Философия Средних веков.

Философия Средних веков.


План:

специфичность культуры средневековья средневековая философия эры патристики средневековая схоластика

Средневековье (7–14 века н.э.). В 7 веке развивается культура арабского мира, которая дает свою философию. Труды Аристотеля для запада появились на арабском языке. Развивается алгебра, медицина, а на западе наблюдается регресс. Запад переживает определенный упадок по сопоставлению с античностью, что связано с крахом Римской империи, с переселением народов. Как следствие, утрачиваются способности градостроения, технологии мирные и военные. Средневековая западная культура сформировалась на базе античности – язык, на базе первобытной культуры англов, саксов, ближневосточное воздействие через христианства. Синтез этих потоков дает начало западной культуре.

Философия патристики начинается со 2–3 века и завершается в 8 веке. Патристика – учение отцов церкви. Это философы платоновской академии. Основная проблематика: соединение философской картины мира с Библией. Представители: Ориген и Плотин (3 век). Ориген утверждал, что спасение ожидает всех. Ориген считал, что бог сотворил не единственный мир, процесс божественного творения длится обязательно. Плотин размышляет, что первично некоторое единое, он считает, что зло нужно для драматургии в божественном спектакле, оно нужный элемент бытия. Самый узнаваемый представитель патристики – Аврелий Августин. Августин ввел осознание развития вселенной – принцип креационизма: всё сотворено богом – и провиденциализм: всё предопределено божественной волей. Он создатель концепции божественного предопределения. Произведения Августина: «Исповедь», где он ведает о собственной жизни и где показана диалектика души, манихейство – один из других вариантов христианства, который был развит сначала нашей эпохи, манихеи считают, что мир – борьба меж хорошем и злом, в этом произведении рассматриваются онтологические задачи; «О Граде Божьем», которое посвящено дилемме страны, население земли греховно, как следует, и правительство несёт грешную греховную печать. В эту эру философия была более различной, чем в последующую, наблюдается более жива философская идея. Тема обозначилась явственно.



Схоластика (9–14 века) – философия, которую изучают в школах и институтах. К этому моменту обозначилась официальная церковная доктрина. Западное христианство становится одинаковым, идут гонения на инакомыслящих. Принципы Августина остаются, а способ предлагает особенности: ориентация на старых философов, авторитет отцов церкви в эру патристики. Вся учеба преобразуется в зубрежку, не приветствуется мышление, энтузиазм а Аристотелевой логике. На ранешних шагах (8–9 – 11–12 века) главной неувязкой стало подтверждение бытия Бога, которое было в первый раз предложено Ансельмом. Он произнес, что Бог – предел совершенств, посреди которых есть и существование, как следует, Бог есть. Универсалия – общее, абстрактное понятие, обозначающее признаки, спор об универсалиях ведется в протяжении всей эры схоластики. Есть ли универсалии раздельно от вещей? – главный вопрос. Те, кто считает, что универсалии раздельно, именуются реалистами (не путать с современными!). Обратное направление – номинализм: универсалий нет, они только именуют предметы. В споре об универсалиях отражается диалектика общего и единичного. Было ещё и третье направление – концептуализм, представителем которого был Пьер Абеляр. Расцвет схоластики приходится на 13 век. Броский представитель: Фома Аквинский, который строит учение на учении Аристотеля. Фома делает произведения, наименования которых начинаются со слова «Сумма»: «Сумма теологии» и «Сумма ихтиологии». Он приводит 5 доказательств бытия Бога. Он выстраивает иерархию созданий. Фома рассуждает о наилучшей власти и приходит к выводу, что лучше всех монархия. Самое увлекательное наблюдение в гносеологии: он гласит, что важны оба зания: через Священное писание и через книжку природы, другими словами мир. Эта концепция получила заглавие концепции двоякой правды либо гармонии веры и разума. Правда, если вера и разум противоречат, что разум должен уступить.


Загрузка...

Не вся средневековая философия была монотонной. Находится рвение к опытнейшему познанию. В особенности наглядно оно проявляется у тех, кто занимается мистикой. Британский монах Роджер Бэкон провел пару лет в темнице, куда попал за занятия мистикой. Понятно, что он проводил опыты в области оптики. Как философ, он выступает за опытнейшее познание. Уильям Оккам (номиналист) вводит принцип бритвы: не следует множить сути без необходимости. Таким макаром к концу эры средневековья созревает база для эры Возрождения.

Философия эры Возрождения (14–16 века).

Это эра перехода к буржуазным отношениям от феодализма. Начинают развиваться торговля, банковское дело, растет значение городов. Так как буржуазные дела подразумевают новейшую экономику, то это эра ВГО. В 16 веке начинается Реформация церкви. Это ведет к секуляризации сознания. Всесилие церкви подорвано. Происходит открытие книгопечатания. Главный момент: переход от теоцентризма к антропоцентризму. В литературе встречается понятие гуманизм. Николай Кузанский, который развивал диалектические мысли в рамках схоластики (15 век). Он гласит о противоречивости всего сущего. Понятие космос (мир) – микрокосмос (человек), которые появились ещё в античности. Он гласит, что противоположности могут перебегать друг в друга. Он размышляет о строении людского разума, разделяет мозг на рацио и ум. Рацио не может окутать противоположности, а ум может. Рацио – антидиалектический разум, ум – диалектический. Развивается натурфилософия. Посреди 16 веке выходит книжка Коперника о движении небесных тел. На замену геоцентрического миропонимания приходит гелиоцентрическое. Противоречие с церковной доктриной, вывод: солнце не является центром Вселенной. Этот вывод сделал философ Джордано Бруно. Бруно гласит о бесконечности Вселенной. Он гласит, что душа после погибели тела делает для себя новое тело. Ввел понятие геройского интереса. Для натурфилософии свойственны идеи диалектики и бесконечности.

Никола Макиавелли размышлял на тему свободы. Основное произведение – «Государь». Он размышляет о политической власти, её задачках, природе и высказывает новые мысли: нет безупречных форм правления, а форма правления должна соответствовать действительности. Сам он республиканец, но считает, что современные люди не готовы жить в республике. «Цель оправдывает средства».

Сударь имеет право отступать от добра. В этом проявилась другая черта гуманизма – индивидуализм. Сущность – абсолютизация значения самостоятельности отдельной личности. Никола является обычным выразителем социально-философских взглядов во всей её противоречивости. Никола воспевает авантюристов, он представитель фатализма. Фортуна улыбается человеку, склонному к риску.

Философская антропология эры Возрождения.

Антропологические идеи – важнейшие. Представитель – Дж. Пико дела Мирандола. Предназначил себя сопоставлению священных книжек. Любая религия содержит внутри себя долю правды. Потому он находился в сложных отношениях с церковью. Произведение – «Речь о достоинстве человека (900 тезисов)», где он излагает принципы светского гуманизма. Ввел понятие промежуточность. Человек находится меж небом и землей. Человек обладает особенным достоинством. Определяет главное качество, отличающее человека – способность к самоопределению. Творчество высоко ценится в этот период.

Эра Возрождения не просто следование эталонам античности, а эра, определяющаяся переходом к буржуазным отношениям, которые отличаются кричащим противоречием.

Философия Нового Времени (17–18 века).

План:

специфичность эры неувязка способа философии социально-философские и антропологические взоры эры.

Это эра Просвещения. Буржуазные дела распространяются на другие европейские страны. Это время революций. Время начала НТП. Слияние научного творчества и индустрии. Бурное развитие научного познания. Отсюда главный энтузиазм в философии переносится в сферу гносеологии. Царствует культ разума. Просвещение продолжает тенденции предшествующей эры, к примеру, освобождение сознания от всесилия церкви. Возникает энтузиазм к познанию, освоению новых земель. Возрождение рассматривает мир больше с эстетической точки зрения, а эра Нового Времени рационалистична. Свойственна рассудочность, сухость, умеренность. Продолжает властвовать антидиалектический способ в целом, который подразумевает развитие вещей вне связи с другими. Это обосновано развитием наук, скоплением познаний.

Британский мыслитель – Френсис Бэкон, был канцлером Великобритании, был обвинен в мошенничестве, после наказания углубился в философию. Он является представителем эмпиризма. Бэкон лицезреет главную тему в том, чтоб отыскать универсальный способ зания. Критикует схоластику, древнюю философию за то, что познание было оторвано от практики. Главное произведение – «Новый органон». Он именует новый способ способом индукции, другими словами от единичного к общему. Благоносные и светоносные опыты. Бэкон критикует и примитивное, прямолинейное применение эмпиризма. Настоящий мыслитель должен быть подобен пчеле, собирая факты перерабатывать их в теоретическое познание. Выделяет 4 типа кумиров – конечных причин:

Кумиры рода. Кумиры пещеры – субъективизм зания. Кумиры площади, проистекающие из необходимости разговаривать с другими людьми. Кумиры театра – заблуждения, возникающие из-за повторения чужих мыслей и слов.

Освободиться от кумиров можно при помощи индуктивного способа. Бэкон воспринимает систематизацию наук.

Другой философ – Рене Декарт. Его последователями являются все рационалисты прямо до наших дней. Он выступает за рациональное зание. Разум сам должен отличить правду от заблуждения. Он предложил способ дедукции – от общего к личному. Ввел понятие прирожденные идеи. В онтологии Декарт выступает как дуалист: протяженность (вещественное начало) и мышление (духовное). В человеке эти два начала соединяются. Он уподобляет все явления к механизмам. Это направление именуется механицизм. В духе дуализма Декарт развивает гносеологию. Декарт верует, что действительность есть, она беспристрастна.

В 17 веке возникают два направления: индукция и дедукция. В этом проявляется антидиалистический нрав мышления.

Джон Локк – представитель эмпиризма. Важнее в зании не разум, а чувства. Эти чувства дают адекватную картину действительности. Направление – сенсуализм. «Нет ничего в зании, чего не было бы в ощущении» – девиз. Близок к материализму.

В 18 веке возникает субъективно-идеалистическое учение, основанное на принципе сенсуализма. Джордж Беркли. Утверждает, что материи нет, только совокупа эмоций. Опровергает вещественный мир.

17–18 века развивается философия общества, это связано с исторической реальностью. Это время – эра буржуазных революций. Властвует механицизм. Более наглядно проявляется в французской философии. Властвует антидиалектический способ. Локк оставил ценные мысли в антропологии. Он сделал систему воспитания, получившую заглавие – «английский джентльмен». Человек от рождения – незапятнанная доска (tabula rasa), всё обретенное получает в процессе воспитания. Жизнеутверждающий взор на природу человека.

Томас Гоббс – «Левиафан», посвященное социальной философии и антропологической проблематике. Гоббс разрабатывает концепцию страны – договорная. Гоббс имеет пессимистический взор, гласит, что люди – эгоисты, и изначальным состоянием является война всех против всех. Правительство – добровольческое ограничение свободы людей, человек – существо публичное. На его идеях отражается британская революция. Он считает, что люд имеет право на изменение публичного строя. Близок к материализму.

Материалистическая линия длится французскими философами 18 века. Большая часть философов этого направления пишут произведения не форме трактатов, а в форме статей в газетах, энциклопедиях, художественных произведений. Франсуа Вольтер направляет критику против французского абсолютизма и церковной церкви. Вольтер – представитель деизма – промежуточное миропонимание меж атеизма и религии. Бог сделал мир, но не вмешивается в его развитие. Дает идею естественных прав человека. Человек имеет право на счастье, свободу, и если эти права отняты, то это гласит о том, что общество некорректно устроено. Эти идеи стали свойственны для философов-энциклопедистов: Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Гельвеций. Задачка энциклопедистов – популяризация научных познаний. У каждого философа были свои онтологические взоры. Дидро поближе всех к материализму, является приверженцем атомизма. Политические взоры неоднородны. Кто-то является приверженцем конституционной монархии, кто-то – республиканец. Руссо принадлежит произведение об публичном договоре, где он развивает идею народного суверенитета. Жан тоже приверженец естественных прав человека. Впритирку подошли к идее исторического прогресса. Общество больше прогрессирует, если в нем развита наука, образование и просвещение. Также отдают внимание политической и правовой жизни общества. Больше других этим занимается Шарль Монтескье. Разрабатывает концепцию разделения властей. Заносит идею обязанности страны перед гражданами. Монтескье считает, что законодательство находится в зависимости от географических критерий, потому что эти условия определяют дух народа. Произведение – «О духе закона».

Ж. Лометри – «Человек – машина».

Клод Гельвеций: «О человеке» и «Об уме». Человек сначала разум. Взаимодействие эмоций и разума – основная тема философов Франции.

В преддверии революции Руссо выступил с девизом: «Назад к природе!» У него есть «Трактат о воспитании». Держится теории естественных последствий. Эталоном воспитания Руссо считает жизнь на лоне природы, в сельской местности.

Германская традиционная философия (18–19 века).

Германия была более экономически и политически отсталой государством, чем Великобритания и Франция. Немцы имели возможность следить революции со стороны. Философы Германии – доктора. Философия у германцев была престижным занятием. 3-я причина – сумеречный германский гений. У каждого её представителя есть целостная философская система.

И. Кант. В 1-ый период собственного творчества он интересуется онтологическими неуввязками. Он выдвинул догадку об эволюции Вселенной. Во 2-ой («критический») период он уделяет свое внимание на гносеологию. Самое известное произведение – «Критика незапятнанного разума», также «Критика практического разума», посвященное этике, «Критика возможности суждения». Мир в сущности непознаваем. Направление отрицания мира – агностицизм. Наше зание упирается в некоторые границы, оно поверхностно. Иллюстрирует эти понятия на термине «антиномия» – пары противоречащих друг дружке выражений, которые нельзя ни обосновать, ни опровергнуть. Кант вводит два понятия: вещь-сама-по-себе и вещь-для-нас. По Канту меж этими 2-мя вещами непролазная пропасть. Кант сходу подвергся критике различных философов. Кант считает, что философия должна ответит на 4 вопроса:

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу возлагать? В чем суть человека?

Мораль автономна. В этике Кант делает центром понятие долга. Если человек делает хороший поступок по жалости, то этот человек не достоин похвалы. Категорический императив Канта – это наше долженствование: «поступай так, чтоб максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства»; «никогда не относись к человеку ни в собственном лице, ни в лице всякого другого только как к средству, но всегда так же, как к цели». Формула Канта – «Ты должен – означает, ты можешь».

И. Г. Фихте – ученик Канта. Фихте поближе к личному идеализму. Он изучит человеческое сознание. Берет категории: Я и не-Я. Фихте подчеркивает, что действительность дана в этой паре. Уделяет свое внимание на особенности субъекта. Фихте гласит об активности субъекта. Познавательная активность неотделима от практической активности. Ратует за объединение Германии.

Г. Гегель является самым известным диалектиком нового времени. Конкретно с Гегеля начинается переход к диалектической философии. Делает систему, нареченную беспристрастным идеализмом. Она вступает в противоречие с его же диалектическим способом. Первичной является абсолютная мысль, которая порождает природу, природа в свою очередь – абсолютный дух, который проходит определенные стадии развития, в итоге мысль приходит к самопознанию. Нередко его философию именуют панлогизм. Основной труд – «Наука логики». Выстраивает систему категорий и определяет 3 закона логики.

Гегель занимается социальной философией, его интересует сознание и зание. Отдельный человек его не интересует, только группы. Вводит новое понятие – хитрость исторического разума. Исторический разум прокладывает собственный путь вне зависимости от желаний отдельных людей. В целом в истории наблюдается прогресс, аспектом прогресса является сознание свободы. Для Греко-германской эры свободным понимает себя большая часть. Гегель считает, что абсолютный дух действует средством отдельного народа. Гегель – фанат государственности. Война – нужный элемент истории. (Кант является тем, кто первым назначил, что война временна). Гегель гласит о развитии духа:

личный дух беспристрастный дух абсолютный дух.

Философия и искусство – абсолютный дух. Эта триада носит заглавие тезис-антитезис-синтез. Эта триада является категорией диалектического отрицания. Для Гегеля увлекательна духовная сторона действительности. Гегель дает начало революционному направлению. «Всё разумное вправду, всё действительное разумно» – формула Гегеля.

Фридрих Вильгельм Шеллинг. На ранешном шаге творчества, который связан с философией тождества, близок к Гегелю. Во 2-ой период он становится философом откровения, близким к религии. Шеллинг гласит о том, что духовное и вещественное начало родственны на галлактическом уровне, его философия признается пантеизмом. Уделяет внимание рассмотрению природы. Главный труд – «Философия природы». Высшее проявление действительности считает эстетическое творчество, в каком вещественное и духовное соединяются. Философия откровения была популярна в Рф.

Людвиг Фейербах застал вторую половину 19 века, но его философия была далека от научных достижений, она время от времени доходит до наивности. Фейербах критикует Гегеля за идеализм. Сознание – это свойство высоко организованной материи – людского мозга, и менее того. Задачка философии – отыскать путь к счастью. Его философию можно именовать антропологической. Человек рассматривается не как мыслящее существо, как чувствующее, желающее существо. Время от времени приближается к облегченному материализму. Критикует религию. «Сущность христианства» – критикует христианство. Появление религии обосновано необходимостью психической защиты от слабости и неведения. Не Бог сделал человека, а человек сделал Бога. Христианство культивирует смирение и покорность. Чтоб обрести счастье, необходимо поменять христианство любовью к определенному человеку. Фейербах не является последователем материализма во взорах на общество.

Германская традиционная философия посвящена дилеммам духа, это идеалистическая философия. Она сделала диалектический способ, она породила два направления (нередко обратные) от каждой концепции.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Философия Средних веков.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Философия Средних веков.