Кибернетический манифест

Кибернетический манифест


Валентин Турчин и Клифф Джослин1

1. Философия. Философия отвечает на такие фундаментальные вопросы, как: “Кто я?”, “Откуда я пришел и куда иду?”, “Сколь поистине мое познание?”, “Какова, в конечном счете, природа вещей?”, “Что есть добро и что есть зло?”. Философия принципиальна. Философия является частью нашего познания.

2. Познание. В кибернетической гносеологии познание, принадлежащее кибернетической системе, определяется как некоторая модель части мира, воспринимаемого этой системой. Модель есть устройство, генерирующее пророчества относительно событий вокруг; эти пророчества употребляются системой при принятии решений. Понятия смысла и правды следует определять на этой базе.

Познание сразу лично и беспристрастно, ибо оно является результатом взаимодействия субъекта (кибернетической системы) и объекта (среды). Познание об объекте всегда относительно: оно существует только как часть какого-нибудь субъекта. Мы можем учить взаимоотношение меж познанием и реальностью (сначала, поистине либо неверно данное познание), тогда субъект познания становится, в свою очередь, объектом для нового субъекта познания. Но познание в хоть какой форме безотносительно какого-нибудь субъекта есть логическая абракадабра. Детализированное развитие кибернетической гносеологии на базе этих определений очень принципиально для формализации естественных наук и философии, также для интерпретации математических систем.



3. Свобода, воля, управление. В кибернетической метафизике свобода рассматривается как базовое свойство природы. Законы природы сущность ограничения на эту свободу, они не непременно приводят к определенному ходу событий. Понятие свободы предполагает наличие некого активного фактора, который разрешает неопределенность, присущую свободе, выбирая одно определенное действие из огромного количества вероятных. Мы называем этот фактор волей. Мы говорим, что воля управляет некой кибернетической системой, когда свобода системы ограничивается действиями, избираемыми волей.

4. Метасистемный переход. Когда некое число систем интегрируются в единое целое с появлением нового уровня управления, мы говорим, что имеет место метасистемный переход. Новенькая система есть метасистема по отношению к старенькым. Метасистемный переход является по определению творческим актом. Он не может совершиться под воздействием одних только внутренних причин интегрируемой системы, но всегда просит вмешательства снаружи, “сверху”.

5. Эволюция. Метасистемный переход — квант эволюции. Высокоорганизованные системы, включая живы существа, сущность многоуровневые иерархии по управлению, возникающие в итоге метасистемных переходов различного масштаба. Главнейшие эволюционные сдвиги — это крупномасштабные метасистемные переходы, происходящие в рамках естественного отбора как проявления общего принципа проб и ошибок. Примеры: формирование редуплицирующихся макромолекул, образование многоклеточных организмов, возникновение разума, образование людского общества.

6. Человечий разум. Человечий разум, как нечто новое по сопоставлению с разумом животных, появляется в итоге метасистемного перехода: мозг получает возможность управлять формированием ассоциаций ментальных представлений. Все специальные черты людского разума, включая воображение, самосознание, преодоление инстинктов, постановку целей, юмор, чувство красивого, могут быть объяснены как итог этого метасистемного перехода.

7. Соц интеграция. Появление людского разума плотно сплетено со последующим, в текущее время протекающим метасистемным переходом, а конкретно: интеграцией человечьих созданий в человеческое общество. Человеческое общество отменно отличается от сообществ животных благодаря возможности людей создавать и развивать (а не только лишь использовать для передачи сообщений) язык. Язык делает две функции: обмен информацией меж индивидуумами и создание моделей реальности. Эти две функции на уровне социальной интеграции подобны функциям нервной системы на уровне интеграции клеток в многоклеточный организм. В материале языка люди делают новые символьные модели реальности (а именно, научные теории), которых не было сотворено природой на уровне нашей нервной системы. Язык — это вроде бы продолжение людского мозга. Более того, это единое продолжение мозга всех членов общества. Это коллективная модель реальности, которая совершенствуется всеми членами общества и передается от поколения к поколению. Издавна отмечено, что человеческое общество можно рассматривать как единый организм. Тело этого организма есть совокупа всех людей и ими изготовленных вещей. Его “физиология” — это культура общества и, сначала, язык.


Загрузка...

8. Эпоха разума. Появление людского общества знаменует начало новейшей эпохи Универсальной Эволюции. Если ранее единственным механизмом эволюции был естественный отбор на базе мутаций генофонда, то сейчас мы лицезреем несоизмеримо более резвый процесс: эволюцию культуры людского общества. Вариация и селекция по способу проб и ошибок происходят сейчас как итог сознательной воли человека. Движком эволюции мироздания становится творческая людская личность. Эволюция культуры, прогресс науки и техники перехватывают инициативу у био эволюции.

9. Глобальная интеграция. Пытаясь заглянуть в будущее, мы предсказываем, что соц интеграция будет длиться в 2-ух направлениях, которые можно именовать шириной и глубиной. С одной стороны, интеграция глобальных культур приведет к образованию одного мирового общества и мирового правительства с ответственностью за экологию Земного шара. Этика кибернетического миропонимания просит, чтоб любой из нас хлопотал о сохранении вида и экосистемы и о максимизации потенциала для последующих шагов эволюции и интеграции.

10. Людские сверхсущества. С другой стороны, мы предвидим продолжение интеграции “в глубину”, а конкретно: физическую интеграцию личных нервных систем с созданием потенциально бессмертных человечьих сверхсуществ. Делая упор на узнаваемый эволюционно-биологический принцип: онтогенез повторяет филогенез, мы можем представить, что людские индивиды будут рождаться и жить в юном и зрелом возрасте подобно тому, как они живут на данный момент, а потом принимать либо отторгать интеграцию в сверхсущество. Таким макаром, физическая интеграция индивидуумов приходит не на замену персональной жизни, как мы ее знаем на данный момент, а в дополнение к ней.

11. Высшие людские ценности. Представление о бессмертии есть часть задачи высших человечьих ценностей. Поведение кибернетических систем, каковыми являются живы существа, определяется некими целями. Эти цели образуют иерархию: чтоб достигнуть цели более высочайшего уровня, система должна поставить и достигнуть ряд целей более малого уровня. Иерархия целей существа имеет верхушку: наивысшие цели либо ценности. У животного высшие цели прирожденные — это инстинкты выживания и размножения. У человека высшие ценности могут идти далее инстинктов и даже противоречить им. Как и всякий элемент культуры, представление о высших ценностях жизни внушается человеку обществом, в каком он живет. Но, в конечном счете, человек сам устанавливает себе высшие ценности, совершая акт свободного выбора. В итоге мы имеем огромное количество этических и религиозных учений. Но практически у всех таких учений мы находим общий знаменатель: ту либо иную форму воли к бессмертию. Животное не понимает неизбежности собственной погибели; человек понимает. Воля человека к бессмертию является естественным продолжением воли к жизни.

12. Упадок метафизической веры в бессмертие. В обычных религиях, как, к примеру, христианстве, мы находим представление о бессмертии, которое можно именовать метафизическим. Это представление о бессмертии души и загробной жизни. Протест против погибели употребляется тут как стимул для принятия учения; ведь оно с самого начала обещает бессмертие. Но под воздействием критичного научного способа метафизическое представление о бессмертии, некогда конкретное и притягательное, становится все более абстрактным и бледноватым. Классические религиозные системы медлительно, но правильно теряют воздействие.

13. Творческое бессмертие. Другой род бессмертия может быть назван творческим либо эволюционным. Это представление о том, что смертное человеческое существо добивается бессмертия, внося собственный вклад в некоторый универсальный нескончаемый процесс, который различные люди именуют по-разному (История, Культура), а мы называем Эволюция. Вера в эту форму бессмертия лежит, по-видимому, в базе представления о смысле жизни практически у всех творческих людей.

14. Кибернетическое бессмертие. Успехи науки позволяют поднять знамя кибернетического бессмертия. Человеческое существо есть, в конечном счете, кибернетическая система — определенная форма организации материи, которая включает многоуровневую иерархию управления. То, что мы называем нашей душой либо сознанием, ассоциируется с высшим уровнем в этой иерархии. Наша организация повсевременно переживает частичную смену материала, в каком она выполнена. Не видно обстоятельств, по которым эта смена не могла бы идти сколь угодно далековато, включая переход к совсем новым материалам и к принципно неограниченному времени существования.

15. Бессмертие и эволюция. Кибернетическая интеграция должна сохранить творческое ядро людской личности, ибо оно является движком эволюции. Она также должна сделать личность бессмертной, ибо с эволюционной точки зрения нет смысла обрывать ее существование. В био эволюции источником вариантов являются мутации генов. Природа творит, экспериментируя на генотипах и отбирая по фенотипам. Потому она уничтожает старенькые фенотипы, т. е. био тела, чтоб продолжать экспериментирование, эволюцию. Смертность многоклеточных организмов эволюционно нужна. В эру разума, когда ведущей ветвью эволюции является эволюция людского общества, источником эволюции становится человечий мозг. Он не объект, а субъект экспериментирования, его утрата при умирании есть эволюционная нелепость. Личность должна быть бессмертной, как бессмертны гены. Бессмертие людской личности стоит на повестке денька Галлактической Эволюции.

16. Эволюция людской личности. Бессмертие людской личности не значит ее застывшей неизменности. Это может быть понято по аналогии с организацией на уровне макромолекул. Контролеры био эволюции — это гены, и они бессмертны. Но они не остаются постоянными, а безпрерывно меняются вследствие мутаций, так что хромосомы человека, к примеру, очень и очень отличаются от простых хромосом вирусов. Кибернетически бессмертные личности могут изменяться и развиваться во содействии с другими личностями сверхсущества, также при содействии меж сверхсуществами, ибо плюрализм нужен для эволюции, и население земли, нужно возлагать, будет пробовать разные виды интеграции, создавая разные сверхсущества. Те людские личности, которые возникнут в итоге всех этих процессов, будут, возможно, отличаться от нас так, как наши хромосомы отличаются от вирусов. Но определяющий принцип личности остается, по-видимому, постоянным, как остался постоянным механизм работы генов.

17. Как может происходить интеграция. Следует ли ждать, что все население земли соединится в единое сверхсущество? С эволюционной точки зрения это и не нужно, и маловероятно. Жизнь можно сопоставить с пирамидой: верхушка подымается ввысь и сразу расширяется основание. Хотя население земли и производит контроль над биосферой, наши тела составляют только маленькую часть от всей биомассы. Основную ее часть все еще составляют примитивные организмы, такие, как мы находим в планктоне. Воплощение кибернетического бессмертия востребует, непременно, кое-чем пожертвовать; для начала, нужно будет решительно сосредоточить усилия на предстоящем развитии науки. Совершенно не разумеется, что большая часть людей в большинстве сообществ захочут поставить впереди себя такую цель. Воля к бессмертию, как и всякая людская черта, обширно варьируется от человека к человеку. Так как интеграция может быть только добровольческой, нужно ждать, что только часть, возможно маленькая, населения земли образует сверхсущества, большая часть же остается в состоянии “людского планктона”.

18. Интеграция на Галлактической сцене. Но конкретно интегрированному населению земли предначертано освоить Галлактическое место. Неинтегрированная часть не может соперничать с нею; она может только поставлять материал для сверхсуществ. Без интеграции население земли не может претендовать на какую-либо суровую роль в Космосе. Системные единицы, которые принимают решения, должны получать вознаграждение за свои решения; по другому они никогда не воспримут их. Попытайтесь представить для себя картину “людского планктона”, набитого в ракеты, чтоб достигнуть отдаленной звезды через 10 либо 20 поколений. Играть роль в Космосе могут только существа, длительность жизни которых исчисляется Галлактическими же периодически.

19. Нынешние задачи. Наше представление о кибернетической интеграции в текущее время очень абстрактно и туманно. Это безизбежно: понятия и цели, касающиеся отдаленного грядущего, только и могут быть абстрактными. Это не означает, но, что они не имеют никакого дела к нашим нынешним дилеммам. Понятия о Глобальной Эволюции и кибернетическом бессмертии имеют непосредственное отношение к понятию о смысле жизни и к высшим ценностям, которые мы принимаем себе сейчас, хотя те, кто живут на данный момент, могут реалистически мыслить только в определениях творческого бессмертия (хотя, кто знает?). Неувязка высших ценностей — это центральная неувязка сегодняшнего общества. Ради чего нужно жить, после того как наши главные потребности с легкостью удовлетворены современной системой производства? Что есть Добро и что есть Зло? Каковы те конечные аспекты, на основании которых мы должны оценивать разные модели публичного устройства? В истории населения земли величавые цивилизации неотделимы от величавых религий, которые отвечали на эти вопросы. Упадок обычных религий, основывающихся на метафизическом понятии о бессмертии, грозит деградацией общества. Представление о кибернетическом бессмертии может придти на замену собственному метафизическому предшественнику и послужить основой для учения о высших ценностях нарождающейся глобальной цивилизации.

20. Интеграция и свобода. В наше время мы можем яснее, чем когда-либо, созидать базовое противоречие конструктивной эволюции людского общества: меж социальной интеграцией и личной свободой. Интеграция есть эволюционная необходимость; это очередной метасистемный переход. Если население земли поставит для себя цели, не совместимые с интеграцией, результатом будет эволюционный тупик. Тогда мы не выживем. В эволюционирующей Вселенной нет остановки: все, что не развивается, погибает. С другой стороны, драгоценной сутью человека является свобода. Творческая свобода личности — это движок эволюции в эру разума. Если она будет подавлена интеграцией, как в тоталитарных режимах, мы тоже окажемся в эволюционном тупике.

Это противоречие реально, но ниоткуда не следует, что оно неразрешимо. В конце концов, аналогичное противоречие удачно преодолевалось эволюцией на прошлых уровнях организации. Когда клеточки соединяются воединыжды в многоклеточный организм, они продолжают делать свои био функции — обмен веществ и деление. Новое качество — жизнь организма — возникает не вопреки биологическим функциям личных клеток, а благодаря им. Творческий акт свободной людской личности — это его “био функция”. В встроенном сверхсуществе на всех его стадиях, начиная с той, которая протекает на данный момент, эта свобода должна оставаться нужным и решающим фактором. Как достигнуть органического синтеза интеграции и свободы — вот вызов, который природа кидает человеку.

1 Turchin V., Joslyn С. // Kybernetes. 1991, Vol. 19, N 2, 3. Перевод с маленькими вариантами В.Турчина.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Кибернетический манифест:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Кибернетический манифест