Позитивизм и неопозитивизм

Позитивизм и неопозитивизм


Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – это направление философии, объявляющее единственным настоящим источником познания определенные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин «позитивизм» был введен одним из его основоположников, французским социологом и философом О. Контом.

В процессе собственной эволюции позитивизм прошел три стадии: 1-ая, исходная стадия (XIX в.) связана с именами О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и др.; 2-ая стадия, эмпириокритицизм, либо махизм (Р. Авенариус, Э. Мах. А. Богданов и др.), оформилась в конце XIX – начале XX в.; 3-я стадия – логический позитивизм, либо неопозитивизм – появляется сначала XX в. и существует в наши деньки.

Все три стадии эволюции позитивизма имеют общие особенности. Черты позитивизма: 1) высочайшая оценка науки, которая считается основным источником познания; 2) критика философии, отвержение ее заморочек и понятий; 3) в гносеологии – приверженность сенсуализму и эмпиризму; 4) разработка методологии для всех наук; 5) религиозный критицизм, теория «двух истин» (научное и теологическое познание) и «богостроительство» (любовь к Богу заменяется любовью к человеку).



Философия лишается в позитивизме статуса «науки наук», становится особенной деятельностью по обслуживанию науки, или занимается обобщением научных познаний, или становится логикой науки. Процесс зания становится единственным предметом философии. Процесс зания един, познание однородно, потому применение научных способов может быть при исследовании не только лишь природы, да и общества и человека.

На первой стадии эволюции позитивизма философия рассматривается в качестве инструмента упорядочивания наук, унификации зания, методов выявления общих для всех наук законов, которые можно также перенести и на исследование общества. Такими общими основаниями всех наук являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) стал основоположником позитивизма и положительной социологии. Конт в собственных работах в качестве модели соц процессов рассматривает организм; биология для него фундамент социологии. Конт считал, что открыл «закон двойной эволюции» – социальной и духовной – и воплотил его в концепцию 3-х стадий исторического развития. На первой стадии развития общества «инстинктивные импульсы» людей соединяются воединыжды «теологическим синтезом» (едиными верованиями). Теологическая установка приводит к военно-авторитарному режиму в государстве. Падение веры ведет к появлению «метафизической эпохи» – эры полного критицизма, которой соответствует тяга к демократии, к свержению монархического режима. 3-я стадия, стадия «позитивного знания», обеспечивает органическую связь порядка и прогресса. Наука становится основой организации публичной жизни. Но естественным методом ни общество ученых, ни люд не могут придти к единству. Нужен 2-ой «теологический синтез», воззвание к богостроительской идее – религиозному культу населения земли.

Закон 3-х стадий носит универсальный нрав, считал Конт. Три стадии оказываются 3-мя закономерными шагами зания хоть какого предмета: к примеру, познавая огнь, люди поначалу лицезрели в нем бога огня Гефеста, потом – флогистон (необыкновенную пламенную материю), в конечном итоге пришли к научному разъяснению горения, обратившись к кислороду.

Для решения задач реорганизации общества на рациональной базе и преодоления соц кризисов необходимо научное познание об обществе. Полагая, что наука об обществе должна заимствовать у физики ее четкие способы, Конт разрабатывает «социальную физику», либо социологию, устанавливающую законы публичного развития. Социология должна состоять из «социальной статики» (имеющиеся структуры общества, взятые вроде бы в застывшем состоянии) и «социальной динамики» (изучает процессы соц конфигураций). Социология является верхушкой научного познания.

Британский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) является создателем эволюционной теории публичного развития. Спенсер доказывает всеобщность эволюционных процессов, понимаемых им механистически. Эволюционные конфигурации представляют собой механизм перехода от наименее связанной формы к более связанной, от гомогенного, однородного состояния к гетерогенному, неоднородному. Эволюция, с его точки зрения, есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения. Предел, который эволюция не может перескочить, – это равновесие системы. Нарушение равновесия ведет к распаду, который становится с течением времени началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща полностью всему. Спенсер принципно отрешается находить предпосылки эволюции, потому что наука, по его убеждению, неспособна просочиться в сущность вещей, а изучит только феномены, явления.


Загрузка...

Общество – часть природы. Оно работает по законам живого организма. Оно не сотворено Божьей волей и не появилось в итоге «общественного договора». Развитие общества идет от гомогенного состояния к гетерогенному. Наблюдается разрастание дифференциации соц «органов» и появление меж ними новых связей. Сословно-классовое деление общества Спенсер уподоблял разделению функций организма и считал его нужным для хоть какого общества. Так как общество, как хоть какой организм, способно к саморегуляции, то наличие муниципальных органов в обществе не является необходимостью, считал Спенсер.

Развитие общества идет волнообразным методом, через нарушение равновесия и его восстановление. Военный строй заставляет, промышленный строй допускает личную свободу. Но будущее – за третьим типом, в каком осознанное служение обществу будет сразу и ублажение личных потребностей. Спенсер отрисовывают картины грядущего промышленного общества, открытого для интернационального сотрудничества, основанного на принципах самоорганизации и самоуправления, охраняющего права и свободы человека.

2-ой исторической формой позитивизма был эмпириокритицизм, основателями которого являются швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896 гг.) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1896 гг.). Основатели эмпириокритицизма делят позитивистскую идею упразднения старенькой метафизики. Но, в отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься согласованием результатов исследований, систематизацией научного познания, эмпириокритики лицезрели задачку философии в установлении принципов упорядочивания явлений, «опыта» в сознании исследователя. Индивидум с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта: нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта. Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, ощутимого первооснову мира (вещественную либо безупречную). Новенькая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненадобных товаров интеллектуальной деятельности (выражений о субстанции, о душе, о причинной связи). Чем монолитнее будет наш опыт, чем меньше в нем будут находиться разные точки зрения, тем паче действенным будет его адаптационное действие. Принцип меньшей растраты сил («экономии мышления» по Маху) – основной принцип, которым должна управляться философия. Этот принцип ориентирует на кумулятивистскую модель развития научного познания (лат. cumulatio – повышение, скопление), предполагающую непрерывность роста науки, неизменное скопление познания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного.

3-ий шаг эволюции позитивизма – неопозитивизм, либо логический позитивизм, появившийся в 20-х гг. XX в. Посреди представителей этого направления – британский мыслитель Бертран Рассел (1872-1970 гг.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.), члены так именуемого «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк) и др. Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с прошлыми формами позитивизма. Но логические позитивисты в центр теории зания поставили логический анализ науки.

Научное зание однородно. Аспектами истинности в науке являются: взаимосогласованность предложений науки в согласовании с логическими правилами (аспект корректности построения выражения); возможность сведения выражения к чувственным данным либо фактам. Опыт – совокупа фактов, зафиксированных в протокольных предложениях (типа «это – красное»), – является единой эмпирической основой науки. Если мы можем сопоставить предложение с чувственными данными либо указать способ, при помощи которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо) и, означает, научно. Принцип верификации – основополагающий принцип неопозитивизма. Другой принцип неопозитивизма – редукционизм, сведение всего строения науки к проверяемому на опыте познанию.

С этими принципами плотно сплетены мысль единства научного познания и кумулятивизм, принцип «накопления» научного познания. Неопозитивисты попробовали сделать единую науку на базе универсального языка, языка физических явлений (физикализм). Но привилегированный статус «протокольных предложений» был подвергнут потом сомнению – эти предложения тяжело применить к публичным наукам и психологии, также, так как эти предложения фиксируют наши чувства, и их интерсубъективность (сходство либо тождество чувственных представлений разных субъектов) обосновать нереально.

Одной из основных задач неопозитивизма была борьба с классической «метафизикой». 1-ый шаг программки пересмотра роли философии в зании – это выявление ненаучности обычных философских мыслях, которые не сравнимы с опытом. 2-ой шаг подразумевает подмену старенькой метафизики новейшей, «научной» философией. Новенькая философия не должна быть системой выражений о кое-чем непознаваемом, труднодоступном людскому опыту. Философия – не теория, дающая общую картину мира, это особенная «деятельность» по прояснению понятий, логика науки, помогающая очищению языка науки от неправомерных обобщений. 3-ий шаг критики классической метафизики заключается в сохранении за ней особенной области, дальной от науки. Для Л. Витгенштейна это сфера магического, область «вопрошания», в какой не предусмотрены ответы. Область философии погранична искусству.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Позитивизм и неопозитивизм:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Позитивизм и неопозитивизм