Природа человека

Природа человека


Вопрос о соотношении био и общественного в человеке имеет очень огромное значение: та либо другая теоретическая позиция влияет на практическую деятельность в медицине, педагогике, юриспруденции и других областях. Можно выделить три главных похода к этой дилемме.

1. Природа человека всецело биологична: утверждается, что в человеке все заложено от природы. Последние варианты таковой позиции представлены различными видами расизма. Но бессчетные факты обосновывают, что человек, взятый из хоть какого одичавшего племени и воспитанный в цивилизованных критериях, ничем не будет отличаться от окружающих.

2. Природа человека всецело социальна. Сторонники этой позиции ссылаются на необходимость социализации для формирования человека. Без нее появляется не один раз наблюдавшийся «эффект Маугли».

3. Природа человека биосоциальна: с данной позиции утверждается, что человек соц существо и основным содержанием его деятельности являются внебиологически выработанные культурные формы, но в их базе можно найти на биологическом уровне запрограммированные схемы поведения (обоюдный альтруизм, злость, определенные формы сексапильного поведения и т.д.). Искоренить эти схемы в собственном поведении мы не можем, но мы способны выявить, осознать и, если нужно, корректировать их проявление.



Давайте разглядим походы к природе человека на примере неких философских концепций.

Марксизм настаивает на всецело социальной природе человека. Человек появляется как природное существо, но суть его – это ансамбль публичных отношений, т.е. эта суть не в человеке, а в обществе. Общество развивается резвее, чем природа, потому человек не ограничен никакой мерой и находится в непрерывном процессе становления. Тогда выходит, что, изменив публичные дела, мы можем конвертировать природу человека и сделать принципно новых людей. В нашей стране вульгаризированный и догматизированный марксизм длительное время был официальной идеологией и программка воспитания нового коммунистического человека выдвигалась в качестве принципиальной задачки для партии и общества в целом. Как мы знаем, выполнить эту задачку не удалось.

Психоанализ, сделанный австрийским ученым З. Фрейдом, как раз указывал на глубинные неосознаваемые базы людского поведения. Психика человека складывается из сознательного и безотчетного начал, при этом безотчетное – не просто ослабленное сознание, а совсем особенная действительность. Источником ее активности являются не наружные раздражения, а внутренние влечения, укорененные в природе. Сначало Фрейд утверждал, что это желание имеет сексапильную природу, а позднее расширил свою концепцию и гласил о двойной направленности глубинного влечения – к удовольствию и к разрушению. Он обозначил их именами соответственных греческих божеств – Эрос и Танатос.


Безотчетное подчиняется принципу удовольствия, стремится хоть какой ценой к наслаждению. Но общество не может позволить человеку бесконтрольно и неограниченно следовать своим влечениям, потому с юношества через воспитание внушает ему нормы, запреты, предписания, при этом так удачно, что человек принимает их как вначале свои (так появляется Супер-Эго). Таким макаром Я формируется под встречным давлением Оно и Сверх-Я. При всем этом внутренняя энергия безотчетного сублимируется, переводится в социально-приемлемые формы (в занятия спортом, искусством, наукой и т.п.). Время от времени процесс сублимации в силу различных обстоятельств нарушается и появляются болезненные состояния психики, неврозы. Психоанализ и является способом помощи в таких случаях.

Так образом, согласно Фрейду культура появляется как итог ограничения и репрессии. Не человек выводится из культуры, а культура из человека. Но ученый верует в разум: глас ума тих, но настойчив.

Экзистенциализм исходит из отрицания природы человека как такой. Французский философ 20 века Ж.П. Сартр утверждает: у человека существование предшествует сути. Человек рождается никем, это проект, существо, устремленное в будущее. Он сам делает свою суть и творит себя. Человек полностью свободен и вся ответственность за свою жизнь лежит на нем.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Природа человека:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Природа человека