Социальность культуры

Социальность культуры


Культура и людская деятельность

Бытие культуры

Культура - общество - природа

Типология культуры

Ценности культуры

Генезис и динамика культуры

Бытие культуры

В ежедневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным именуют человека, обладающего познаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура охарактеризовывает также степень овладения тем либо другим видом деятельности. В этом смысле молвят о культуре труда, о проф и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высшую и низкую, элитарную и массовую культуру. В конце концов, понятно, что цивилизации отличаются своеобразием собственной культуры и существует огромное количество разных государственных, этнических культур.

Обычно, люди не думают над тем, что все-таки кроется за этим разнообразием смыслов культуры, почему они могут объединяться одним и этим же понятием.



Но не только лишь в обыденности, да и в науке ее трактовка разнопланова. Явления культуры изучает огромное количество определенных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, предметом которых являются разные формы сознания - искусство, мораль, религия и т.д. Любая из определенных наук делает определенное представление о культуре как предмете собственного исследования. Так, для археологии культура - это дошедшие до нашего времени материализованные результаты деятельности людей прошедших эпох. Этнография обрисовывает особенности культуры того либо другого народа во всем ее определенном обилии. Историк того либо другого вида искусства соображает под культурой сначала художественные творения человека. Так что "образ культуры" в науках смотрится по-разному.

Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особенное направление - философия культуры, предметом которой является культура как некоторая целостность. Отвлекаясь от различных деталей и частностей, философия ставит вопрос о том, что такое культура, каково ее место в жизни человека и общества.

Содержание:

• "2-ая природа"

"2-ая природа". Сам термин "культура" латинского происхождения и сначало означал возделывание земли, ее "культивирование", другими словами изменение природного объекта под воздействием человека в отличие от тех конфигураций, которые вызваны естественными причинами. Уже тут язык выразил очень важную особенность культуры - заложенное в ней человеческое начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В предстоящем слово "культура" получило более обобщенное значение и им стали именовать все сделанное человеком. В таком осознании культуры вправду отражаются ее значительные черты. Культура стает как сотворенная человеком "2-ая природа", надстроенная над природой естественной, как мир, сделанный человеком, в отличие от девственной природы. Из этого определения вытекает также, что не следует находить особенной "сферы культуры". Там, где есть человек, его деятельность, дела меж людьми, там имеется и культура.

Можно сказать, что для философского осознания культуры ее определение как "2-ой природы" является начальной базисной предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир перевоплощенной человеком природы. Лес - это природа, а парк - явление культуры, ибо человек наложил на естественную природу печать собственной деятельности, воплотил в нем определенный план. Но в процессе этого преобразования могут создаваться различные объекты, даже отдаленно не напоминающие то, что имеется в природе. Если парки, каналы, искусственные водоемы и даже плотины подобны тому, что имеется в природе без человека, то этого не скажешь о машинах, зданиях, искусственном волокне и т.д. Культура может все более уводить человека от мира природы, создавая необыкновенную искусственную среду. Но искусственная среда никогда не поменяет живой природы, с которой человек не может терять связь без вреда для собственного физического и психологического здоровья. От нрава отношений культуры и природы почти во всем зависит ход людской истории.


Загрузка...

"2-ая природа", как и 1-ая, является беспристрастной и вещественной. Ее отличие от первой исключительно в том, что она сотворена человеком, является продуктом его деятельности. Но при не далеком рассмотрении оказывается, что это "только" настолько громадно, что материальность культуры оказывается очень специфичной.

Культура и людская деятельность. Естественная природа существует и меняется по своим своим законам. Вещественные объекты "2-ой природы" тоже подчинены действию естественных законов, но не как явления культуры, а конкретно как вещественные предметы. Чтоб эти предметы оставались явлениями культуры, они должны поддерживаться либо воспроизводиться людской деятельностью. Парк, если за ним повсевременно не ухаживать, зарастает и преобразуется в обыденный лесок, строения требуют ухода и ремонта, неважно какая техника, если она работает, имеет определенные сроки собственной эксплуатации, а потом должна изменяться. Как следует, вещественные объекты мира культуры не только лишь сделаны человеком, но неотделимы от людской деятельности вообщем. Вне связи с ней они или растворяются в природе, или остаются монументами умершей культуры, предметом исследования археологов и историков. И уже в этом качестве они врубаются в культуру живую. Таким макаром, сама "материальность" культуры отличается от материальности естественной природы собственной неразрывной связью с людской деятельностью, которая содержит в себе не только лишь вещественное, да и безупречное (духовное, умственное) начало, представляет собой их единство. Это свое качество она переносит и на создаваемые ею объекты. Вещественные объекты культуры, так сказать, одухотворены людской деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми либо другими функциями, вдохнула в их "душу" в виде определенного ценностного начала либо смысла. Потому вся вещественная культура по сути есть единство вещественного и безупречного.

Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся различные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, также этические ценности и нормы, системы философских мыслях, религиозные учения и т.п. Но чтоб эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, другими словами материализованы в действиях человека, в языке, устном либо письменном, воплощены в каких-либо других вещественных формах (к примеру, на полотне художника, на пленке аудио- либо видеокассеты). Означает, любые явления культуры соединяют внутри себя вещественное и безупречное. Это событие и дает философии основание делать предметом осмысления культуру, как таковую, независимо от ее деления на вещественную и духовную, имея в виду, что различие меж ними исходя из убеждений сущностных черт парадокса культуры чисто функциональное, а не принципное. Орудия труда и произведения станковой живописи сделаны с разными целями и удовлетворяют различные публичные либо личные потребности, но как творения человека они принадлежат культуре.

Итак, культура в собственном предметном бытии находится в зависимости от людской деятельности, является ее продуктом, результатом. Деятельность заканчивается, реализуется, овеществляется в предметах культуры. И в то же время предметы культуры остаются такими не вне деятельности, не за ее пределами, а в самой деятельности человека. Так, художественное произведение, к примеру книжка, снаружи - просто вещественный предмет. Книжка заходит в жизнь культуры, когда ее читают, другими словами когда она включена в духовную деятельность, является элементом этой деятельности. Настоящее бытие культуры деятельностно, процессуально. И оно содержит в себе ее предметное бытие. Культура вообщем неотделима от людской деятельности.

Но продолжим приведенный пример. До того как книжка попадет к читателю, она должна быть написана. Создание книжки и ее чтение - это различная деятельность. В первом случае идет речь о творчестве, во 2-м - об освоении. Правда, и в самом освоении культуры также имеется творческий момент. Следуя создателю, читатель сформировывает в собственном сознании образы героев книжки, они вызывают у него те либо другие эмоции, оценки и т.д. Потому говорится, что освоение уже функционирующей культуры есть процесс со-творчества, а не просто пассивного усвоения. Но все-же начальной в культуре является культуротворческая, созидательная деятельность, результатом которой является нечто новое. Сделанные в процессе творчества предметы культуры владеют одним значимым свойством - они уникальны, единственны, неподражаемы. Позже они могут воспроизводиться, тиражироваться, но в культуру они входят как нечто уникальное. Этим творчество культуры отличается от серийного производства, где, напротив, существует эталон, и задачка в том, чтоб его соблюдать, точно копируя производимый предмет.

Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфичность в том, что живописец, ученый опирается на все предыдущее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Вправду, чтоб сделать что-то новое в хоть какой сфере деятельности, нужно завладеть ее достижениями, другими словами быть на высоте культуры собственного времени. Это событие таит внутри себя большие, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры способности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.

Вообщем неважно какая людская деятельность носит сознательный и целенаправленный нрав. В этом одно из ее принципных различий от действий животного. Но в творчестве сознательное начало деятельности сопрягается со свободой - свободой целеполагания, выбора средств, свободой проявления человеком собственных возможностей, свойств, собственной "родовой сути". Творческий труд - это не работа по данной снаружи программке, навязанному регламенту, готовой схеме, а поиск нового, заблаговременно неведомого, созидание того, чего до этого не было. Без свободы творчества культура развиваться не может. И поэтому люди творческого труда так дорожат собственной свободой и борются за свободу.

Единственным ограничителем этой свободы является сама культура. По другому говоря, в процессе свободной творческой деятельности должна созидаться культура, другими словами нечто представляющее публичный энтузиазм, удовлетворяющее общественную потребность, имеющее общекультурное значение. Предмет культуры несет внутри себя некоторое всеобщее содержание. Неважно какая культура представляет собой определенную системную целостность, имеет свои аспекты и нормы и отвергает то, что им не соответствует. Не всякий рифмованный текст является поэзией, не всякий нарисованный предмет - произведением изобразительного искусства.

Процесс творчества реализуется в уникальном произведении. Всякое тиражирование осуществляется трудом, измеряемым ценой. Творческий труд не связан со стоимостными категориями. Этот труд есть соц субстанция определенного труда ученого, художника, конструктора, дизайнера и т.д. Его особенность - принадлежность к культуротворческому процессу, в каком нереально (время от времени - очень тяжело) заблаговременно найти рабочее время, общественно нужное для получения конечного результата.

Субъект, человек - центральная фигура всего процесса, он производит эту деятельность, в ней появляются его суть, его активность. Не деятельность без субъекта, а инициативный субъект является носителем культуры. Он завладевает культурой и творит ее.

Итак, культура не сводится ни к предметам культуры, ни к деятельности как такой. Культура не нечто наружное человеку, ибо конкретно человек является носителем и субъектом культуры. Без человека предметы культуры преобразуются просто в совокупа вещественных объектов, а в присутствии субъекта сделанное человеком становится культурой. Наружное предметное "тело культуры" находится в зависимости от деятельности и ее субъекта. "Система культуры" содержит в себе предметы культуры, людскую деятельность и ее субъекта, носителя культуры.

В их единстве и существует парадокс, называемый культурой. Из такового осознания культуры ясно виден недочет ее трактовки только как "2-ой природы": она отражает только внешнюю беспристрастную сторону культуры. Но культура укоренена в бытии человека как субъекта, созидающего "мир культуры". Это мир, в каком неотделимы друг от друга личное и беспристрастное, вещественное и безупречное, внутреннее и наружное, при этом хоть какое наружное выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Сам человек сформировывает себя в процессе собственной деятельности и общения как культурно-историческое существо. Его людские свойства есть итог усвоения им языка, приобщения к имеющимся в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и способностями деятельности и т.д. На биологическом уровне же человеку дается только организм, владеющий определенным строением, задатками, функциями. Потому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру людского в человеке, характеристику развития человека как публичного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его личная активность, деятельность, это сделанный им вещественный и духовный мир, это их единство и связь.

Социальность культуры. Культура социальна по собственной природе. Она существует исключительно в обществе.

Социальность появляется там, где имеет место взаимодействие людей. Есть различные виды и типы социальности. Более общим можно считать разграничение системы устойчивых публичных отношений и форм общения. 1-ые образуют разные типы обществ, 2-ые изменчивы, неизменны. Они появляются, когда люди вступают в общение, и исчезают, когда общение прекращается. 1-ые напрашиваются людям, которые не вольны в выборе собственных публичных отношений. 2-ые формируются самими субъектами, зависят от их воли и желания. 1-ые носят безличный нрав, 2-ые личностны, персональны: я вступаю в общение с другим человеком как личностью, общаюсь с ним по собственной воле и прекращаю общение (другими словами могу закончить) по тем либо другим причинам.

Культура существует в определенной системе публичных отношений, которые накладывают на нее собственный отпечаток. Социальные дела людей в самой культуре появляются в субъективно-личностных формах общения. Читая книжку, я практически общаюсь с ее создателем, хотя он жил, может быть, за тыщу лет до меня. Но я проникаю в его духовный мир, знакомлюсь с его идеями, эмоциями, переживаниями. Таким макаром, духовная культура - это и поле личной связи, общения и современников, и людей различных эпох. Культура создается людьми и для людей, и поэтому общение также причастно к бытию культуры. И творчество, и инициативное освоение культуры осуществляются в процессах общения. Само общение представляет собой и вид деятельности, и форму деятельности.

Таким макаром, осмысливая существо культуры, философия не стремится дать какую-то четкую ее дефиницию. Как свидетельствует история, это не очень плодотворное занятие. Понятно, что исследователи культуры насчитывают от 150 до 250 определений культуры. Естественно, это так сложное и многостороннее явление, что каждое из таких определений может отразить какую-то черточку действительности культуры. Но философия, как ранее говорилось, выделяет начальные основания и принципы целостного осознания культуры. Таковой подход имеет методологическое и мировоззренческое значение. Его разрабатывает философия культуры, которая в последние десятилетия активно развивается в нашей стране. Непременно, это развитие является ответом на нарастающую потребность в философском осмыслении культуры.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Социальность культуры:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Социальность культуры