Социологические идеи Т. Мора

Социологические идеи Т. Мора


Философия М. Монтеня

Мишель Монтень (1533-1592 гг.) – французский философ гуманист, представитель возрожденческого скепсиса, создатель именитых «Опытов», мастер узкого психического анализа людской души, про которого Вольтер произнес, что он «самый несистематичный из философов, но самый мудрейший и занимательный».

Монтень указывает ограниченность способностей индивидума, разоблачает самоуверенность человека, надевающего маску вседозволенности. Для Монтеня главное – не «победить» общество, не конструировать социальную жизнь по своей мерке, но – «выстоять» перед его напором, сохранив себя. Человек, по воззрению Монтеня, должен «прикладывать» к своим поступкам схемы философских решений. Вкупе с тем, он критикует умозрительную философию, которая «не находит для себя внедрения и не имеет ценности», и желает выстроить новейшую «жизненную» философию, которая поможет человеку и в жизни, и в погибели.

Сначала, человек должен научиться «играть» в социальные игры, да и не принимать их за действительную жизнь, нужно отделять свое «я» от предписаний социальной роли. Человек должен глядеть на «вселенную как на собственный родной дом, отдавая свои познания, самого себя, свою любовь всему человечеству». Но все таки и человеку, и обществу нужно соизмерять себя с кое-чем наружным, по другому можно потерять импульс развития и совершенствования. Этим «внешним» для Монтеня оказывается не другой человек, не Бог, а природа.



Следование принципу согласования имеющейся социальности с «гармоничным, совершенным строем природы» способно возвратить культуре утраченное качество. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» населения земли, считая, что счастливая жизнь и высочайшие нравственные устои обоснованы отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти достоинства утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи отыскали свое колоритное выражение в мнениях Ж.Ж. Руссо.

Идеи Монтеня подготавливали теорию «естественного права», разработанную мыслителями эры Просвещения.

Томас Мор (1478-1535 гг.) происходил из богатой семьи английских бюргеров. Отличался редчайшей начитанностью в греческих и латинских создателей, как и в библейских текстах и произведениях отцов христианской церкви.

Отлично зная социальную и моральную жизнь собственной родины, британский гуманист проникся состраданием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в именитом произведении, изданного в 1616 г., с длинноватым заголовком в духе тех пор – «Весьма нужная, как и занятная, воистину золотая книга о лучшем устройстве страны и о новеньком полуострове Утопия…». Повествование в ней ведется от имени измышленного создателем путника Рафаила Готлодея, что сказало книжке дополнительный литературный фуррор в эру географических открытий. Конкретно таковой государством и была объявлена Утопия – греческое слово, образованное Мором, и обозначавшее практически «место, которого нет» (сам он переводил заглавие этой страны как «Нигдея»). Книжка состоит из 2-ух частей. 2-ая, большая из их излагает утопийский стиль жизни, в то время как 1-ая часть, написанная после 2-ой, дает, сначала, очень критичное описание современной Великобритании.

В предстоящем Мор стал наиблежайшим сотрудником короля Генриха VIII, который в собственных политических расчетах оказывал известное покровительство гуманистам, используя их литературные и политические таланты. Мор получил рыцарское звание, был председателем палаты общин, а в 1629 г. занял высший муниципальный, став лордом-канцлером Великобритании. Но судьба его круто поменялась, когда Генрих VIII решил стать на путь церковной реформы, чтоб овладеть богатствами церковной церкви в Великобритании. Мор держался за идею духовного единства христианско-католического мира и был противником таковой церковной реформы, которая один вероисповедный догматизм подменяла другим, настолько же нетерпимым. Отказавшись присягнуть королю как новенькому главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул собственный пост, но был обвинен в гос измене и по приказу короля заключен в Тауэр. Через три года повелитель милостиво разрешил отрубить ему голову.


Загрузка...

Гуманистическое миропонимание создателя «Утопии» привело его к выводам большой социальной остроты и значимости, в особенности в первой части этого произведения. Проницательность создателя никак не ограничивалась констатацией страшной картины соц бедствий, выделив в самом конце собственного произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только лишь Великобритании, да и всех стран, они не представляют собой «ничего, не считая некоего комплота богатых, под предлогом и под именованием страны думающих о собственных выгодах».

Уже эти глубочайшие констатации дали подсказку Мору основное направление проектов и желаний во 2-ой части «Утопии». Бессчетные исследователи этого произведения констатировали не только лишь прямые, да и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии, древних и раннехристианских создателей. Если ли не самую соответствующую, определяющую черту социально-философской доктрины, лежащую в базе «Утопии», составляет антииндивидуалистическая трактовка публичной жизни, мыслимой в безупречном государстве. Поочередный же антииндивидуализм с необходимостью просит отмены личной принадлежности. Наибольшее равенство в размерах принадлежности и сопутствующего им уравнения в потреблении. Мор был убежден, что «от правителя, как из какого-либо неиссякаемого источника, распространяется на весь люд все доброе и злое». Таким полулегендарным правителем и был Утонул, некогда завоевавший воображаемый полуостров и заложивший политические, социальные и моральные принципы основанной им Утопии.

В утопическом государстве некий значимой ценности нет у всех его обитателей. Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем, что тут нет средств, не играющих никакой роли в его экономической жизни. Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту, даже для украшений. Более того, конкретно из этих металлов тут изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если и делались кольца и цепи, то для того, чтоб надеть их как более томные и истязающие кандалы на тех, кто опорочил себя каким-либо злодеянием и стал в итоге его рабом. Так величавый гуманист выразил свое омерзение ко все растущей роли золота, роли средств, приносивших бессчетное зло уже в ту эру.

Но отсутствие личной принадлежности и средств не могло стать следствием обычного морально-юридического законодательства, восходившего к мудрейшему и хорошему Утопу. Они могли развиться только в итоге всеобщего роли утопийцев в трудовой деятельности. Труд стал тут не только лишь актуальной, да и моральной необходимостью. Осознание необходимости ее организации как обязательного условия, без которого невозможна никакая реализация стремлений к равенству, и делает Мора первым представителем утопического коммунизма, т.к. отсутствие личной принадлежности и всеобщее роль в труде делают утопическое общество социально однородным. Значимая сторона утопической жизни – наличие тут рабов, в каких обычно преобразуются тяжкие правонарушители. Наличие данной категории заносит значительную поправку в бесклассовость утопийского общества. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, потаенного голосования, выборности начальства и т.п.

Интеллектуальный труд в качестве проф не играет в Утопии главной роли. В утопии делом чтения и исследования книжек занимается маленькая категория более даровитых утопийцев. Конкретно из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются разные должностные лица, включая главу страны, также священники. Но они все агрессивно не противостоят основной массе утопийцев. Будучи избавлены от «телесного рабства», в принципе каждый утопиец может достигнуть «духовной свободы и просвещения». Но какую бы роль в жизни утопийцев ни игралось фактически умственное начало, моральная сторона их жизни более принципиальна. Создатель «Утопии» считает, что справедливость – «главнейшая опора государства». Тут не один раз подчеркивается, что человек представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом. Но вот что касается осознания счастья жителями Евтопии (т.е. Страны блаженства – 2-ое заглавие Утопии), то пред нами вырисовывается уже довольно всераспространенный тогда гуманистический эталон антиаскетизма, рвения к удовольствию, наслаждению в духе эпикуреизма. Посреди наслаждений 1-ое место принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с его постами и другими атрибутами.

Неувязка морали неотделима от задачи религии. В духе гуманистического просветительства Мор различает подлинную религию и суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию. Содержание утопийской религии сводится к убеждению в существовании одного божественного существа («родителя»), разлитого в мире. Подлинная религия невозможна и без веры в бессмертие персональной души, как и в загробное воздаяние. В Утопии существует полная веротерпимость, и каждый свободен мыслить бога в согласовании со своими понятиями.

«Утопия» оказала очень существенное воздействие на разных философов и литераторов эры Возрождения. Слово «утопия» стало нарицательным и значит все то, о чем можно помечтать и даже порассуждать, но что при более глубочайшем размышлении оказывается на теоретическом уровне несостоятельным и фактически несбыточным. В истории общества и публичной мысли утопия часто служила формой выражения революционной идеологии. Положительное значение утопии в современную эру проявляется в 2-ух направлениях: она позволяет предвосхищать возможное отдаленное будущее, которое на данном уровне зания не может быть научно предсказано в определенных деталях, и может также остерегать от неких отрицательных соц последствий людской деятельности. Эти формы утопии стимулировали развитие в социологии способов нормативного прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Социологические идеи Т. Мора:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Социологические идеи Т. Мора