Лекция 9. Философия о происхождении и сущности сознания

Лекция 9. Философия о происхождении и сути сознания


Погибель

Погибель — важный фактор людского существования. Толь­ко вглядываясь в лик погибели, мы начинаем обожать жизнь. Если б не было погибели, жизнь была бы глупа. В древнегреческой мифо­логии самое ужасное наказание, к которому боги могли приговорить человека — это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тыщах книжек, романов, трактатов бессмертие преподносилось как основная мечта населения земли. Представьте для себя, что вы бессмертны — уже погибли все ваши родственники и друзья, ваши детки и детки ваших малышей, а вы все живете и живете, — полностью одинокие и заброшенные в чужие, не понятные вам время и культуру.

У каждой культуры свое специфичное отношение к погибели. В Индии — как в древности, так и в наше время — погибшего человека сжигают на костре, и от него ничего не остается. А в древнеегипетской цивилизации был реальный культ мертвых, набальзамированные еги­петские фараоны до сего времени лежат в европейских музеях. Европейские кладбища — это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.



Погибель, как и рождение, сформировывает границы людской жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Погибель сопрово­ждает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда довольно спел для того, чтоб умереть. Погибель представляет собой вроде бы тень человека, самую верную и при­вязчивую.

Человек в этом смысле — самое злосчастное из животных, посколь­ку заблаговременно знает о собственной будущей погибели. Но в то же время это дает ог­ромное преимущество человеку, так как погибель организует людскую жизнь, принуждает человека торопиться отыскать в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Погибель — не конец, а венец жизни, она с самого начала присутст­вует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыден­ной жизни живет так, будто бы он бессмертен. Он старается не мыслить о погибели, всячески отгоняет мысли о ней и считает, что погибель еще кое-где очень далековато от него.

Мудрецы же с стародавних времен гласили: «Помни о погибели!». Зачем необходимо держать в голове о погибели? Очевидно, не для того, чтоб отравлять для себя жизнь и повсевременно страдать ужасом. Держать в голове о погибели — означает каждый денек жить так, будто бы это последний денек твоей жизни, ведь он и по правде возможно окажется последним. Ведь собственный последний денек и самый дурной человек постарается прожить по-человечески — не врать, не красть, не убивать.

Погибель, по воззрению танатолога (танатология — учение о погибели) В. Стрелкова, — базовое свидетельство нашего «неодиноче­ства». Мы всегда находимся под ее пристальным взором. Ощущая ее присутствие, ее действительность за каждым поворотом, мы не позволяем для себя распускаться, поддерживая себя на уровне, превосходящем тот, к кото­рому склоняет нас наша животная природа. Очевидно, это тяжкая но­ша. Понимание нашей смертности просит от нас большого усилия.

Погибель подразумевает высший уровень ответственности. Лишить человека его конечности — значит, кроме остального, убрать этот уровень ответственности. Человек, будучи конечным существом, отли­чается от всех животных тем, что прилагает к собственной конечности мас­штаб бесспорного и нескончаемого. Человек должен жить так, гласит философия, как если б впереди его ждала вечность, только не в обыденном смысле, когда человек просто не задумывается о погибели, а в том смысле, чтоб он брал на себя задачки, для выполнения которых заведо­мо не хватит своей жизни. Творя, любя, делая добро, он проры­вается в вечность, одолевает погибель.

Многие, бравшие на себя такие нескончаемые задачки, остались в прямом смысле слова жить в вечности. Сократ, либо Эпикур, либо Ницше, либо Пушкин еще более живы, чем многие сейчас здравствующие наши современники.

Вопросы для повторения:

Молвят, что по мере взросления человеку выпадает меньше и меньше счастливых минут, так как становится больше хлопот и заморочек, а сам человек начинает более трезво оценивать жизнь. Согласны ли вы с этим? Ф. Ницше разделял всех людей на два класса зависимо от того, что они имеют в виду, отвечая на вопрос: «Согласны ли вы снова прожить последние 10 лет?». Все отвечают – нет! Но одни молвят: «Зачем отбрасывать себя на 10 лет, если вот–вот начнется реальная жизнь, ведь счастье уже рядом, за наиблежайшим поворотом», а другие: «Если 10 лет меня ничему не обучили, для чего опять повторять прежние глупости». К какому классу людей вы отнесли бы себя? Философия гласит, что еще важнее обожать самому. Оказаться способным на такое чувство, а обожают тебя либо нет – это не так принципиально. Соответствует ли это вашим представлениям о любви? Что означают вам слова М. Монтеня: «Размышлять о погибели – означает размышлять о свободе»? Солона Афинского: «Наблюдай конец жизни». Как вы осознаете фразу «Жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а интенсивностью переживаний» и аналогичное выражение М. Монтеня: «Бывает, что человек прожил длительно, а пожил мало»? В.С. Соловьёв гласил, что любовь для человека все равно, что разум для животного – только смутная возможность. А Паскаль утверждал, что мы рождаемся с любовью в сердечко, что мы любим всегда, и, даже когда нам кажется, что мы презрели любовь, она таится в глубине нашего сердца. Без любви мы не могли бы прожить и минутки. Какая точка зрения вам поближе? Либо, может быть, эти мыслители гласили о различных вещах? Как вы сможете откомментировать слова А.С.Пушкина: «На свете счастья нет, а есть покой и воля»?

План:


Загрузка...

1. Что такое сознание

2. Три стороны сознания

3. Сознание и безотчетное

1. Сознание — поразительный парадокс Вселенной. В сознании вели­чайшая сила человека и его величайшая печаль: печаль в том, что человек в отличие от животных знает о собственной будущей погибели. Благодаря сознанию («иметь сознание» — означает «быть со знанием») мы, и знаем, как многооб­разен и нескончаем мир, и осознаем, как мы слабы и как не достаточно можем знать. Как гласили античные: «во многом знании многие печали».

Сознание нередко мешает нам — представьте, что вы стремительно бежите вниз по лестнице, автоматом переставляя ноги, но стоит сознанию вмешаться, стоит вам помыслить: «как это я бегу и безошибочно, не гля­дя, попадаю на подходящую ступень?» — и вы здесь же споткнетесь и мо­жете свалиться.

И в то же время сознание — величавая сила, оно дает человеку вто­рой мир — безупречный мир. До того как что-то сделать, человек поначалу на уровне мыслей представляет для себя это дело и его последствия. У него есть много таких безупречных моделей действий, чувств, моделей, с по­мощью которых он ориентируется в мире. К примеру, вы сможете ясно представить для себя, как пахнет горя­чий свежайший хлеб. Хоть какое действие вы поначалу проигрываете в собственной голове, а уже по­том что-то предпринимаете.

У каждого из нас есть безупречный образ, безупречная модель человека вообщем, и поэтому, когда мы идем по улице, мы не вглядываемся в каждого встречного прохожего. Но если из-за угла выйдет кто-либо с 3-мя головами, — мы насторожимся, ибо это не соответствует нашему безупречному виду.

И представления древнегреческого философа Демокрита о том, что в мире есть только атомы и пустота, и представления современной фи­зики об атомарной структуре мира — это все безупречные модели, помо­гающие нам что-то осознать в хаосе природных явлений.

Сознание позволяет нам восстанавливать прошедшее, которое уже ни в одном виде не существует, и предвосхищать будущее. Человеческое существование нереально без памяти, без фантазии.

Сознание — это чувства, эмоции, память, воля, фантазия (вооб­ражение), мышление. 1-ые 5 составляющих образуют то, что на­зывается психикой. Это чисто людские свойства.

Человеческое сознание, как следует, — это умопомрачительный и ни­где больше в природе не встречающийся парадокс, свидетельствующий об исключительности человека. Можно без преувеличения сказать, что сознание — это загадочный и могущественный дар населению земли. Неясно только, чей это дар — Бога, природы либо каких-либо случай­ных мутаций, произошедших в организме человека.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Лекция 9. Философия о происхождении и сущности сознания:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Лекция 9. Философия о происхождении и сущности сознания