Тема 2. Онтология

Тема 2. Онтология


u Бытие

u Материя

u Диалектика

Бытие – свойство существовать, быть в наличии. Обратные понятия: небытие, сознание. Бытие – одна из более принципиальных и сложных философских категорий. Уже в древнегреческой натурфилософии различалось «бытие по мнению», т.е. таковой мир, каким он нам представляется и «бытие по истине» – мир, какой он есть по сути. Сейчас, обычно, различают последующие формы бытия: существование (все сущее, в т.ч. и кажущееся, измышленное), реальность (то, что существует по сути), действительность (суть, главное в мире).

Поиск сути бытия порождает понятие субстанции – первоосновы мира. По отношению к субстанции философские направления делятся на материализм (где субстанцией счи­тается материя) и идеализм (где под субстанцией понимается мысль, идеи, сознание либо Бог). В XIX в. Ф. Энгельс вопрос о первичности материи либо сознания обозначает как основной вопрос философии. В марксизме рассматривается также и вто­рая сторона данного вопроса: познаваем ли мир (и как), также неувязка первичности публичного бытия по отноше­нию к публичному сознанию.



Различают беспристрастный идеализм (Платон, Г. Гегель и др.) и личный идеализм (И. Кант, И. Фихте и др.). В первом случае первоначалом мира считается беспристрастно имеющийся, независящий от познающего мир субъекта (человека) Бог либо безличное духовное начало (абсолют, абсолютная мысль, дао и т.д.). В личном идеализме мир человека – это комплекс его чувств, мыслей и переживаний. Основными историческими формами материализма можно считать стихийный (доверчивый) материализм (локаята, Демокрит и др.), механистический материализм Нового времени (часть ученых и философов эры Просвещения и др.) и диалектический материализм (марксизм).

По отношению к субстанции философские школы можно также поделить на монистические и плюралистические. Мо­низм (от греч. monos – один, единственный) – признает одну субстанцию, к примеру, материю. Плюрализм(от лат. pluralis – множественный) – позиция, исходящая из признания не 1-го, а нескольких начал, составляющих фундаментальную базу мира и бытия (к примеру, огнь, вода, дерево, метал, земля и т.п.). Не считая онтологического существует и гносеологический плюрализм – признание права на существование нескольких теоретических подходов к занию мира. Более распро­страненной формой плюрализма является дуализм (от лат. duo – два), признающий равенство вещественного и безупречного. Дуа­лизм характерен для философии Р. Декарта, И. Канта и др.

Религиозные картины мира, обычно, строятся на базе идеалистического монизма, а большая часть научных картин мира – на базе материализма. В то же время сейчас усилива­ется тенденция к плюрализму в научном миропонимании. В старой и средневековой философии преобладал идеализм и теоцентризм. В философии Нового времени число материали­стических и плюралистических концепций увеличивается. В фило­софии ХХ – XXI века акцент сдвигается с заморочек бытия и по­знания к вопросу о месте человека в мире.

Одной из важных онтологических категорий является материя. Материя (лат. materia – вещество) – в домарксистской философии понятие, обозначающее вещество либо (пореже) субстанцию, хорошую от духа. В более развитом варианте материализма – марксизме – это первооснова бытия, базисное понятие, «…философская категория для обозначения беспристрастной действительности, которая дана человеку в чувствах его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими чувствами, существуя независимо от них»[11]. В современной научной картине мира различают последующие виды материи: неживая природа, жива природа, соц материя. Они, в свою очередь, разделяются на уровни структурной организации. Так, в неживой природе выделяют: поля, вакуум, простые частички, атомы, молекулы, тела, планетки, планетные системы, галактики, системы галактик, метагалактику (Вселенную). В живой природе выделяют: доклеточные структуры (ДНК, РНК, белки), клеточки, организмы, популяции, биоценозы, биосферу. Вещественную базу общества составляют производственные дела: принадлежности, обмена, рассредотачивания и употребления. Хотя все виды и уровни материи взаимосвязаны, они отменно отличны и несводимы друг к другу.


Загрузка...

Материя всегда находится в движении (изменении). Движение – атрибут, метод существования материи. Выделяют последующие формы движения: механическое, физиче­ское, хим, био, соц. Движение проис­ходит в пространстве и времени. Место – это совокуп­ность отношений сосуществующих объектов, их размещение относительно друг дружку. Время – совокупа отношений, ха­рактеризующая последовательность и продолжительность явлений либо состояний. Место и время в философии трактуются или как независящие друг от друга и от материи сути (субстан­циальный подход), или как дела меж объектами, их состояниями (реляционный подход). Различают такие формы места и времени, как: физическое, био, соци­альное; реальное, перцептуальное (отражение реального вре­мени, по-разному ощущаемое человеком в разных ситуа­циях), концептуальное (в научных и философских теориях). Важной разновидностью движения является развитие, изу­чаемое диалектикой.

Диалектика – в переводе с греческого искусство вести бе­седу, философский спор. Понятие ввел Сократ для обозначения собственного способа рассуждений. У Г. Гегеля диалектика – это учение о по­знании и развитии. Сейчас под диалектикой понимается учение о сложно­сти мира и развитии. Категории (основопола­гающие понятия) диалектики, в каких осмысливаются уни­версальные связи бытия, обычно, группируются по парам. Более необходимыми из их можно считать последующие.

Явление – наружные, конкретно воспринимаемые свойства объекта. Суть в отличие от явления – единство внутренних устойчивых параметров и связей объекта.

Содержание – совокупа, органическая связь всех сторон явления. Форма – метод существования и выраже­ния содержания. Она более устойчива, чем содержание.

Часть – предмет, входящий в другой предмет. Целое – то, что образовано из частей, но не сводимо к их сумме (к примеру, отдельные части часов не демонстрируют время). Для осознания эффекта целостности служат категории системы и структуры. Система – комплекс взаимосвязанных частей (неразделимых частей). Структура – совокупа устойчивых отношений и связей меж элементами, метод связи частей в системе. Связь – это такое отношение меж явлениями, при котором изменение 1-го из их приводит к соответственному изме­нению другого.

Устойчивые, повторяющиеся, сущностные связи меж явлениями именуются законами. Открытие законов – одна из важных задач философии и науки. Посреди законов, с которыми имеет дело философия, важ­нейшими являются законы диалектики, сформулированные Г. Гегелем. Закон единства и борьбы противоположностей открывает источник развития. Любая вещь в природе и обще­стве «раздвоена» на противопо­ложности, которые взаимно подразумевают и сразу ог­раничивают друг дружку. Такое противоречие меж противопо­ложностями может вырасти во внутренний конфликт, который разрешается исчезновением од­ной либо обеих противоположно­стей, приводящим к изменению свойства вещи (либо к ее уничто­жению). Закон перехода количе­ства в качество открывает механизм перехода от одной сту­пени развития к другой. Коли­чество – это определенность пред­мета исходя из убеждений его соиз­меримости с другими предметами. Качество выражает своеобра­зие предмета. При накоплении ко­личественных конфигураций выше определенной меры происходит высококачественный (революцион­ный) скачок в развитии. Закон от­рицания отрицания выражает направленность развития. Дей­ствие этого закона распадается на три стадии: тезис, антитезис, синтез. Последняя стадия пред­ставляет частичный возврат к те­зису, с сохранением ряда ка­честв, присущих антитезису. Одно­временное применение всех 3-х законов диалектики рождает образ развития по спирали. Это можно проиллюстрировать на примере философии истории Г. Гегеля. Согласно его взорам, абсолютный дух реализуется в истории через идею свободы: «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некие свободны, германский мир знает, что все свободны»[12].

Есть динамические (властные) законы, где одна причина нужно порождает единственное следствие (к примеру, законы Ньютона в физике). Вместе с этим есть ста­тистические (вероятностные) законы, в каких одна причина может породить одно из нескольких вероятных следствий.

Открытие вероятностных законов становится все более принципиальной задачей не только лишь гуманитарных, да и естественных наук. Об этом молвят данные синергетики – науки о функционировании и развитии сложных открытых систем. Как отмечают ее родоначальники, И. Пригожин и И. Стенгерс: «Мы обнаруживаем, что значимая часть определенного мира вокруг нас до сего времени «ускользала из ячеек научной сети»... Реальный мир управляется не детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью»[13]. Как считают ученые, данная ситуация должна привести к новейшей форме познаваемости, выражаемой несводимыми к жестким формулам вероятностными представлениями[14].




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Тема 2. Онтология:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Тема 2. Онтология