Философия и идеология в эпоху Просвещения

Философия и идеология в эру Просвещения


Во 2-ой половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии. Философскую идея этого периода принято именовать философией Просвещения. В широком смысле слова Просвещение – нужная ступень в культурном развитии общества, расстающегося с феодальным образом жизни. Делая упор на демократические эталоны, просветители вели непримиримую борьбу против суеверий и религиозного фанатизма, всех форм дискриминации и оглупления народа, за веротерпимость, свободу слова и формально-юридическое равенство. Наука и философия рассматривались просветителями как база процветания общества. Они лицезрели свою главную задачку в распространении познаний, в искоренении невежества, воспитании и образовании людей. Эталон свободной и универсально развитой личности обретает в их концепциях атрибут всеобщности.

В узеньком смысле слова философия Просвещения связана с идейно-политическим течением публичной мысли конца XVII – первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим и ценностно-мировоззренческим осмыслением революционных событий в Европе и идейной подготовкой Величавой французской революции. В таких критериях философия не могла быть просто наукой наук, выполняя функцию универсальной методологической рефлексии. Связь с реальной жизнью стала для философии насущной необходимостью. Она преобразуется в орудие социальной критики, направленной на радикальное изменение сознания людей.



В философии эры Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. Философствование зополучило полемический нрав, тесновато взаимодействуя с политикой и идеологией. Став частью политического сознания передовых слоев европейской интеллигенции, она выражала интересы восходящего класса буржуазии, но, не осознавая еще собственной социальной ангажированности, претендовала на универсалистское осознание свободы, равенства и справедливости.

В таких передовых странах, как Великобритания и Нидерланды, эталоны Просвещения распространились уже в XVII в., почти во всем благодаря философскому творчеству Т. Гоббса, Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка. Важным достижением их социально-философских учений явилась мысль «естественных прав человека» и теория «общественного договора». Они положили начало поиску естественных закономерностей исторического процесса и дали 1-ое обоснование идее естественноисторического происхождения страны. Социальные порядки и штатское законодательство оценивались исходя из убеждений их соответствия «законам природы», согласно которым рвение людей к счастью есть основание всякой свободы, а поэтому права на достойную жизнь, свободу и собственность должны рассматриваться как неотъемлемые, естественные права человека. Мыслители Просвещения отстаивали ценность закона над всеми ветвями гос власти. Их учения сыграли важную роль в становлении взглядов французских просветителей XVIII века.

Кульминацией просветительского движения по праву считается французская философия. Плеяда выдающихся мыслителей, в какой вместе с Ф. М. Вольтером и Ш. Л. Монтескье почтенное место занимают Ж.- Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, произвела очень эффективную идейную подготовку Величавой французской революции. Возглавляемая известным французским философом Д. Дидро «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780) стала массивным рупором разрабатываемого просветителями миропонимания.

Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений, посреди которых особенное значение имели философские концепции Ж .О. де Ламетри, Д. Дидро, К. А. Гельвеция и П. А. Гольбаха. Начальным пт французского материализма XVIII в. явилось представление о материи как единственной, самодостаточной, отменно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению и развитию, легло в основание материалистической концепции природы («Система природы» П. А. Гольбаха, «Философские основания материи и движения» Д. Дидро). Были выдвинуты решающие аргументы против креационизма и телеологической трактовки устройства Вселенной. Французские материалисты впритирку подошли к идее био эволюции, единства происхождения животного и растительного мира Земли.


Загрузка...

Ограниченность французского материализма в вопросах истории поочередно преодолевалась в теориях германских философов. В Германии философия Просвещения была представлена такими мыслителями, как К. Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И. Гете, И. Г. Гердер. Основная награда данных концепций связана с преодолением средневекового провиденциализма в разъяснении публичного развития, становлением светской философии истории. Гердер в первый раз стал рассматривать эту область философского познания как специальную дисциплину. Главным вопросом философии истории он считал делему закономерностей исторического процесса, его движущих сил, единства и обилия форм. Развитие общества понималось как прогрессивное движение к свободным и разумным принципам общественного бытия. Достижение гуманности и счастья оценивалось как конечная цель глобальной истории.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Философия и идеология в эпоху Просвещения:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Философия и идеология в эпоху Просвещения