного разума, более совершенного, чем человечий. Таким макаром, в окончательном виде позиция Беркли - не личный, а беспристрастный идеализм: существует Божественный разум, весь мир существует в этом Божественном разуме, и Божественный разум проектирует мир в личное человеческое сознание. Основой мира является безупречное духовное начало, но имеющееся независимо от личного людского сознания. Да и многие черты личного идеализма содержатся в конечной формулировке. К примеру, такие свойства, как пространство-время являются личными в людском сознании. Место - привычка людей упорядочивать свои чувства, которые имели место быть сразу, а время - смена одних чувств другими, разновидность людской привычки. Таковой же привычкой является причинность. Привычку принимать одно чувство за другим мы называем причинной связью. Таким макаром, остаются многие моменты из субъективистского подхода. Позиция Беркли носит противоречивый нрав: к примеру, поначалу утверждает, что абстрактных предметов нет, а позже вводит абстрактный человечий разум "существовать - означает быть воспринимаемым", а позже вводит не воспринимаемый объект - Божественный разум. Современники не могли не отметить эту противоречивость. Беркли достаточно оригинально защищался; у него была особая работа, посвященная высшей арифметике. (Ньютон и Лейбниц сделали дифференциальное и интегральное исчисление за 100 лет до того, как Коши доказал все это в виде теории пределов, и данный факт Беркли использовал в свою защиту). Он гласил, что его теория менее противоречива, чем высшая математика, но люди принимают высшую арифметику, почему же не закрыть глаза на некие противоречия его теории? Беркли в собственной работе много рассуждал о высшей арифметике, при этом его главный энтузиазм состоял в оправдании противоречий его своей позиции.

Сначала XVIII века происходил научный спор, 1-ая превосходная научная дискуссия. Спор меж последователями Ньютона и Лейбница. Предметом спора являлось место и время. В ньютоновской механике пространство-время является абсолютным, не зависящим от того, что в пространстве находится, и что в нем происходит. По Ньютону, это пустой ящик, в который можно поместить все, что угодно, а время - "флюксия, которая не имеет флюэнты", незапятнанная продолжительность. В противоположность этому Лейбниц выступал с позиции относительности места и времени. Место - это огромное количество расстояний, определенных меж отдельными предметами. Хоть какое изменение расположения приводит к изменению самого места. Время - последовательность конфигураций, тоже носит относительный нрав. Беркли поддерживал Лейбница: пространство-время, как людские привычки носит относительный нрав. Дискуссия была выиграна сторонниками ньютоновской концепции. Лейбницу не удалось совладать с наблюдаемой устойчивостью и инвариантностью места. Потому на 200 лет до возникновения теории относительности утвердилась ньютоновская точка зрения.

Оправдания Беркли похожи на оправдания правонарушителя, который гласит, что есть и другие правонарушители, которые не пойманы, и этим оправдывается.

Юм (1711-1776) - продолжение сенсуалистической локковской позиции не без приметного воздействия Беркли. Юм исходит, как и Беркли, из очень номиналистических сенсуалистических позиции, что единственным источником зания является опыт в сенсуалистическом плане. Юм интенсивно защищает и развивает локковский тезис о "tabula rasa", на которой опыт пишет свои познания, и подвергает острейшей критике любые концепции априорного, до опытнейшего познания, другими словами продолжает локковскую критику прирожденных мыслях, но с учетом практически столетнего развития познания. Дальше позиция Юма развивается по другому. Если Беркли гласит, что вне чувств нет никаких объектов, то Юм утверждает, что существование предмета за пределами чувства чувством не является, другими словами никакое существование объекта за пределами наших чувств не может быть предметом познания, мы ничего не можем о их знать (агностический вывод). Предстоящей развитие - мы ничего не можем сказать о сути нашего мира. Мы обязаны, в силу событий, ограничиться только описанием явлений - этим и являются наши чувства. Такая позиция имеет корень в древней философии (ранешние софисты - скептицисты, Пифагор). Юмовская позиция в XVIII веке именуется скепсисом, "агностицизм" ввел Гексли, ученик Дарвина, дед писателя Хаксли, во 2-ой половине XIX века. Но Юма нельзя полностью именовать агностиком, другими словами приверженцем непознаваемости мира. Ведь никто не утверждал, что мир до конца познаваем. Вопрос в том, сможем ли мы узнать суть нашего мира, если да, то эту позицию можно именовать метафизикой в смысле Аристотеля, либо нам нужно удовлетвориться занием отображений мира в чувствах. Позиция Юма представляет собой феноменализм: долой все, что не содержит внутри себя частей опыта и арифметики. Это увлекательное добавление указывает, что Юм соображает арифметику очень современно. По Юму, если аксиомы верны в силу верности начальных аксиом, то они верны для хоть какого мира, каковой бы он не был, другими словами математические аксиомы несут информацию о нашем мире, они открывают то, что содержится в сокрытой форме в теоремах. Такая позиция - это аналитические рассуждения. Эта концепция аналитических рассуждений развивается у Канта, а позже и в неопозитивизме аналитических рассуждений - если ни один холостяк не является счастливым человеком, то ни один счастливый человек не является холостяком. Это рассуждение полностью не зависимо от того, кто такие холостяки и счастливые люди. Математика не имеет отношение к определенной реализации мира, теоремы - это не доказываемые утверждения. Эта позиция является аналитической. Тогда числилось, что теоремы - это имеющие отношение к нашему миру утверждения, которые не требуют особенного подтверждения. Юм не занимался специально философскими неуввязками арифметики, потому данная добавка в его убеждения является второстепенной.

Юм интенсивно отторгает всякую метафизику, другими словами тенденцию знать суть нашего мира. Особенной критике подвергал понятие причинности. Эту критику можно иллюстрировать последующим образом. В гипотетичном мире объектов есть объекты А и Б. Меж ними есть причинность, другими словами Б следует из А. В явлениях, чувствах, парадоксах А и Б порождают а и б. Чувство а как-то вызывает а ` и б` чувства, но в их как-то заносит вклад и б. Но связи меж а и б не может быть в принципе. Простые чувства могут вызвать вторичные, может быть набор связей А-а, Б-б, а-а`, а-б` и т.д.. Но не меж а и б! Как следует мы не можем гласить о причинной связи, потому что она не наблюдаема. Как следует, критика причинности - это массивное орудие критики метафизики..

Сутью мира могла бы быть математическая субстанция либо Божественное начало (как у Беркли), да и то и другое равно неоправданно. Вопрос о сути относится к числу не разрешаемых гипотетичных вопросов. Юм гласит, что для фуррора практической деятельности эти вопросы и споры не необходимы, довольно только описания явлений. Юм не опровергает способности пророчеств, но эти пророчества должны быть основаны только на неоднократном опыте. Хоть какое пророчество носит нрав вероятностного ожидания нет никакой внутренней необходимости либо причинной связи в любом событии. Эта позиция носит заглавие probabilism. Если Солнце поднялось на Западе, не нужно удивляться, нужно взять тетрадь для наблюдений и записать этот парадокс.

Отторгает беспристрастное существование места - времени, как и Беркли, считая это привычкой людского сознания. Зание диктует как упорядочивание феноменов на базе ассоциаций, продолжая идею ассоциаций Локка. Причинность есть одна из ассоциаций. В этом плане, важный шаг в развитии ассоциативной психологии. Юм рассматривал образование сложных чувств на базе ассоциативной психологии как рождение несуществующих абстрактных объектов.

Основной след Юм оставил в теоретико-познавательских, гносеологических исследовательских работах, хотя был вклад и в других философских направлениях. Конкретно труды Юма оказали воздействие на Канта, до таковой степени, что он резко поменял свои взоры. А конкретно, на него оказала воздействие юмовская критика догматических учений и концепции априорных познаний. Конкретно к Юму всходит позитивизм, который существовал приблизительно в 1830-1960 годах. Посреди прошедшего века его считали создателем позитивизма.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Эпоха возрождения - вторая половина XV века.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Эпоха возрождения - вторая половина XV века.