Методы и формы научного познания

Способы и формы научного зания


В рамках предмета и функций научной философии может быть рассмотрена методология науки как особенный раздел философского познания. Предметом методологии науки являются приемы и способы, благодаря которым формируется новое научное познание.

Способ – это метод заслуги определенных результатов в зании и на практике. Говоря о роли способа в науке, российский ученый И.П. Павлов писал: «От способа, от метода деяния зависит вся серьезность исследования. Все дело в неплохом способе. При неплохом способе и не очень профессиональный человек в состоянии сделать много. А при нехорошем способе превосходный человек будет работать впустую и не получит четких и ценных данных».

Способы зания принято разделять на общие (используются во всех формах познавательной деятельности человека) и научные (специфичны для научного зания).

Общим способам зания мы относим: наблюдение, анализ и синтез (мысленное разложение предмета на части и их соединение), абстрагирование (выявление в предметах важных параметров через отвлечение от несущественных признаков), обобщение (выделение общих параметров класса предметов), индукция, дедукция, аналогия, опыт и др.



Не считая этих способов в науке используются и другие:

· способ формализации – оперирование знаками, знаками, которые подменяют реальный предмет (к примеру, формулами);

· аксиоматический способ – внедрение аксиом, т.е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу доказанности;

· генетический способ – исследование процесса и обстоятельств появления явлений и процессов;

· исторический способ – исследование всей истории предмета, явления, процесса в целях более глубочайшего проникания в их суть;

· логический способ – исследование противоречий и тенденций развития предмета, явлений, процессов;

· способ моделирования – создание безупречных моделей, «заменителей» предметов, которые упрощают экспериментальные исследования;

· способ восхождения от абстрактного к определенному – переход от неполного (абстрактного) познания к относительно полному (определенному) познанию. К примеру, исследования К. Маркса буржуазного общества в его «Капитале» начинались с «клеточки» – продукта, а заканчивались выводом о необходимости революционного преобразования этого общества. Этот способ характерен для процесса развития всех наук.

Принципиально выделить решающую роль философии в выявлении и теоретическом обосновании продуктивности всех способов научного исследования. В этом проявляется методологическая функция философии. Вот поэтому философию нередко именуют «наукой наук» иди «матерью наук». А именно, наградой Демокрита была разработка способа наблюдения, Сократа – способа научной дискуссии, Аристотеля – логического способа и способа дедукции, Ф. Бэкона – способов индукции и опыта, Р. Декарта – способа дедукции, германских традиционных философов – генетического и исторического способов научного зания, Гераклита, Г. Гегеля, К. Маркса и др. – диалектического способа исследования.

Научное зание находит свое выражение в формах познания. Можно выделит последующие формы научного познания: 1) научный факт (реальное событие либо явление); 2) догадка (научно-обоснованное предположение о причинах определенных процессов и явлений, требующее подтверждения); 3) мысль (разъяснение сущности предметов, процессов, явлений); 4) закон (беспристрастная, нужная и устойчивая связь меж предметами и процессами вещественного мира); 5) теория (система обобщенного познания об объекте).

Теория – более развитая форма научного познания, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области реальности. Примерами этой формы познания могут являться традиционная механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория самоорганизующихся систем Пригожина (синергетика). Главной задачей теории является открытие законов.

В современной методологии науки выделяют последующие элементы теории: 1) начальные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, теоремы и т.д.; 2) идеализированный объект – абстрактная модель существенных параметров и связей изучаемых предметов (к примеру, «капитализм», «коммунизм»); 3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и конфигурации познания; 4) совокупа законов и утверждений, выведенных из главных положений данной теории в согласовании с определенными принципами.


Загрузка...

К числу главных функций теории можно отнести последующие:

1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных познаний в единую, целостную систему.

2) Пояснительная – выявление причинных и других зависимостей, обилия связей данного явления, существенных черт его происхождения и развития и т.п.

3) Методологическая – формулирование разнообразных способов, методов и приемов исследовательской деятельности.

4) Предсказательная – предвидение. На базе теоретических представлений о «наличном» состоянии узнаваемых явлений делаются выводы о существовании неведомых ранее фактов, объектов либо их параметров, связей меж явлениями и т.д.

5) Практическая – управление по изменению реальной реальности. Но теория сама по для себя ничего поменять не может. Для воплощения научных целей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергию, опредмечивая теоретическое познание. В процессе опредмечивания люди не только лишь делают то, чего природа сама по для себя не создавала, да и обогащают свои теоретические познания, инспектируют и удостоверяют их.

Исследование природы и функций теоретических систем на современном шаге представлено в работах западных методологов (К. Поппер, П. Фейерабенд и др.). Работа К. Поппера «Логика и рост научного знания» посвящена дилеммам теоретической рациональности. Теория есть инструмент, проверка которого осуществляется в процессе его внедрения на практике, и о пригодности которого судят по результатам таких применений. Настоящая теория должна, во-1-х, соответствовать всем реальным фактам, во-2-х, следствия теории должны удовлетворять требованиям практики, быть проверяемыми. Поппер считает, что нужно отдавать предпочтение той теории, которая докладывает наибольшее количество инфы, является логически более серьезной, обладает большей пояснительной и предсказательной силой, может быть строго испытана средством сопоставления предсказанных фактов с наблюдениями. По другому говоря, мы избираем ту теорию, которая лучшим образом выдерживает конкурентнсть с другими теориями в процессе естественного отбора и более применима к выживанию.

Большой популярностью пользуется в ближайшее время философия критичного рационализма П. Фейерабенда («Наука в свободном обществе»). С его точки зрения теория не отражение беспристрастной действительности, а средство самовыражение ученого. Источником развития теоретического зания является обоюдная критика и борьба других теорий. Он поочередно выступает против всяких универсальных методологических правил; «метод – это кандалы для исследователя», которые тормозят развитие научного зания. Напористо проводится идея против идеологизации науки. Эталон ученого Фейерабенд лицезреет в освобождении индивидума от всех ограничительных рамок, накладываемых на него обществом. Фейерабенд отторгает роль практики как аспекта достоверности теоретического познания. Ученый должен ассоциировать идеи с другими мыслями, а не с опытом. Факты из реальной истории науки, опровергающие теорию, еще не являются достаточными, чтоб отрешиться от нее. Это следует делать только в этом случае, если удается сделать новейшую, лучше объясняющую эти факты теорию.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Методы и формы научного познания:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Методы и формы научного познания