Философия Древнего Востока

Философия Старого Востока


Тема 2. История философии

Эта тема нужна для исследования курса философии, потому что познание об уже имеющихся, наработанных в развитии философской мысли методах решения неких заморочек позволяет «не изобретать велик заново», а напротив, двигаться далее в поисках ответов на те вопросы, которые заинтересовывают человека. В то же время эта самая тема может быть в большей степени сокращена либо передана на самостоятельное исследование студентам, если количество аудиторных часов по предмету невелико. Огромное число учебных пособий по истории философии позволяет это сделать, но лекции помогают «расставить акценты» в большом историко-философском материале, изложенном в учебных пособиях.

Принципиально представлять, что понятие «Восток» как для географии, так и для истории философии соединяет воединыжды огромное количество различных традиций – культуры арабского Востока, индийскую культуру, культуру Китая и др. Но для философского развития более важными оказались идеи старой Индии и старого Китая. Эти философские традиции значительно отличаются от западноевропейской философии, основанной на древней мысли, как по стратегиям философского исследования, так и по методам выражения познания (см. книжки Е.А. Торчинова).



Философские идеи в Старой Индии в первый раз были оформлены в текстах священных книжек - Вед. В ведийский период (1500-500 гг. до н.э.) хоть какое явление мира (человек, животное, растение, бог, элемент, время года и т.д.) представляется наделенной жизнью субстанцией, которая связана с другими и подчинена циклам обоюдных перевоплощений. Мир в целом и каждое явление а именно – улучшение первичной сути Пуруши. В Упанишадах (философские комменты к Ведам, ок. 800 г. до н.э.) утверждается, что в базе космоса лежит вечно сущее – Брахман, из которого развилось все имеющееся и которое тождественно нескончаемому внутреннему началу особенности – Атману. Развивается теория метемпсихоза (переселения душ), причинно-следственная теория кармы (воздействия хоть какого поступка на жизнь индивидума), концепция сансары – мучительно монотонного круговорота циклических рождений, вырваться из которого можно через аскезу и рвение к высокому познанию о тождестве Атмана и Брахмана. В последующий - традиционный, либо брахмано-буддийский период (500 г. до н.э. – 1000 г. н.э.), на базе космологии развивается этика. Разработаны учения брахманизма, буддизма и джайнизма, снутри брахманизма появляется 6 «даршан» - методов мнения, истолкования правды, которые числятся равноправными: миманса (атеистическое толкование Вед), веданта (окончание Вед при помощи идеи бхакти – любви к богу), санкхья (атеистический плюрализм, признание иллюзорности деления мира на материю и дух), йога (практика созерцания, включающая улучшение телености), ньяя (учение о формах мышления, логика), вайшешика (учение о категориях и атомистика, призыв к освобождению души от вещественного начала). Парадоксальность джайнизма и буддизма состоит в том, что они, в сути, - атеистические вероучения. Джайнизм признает нескончаемые духовные монады и вещественные сути. Буддизм опровергает бытие постоянной субстанции, утверждая, что личность и мир появляются благодаря взаимодействию дхарм – закономерно возникающих преходящих причин, «здесь-сейчас-бытия». Буддизм как в махаяне («большой колеснице»), так и в хинаяне («малой колеснице») признает, что нет никакого постоянного индивидума, есть только поток дхарм (которые тоже призрачны), и поэтому может быть угасание особенности, достижение нирваны – величавой пустоты, величавого Ничто, в каком Атман стал Брахманом. Схожее представление о единстве личного и всеобщего можно считать схожим с представлениями современного экоцентрического сознания. 3-ий шаг в развитии древнеиндийской философии – постклассический либо индуистский (с 1000 г. н.э.) – период упадка буддизма и джайнизма, становления вишнуизма и шиваизма, тантризма и шактизма, становление под воздействием ислама монотеистических систем; сложное взаимодействие с европейской культурной традицией.


Загрузка...

Китайская философия начинает отсчет с 7-6 вв. до н.э. На шаге протофилософии властвует космогоническая мифология, культ неба. Первичные субстанции Инь и Ян, 5 частей (металл, дерево, вода, огнь, земля), 5 человечьих функций (мимика, речь, зрение, слух, мышление) и 5 аффектов (забота, ужас, гнев, удовлетворенность, созерцательность) заполняют мир и поддерживают жизнь – эти религиозно-философские представления нужны для земельного социума. Старая китайская философия (600-200 гг. до н.э.) отдала 2-ух величавых мыслителей, узнаваемых и сейчас. Учение Лао-цзы о Дао (первоначале) и Дэ (определенных методах реализации Дао) несет онтологический и натурфилософский смысл, учение Конфуция имеет социально-философское и этическое заполнение. Мо-цзы, основоположник моизма, интерпретирует конфуцианские идеи добродетелей через понятие всеобщей любви, реализация которой просит соц реформ. Средневековый период китайской философии (200 г. до н.э. – 1000 г. н.э.) характеризуется полемикой меж даосизмом и конфуцианством с одной стороны, и проникшим в Китай буддизмом, с другой. С 1000 г. начинается догматизация конфуцианства, которое в нынешнем Китае очень влиятельно как «народная религия». Особенность китайской философской традиции – в ее прикладном, а не абстрактно-теоретическом нраве. Экологический смысл можно найти сначала в даосизме, схожем с мыслями ведической философии.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Философия Древнего Востока:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Философия Древнего Востока