Динамика науки. Гуманитарные параметры современной науки.

Динамика науки. Гуманитарные характеристики современной науки.


Теоретическому уровням исследования.

На эмпирическом уровне применяется наблюдение. Это целенаправленное восприятие явлений. Научное наблюдение является на теоретическом уровне нагруженным, т.е. обосновано целями и задачками, которые ставит исследователь. Наблюдение всегда связано с описанием. При помощи описания информация переводится на язык понятий, символов, схем, рисунков, графиков и цифр, что является комфортной формой для предстоящей обработки (классификации, систематизации и обобщения). В отличие от наблюдения таковой способ, какэксперимент, характеризуется активным вмешательством в протекание изучаемого процесса самого исследователя. Явление наблюдается в специально создаваемых и контролируемых критериях.

Индукция- способ, при котором общий вывод строится на базе личных посылок, обобщается фактологический материал и формируются эмпирические законы.

Дедукция - метод рассуждения, при котором из общих посылок следует вывод личного нрава. Особенное значение дедукция имеет теоретически зания, когда в качестве общей посылки выступает гипотетичное предположение, к примеру, новенькая научная мысль. В данном случае дедукция является отправной точкой зарождения новейшей теоретической системы.



Важным способом сотворения безупречных объектов науки теоретически является идеализация. Сущность идеализации в доведении параметров определённого предмета до максимума с целью более глубочайшего его исследования. Идеализациями в науке являются понятие математической точки, полностью чёрного тела, безупречного газа и т. д. Теоретически используются формализация и аксиоматизация.

Формализация – это оперирование со знаками (формулами). Дела символов символизируют (подменяют) собой выражения о свойствах объектов.

Аксиоматический способ состоит в том, что задаётся набор начальных положений, не требующих доказательств, потом из их получают выводное познание. В единстве это составляет аксиоматически построенную теорию (к примеру, геометрия Евклида). Необходимыми для теоретического уровня зания являются моделирование(математическое) и мыслительный опыт, в особенности для исследования тяжело доступных фрагментов действительности.

Наука проходит в своём становлении доклассический и традиционный этапы. Традиционный шаг связан с созданием парадигмы - единой объединяющей программки. Благодаря принятию парадигмы, группа исследователей становится проф (научным обществом), а предмет её энтузиазма преобразуется в научную дисциплину. Дисциплинарный шаг развития изменяет институциональность науки, создаются кроме сообществ особые учреждения, которые производят фундаментальные и прикладные исследования. На замену традиционному приходит неклассический шаг. Он характеризуется уже не институциональными переменами, а наличием новых эталонов и норм науки. Изменение эпистемологических и мировоззренческих оснований привели к становлению постнеклассической рациональности, которая обладает открытой формой научности, допускающей включение в содержание беспристрастных познаний ценностных структур, оценок и предпочтений исследователя, множественность истин.Применение научных познаний не является нейтральным ни в политическом, ни в соц, ни в экономическом, ни в моральном отношениях. И ответственность за применение науки сначала несут учёные. Прогресс науки - не самоцель, он призван всецело служить созидательным целям человека. С таковой ориентацией науки связаны её эталоны: служение правде, правильное применение достижений, ценностное отношение к миру через призму добра и гуманизма.

Функционирование науки, ее статус в культуре почти во всем связан с реализацией технико-технологической и мировоззренческой проекций. Западноевропейская цивилизация, базирующаяся на науке (как одной из ценностей), имела свои заслуги: она обеспечила рост производства, улучшение свойства жизни, в ней утвердилась мысль прогресса, личной инициативы, свободы, демократии. Наука в полемике с религией отстояла свое право на роль в формировании миропонимания, становлении критически-рефлексивного метода мышления.


Загрузка...

Кризис техногенной цивилизации стимулировал обсуждение перспектив развития науки. Эти перспективы могут быть связаны с предстоящей реализацией нареченных выше проекций. Без науки нереально развитие больших технологий, разрешение глобальных заморочек современности, разработка моделей грядущего развития цивилизации и т. д. Наука должна сохранить свою роль в формировании миропонимания, в неприятном случае может появиться ситуация взрыва мистики, преобладания «околонаучного» сознания, которые станут основанием «нового» типа мировидения.

В процессе реализации главных проекций современная наука показывает изменение собственного вида. В современной науке (биологии, космологии, синергетике, гуманитарных науках) разрабатываются идеи и принципы, меняющие классические представления об объектах. Они начинают рассматриваться как исторически развивающиеся, имеющие «человеческое измерение», владеющие «синергетическими эффектами».

Современная наука включила в сферу собственного исследования особенный тип объектов, которые носят полный нрав и затрагивают человеческое бытие. При исследовании таких объектов тезис о «ценностной нейтральности» познания оказался неправильным. Беспристрастно настоящее познание (как цель научного зания) не только лишь допускает, но в очевидном виде подразумевает включение аксиологических причин в состав объясняющих положений. Наука все отчетливее показывает связь внутринаучных ценностей с вненаучными ценностями общесоциального нрава. Экспликация этой связи в современных программно-ориентированных исследовательских работах осуществляется при социальной экспертизе программ.

В процессе исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами ученый решает также трудности этического нрава, определяя границы вероятного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки при всем этом соотносится с общегуманистическими принципами и ценностями. Эта ситуация вызывает необходимость проведения этической экспертизы научных проектов.

Наука как деятельность по продуцированию нового познания и соц институт в процессе исторической динамики не один раз меняла собственный образ. Являясь ценностью техногенной цивилизации, она задает возможность формирования критически-рефлексивного метода мышления, служит основанием ведения рациональной дискуссии, а ее методологический арсенал выступает средством зания как природных, так и соц явлений.

Эволюционируя в культуре, наука осваивала разные типы системных объектов. Поставив в центр исследования уникальные, саморазвивающиеся системы, в которые органично включен человек, современная наука вступила в необыкновенную стадию, когда гуманистические ориентиры становятся приоритетными в выборе последующих стратегий научного поиска.

Литература:

Стёпин В.С. Наука и её социокультурный статус // Философия. – Мн., РИВШ. 2005. С. 181-231.

Введение в философию: Учебник. -М., 1989. Гл. ХШ.

Калмыков В.Н. Базы философии. -Мн.: Выш. шк., 2000. Тема 10

Углубляющее чтение:

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание Европейской культуры ХХ века. -М., 1991.

Канке В.А. Философия.Исторический и периодический курс. М, 2004. С 273-295.

Мировоззренческие структуры в научном зании. -Мн.: Институтское, 1993.

Мотрошилова Н.В. Наука // Публичное сознание и его формы. -М., 1986.

Стёпин В.С., Елсуков А.Н. Способы научного зания. -М., 1974.

Реале Дж.,Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Т.4.-СПб.,1996.

Философские идеи нашего времени //Философия:Учебник\Под ред.Губина В.Д.-М.,2004

Эрш Ж. Філасофскае здумленне. -Мн.,1996.

Гайденко П.П. Неувязка рациональности на финале ХХ века // ВФ, 1991, № 6.

Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.

Жуков Н.И. Неувязка сознания. -Мн.: Институтское, 1987.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Базы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Неувязка сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Динамика науки. Гуманитарные параметры современной науки.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Динамика науки. Гуманитарные параметры современной науки.