Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени


Развитие философии в XVII-XVIII вв. определяется большой ролью научных открытий и применением науки в производстве, в экономичеких и публичных отношениях. В это время происходит смена научных эталонов. Целое тысячелетие научное исследование имело эталоном аристотелевский вариант: ученый - это мудрец, которому раскрывается правда. Новый эталон науки связан с фуррорами механико-математического естествознания (И.Кеплер, Г. Галилей). Ученый - сначала экспериментатор, от него зависит научная правда. Развитие научных познаний производилось в большей степени по двум главным фронтам. Во-1-х, разрабатывались принципы традиционной механики как науки о движении и содействии вещественных тел (Г. Галилей, И. Ньютон). Во-2-х, непреклонно совершенствовались способы математического обоснования физических опытов. Равномерно были сделаны алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление. Натурфилософский гилозоизм Возрождения сменился геометрико-механистической, количественной картиной мира, в какой устройство Вселенной рассматривалось по аналогии с устройством огромного часового механизма. К концу XVII в. европейская наука совсем заполучила вид экспериментально-математического естествознания, а механика стала прототипом оптимального разъяснения универсума, включая общество и человека. Складывается традиционный эталон научной рациональности, основанный на чистом, беспристрастном, нужном и всестороннем научном зании. Это в свою очередь обусловило делему статуса, ценности научных познаний и ценностей природы как объекта научного зания и преобразования. Философия должна быть наукоцентрической, должна стать на рельсы науки.



Более животрепещущими стали гносеологические вопросы. Как может быть объективно-истинное научное зание? Какие способы более адекватны для него? В философском обосновании способов настоящего научного зания появляются два направления - эмпиризм и рационализм.

Основоположник эмпиризма - британский ученый Ф. Бэкон. От науки он просит решения задач, принципиальных для населения земли. Старенькое, обычное зание критикуется, создается новый способ - «Новый Органон». Старенькые способы исследования негодны, потому что там властвуют идолы- «рода, пещеры рынка и театра». Это разные суеверия и предрассудки, связанные с природой самого человека и его отношениями. Новый способ, свободный от кумиров, это способ индукции, связанный с опытом и чувственным занием. Верная научная позиция - это позиция пчелы, а не паука либо муравья. Разум в зании нужен для вывода правды из опыта.

Эмпирическая традиция научного зания развивалась в творчестве Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Беркли, французских просветителей XVIII века. Достоянием эмпиризма стала разработка опытнейшего зания, материалистическое и субъективно-идеалистическое разъяснение способностей чувственных возможностей и форм познаний.

Базы рационалистической традиции новоевропейской классики заложены французским философом Р. Декартом. Декарт стремился отыскать черты достоверности познаний в их самих. Примером таких познаний является математика. Математические подтверждения демонстрируют максимально обыкновенные и ясные, конкретные теоремы - тривиальные правды. Пример арифметики необходимо сделать универсальным. Отсюда 4 правила способа: очевидности, анализа, синтеза, контроля. В учение о способе Декарт вводит методическое колебание, находя очевидность познания в самом мышлении. «Я мыслю, означает, существую». Содержание имеющихся познаний - это прирожденные идеи, которые заложены в нас Богом. Означает, Бог есть гарант объективности и достоверности познаний.

Декарт считает, что любые вещи имеют основой две независящие субстанции - мыслительную и протяженную, душу и тело. Природа тел описывается концепцией механизма. Душа и человеческое тело - это также механизм.

Рационализм получил продолжение у выдающихся мыслителей XVII в Б.Спинозы и Г.Лейбница.

Создадим главные выводы:

1. Философия XVII в. - наукоцентрическая. Познающий субъект, мыслящий, инициативный человек - начальный принцип философии.


Загрузка...

2. Эмпиризм доказывает достоверность познаний индуктивным способом чувственного зания в материалистической и субъективно-идеалистической трактовках.

3. Рационализм приводит онтологические субстанциональные обоснования настоящих познаний и основательность дедуктивного способа для оптимального теоретического зания.

4. Эмпиризм и рационализм закладывают базы новейшей традиционной философии.

5. В новоевропейской философии делаются пробы перенести способы теоретического природоведения на общество. Складывается метафизически-механистическая картина мира.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени