Познавательного процесса

Познавательного процесса


Структура и главные свойства

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базисных уровня: чувственное зание и рациональное зание.

На уровне чувственного зания осуществляется отражение окружающего мира в приятной образной форме в итоге конкретного контакта субъекта зания, владеющего органами эмоций, нервной системой, мозгом, с объектами реальной реальности.

Рациональное зание, которое более много реализуется в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного зания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

Анализ заморочек структуры и важных черт процесса зания в философии Нового времени определил появление проблемы эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм – направление в теории зания, которое признает чувственный опыт единственным либо определяющим источником наших познаний о реальности. При всем этом рациональная способность зания рассматривается только как механическая перекомпоновка и обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения познаний. В рамках эмпиризма различают: идеалистический либо английский эмпиризм (Д. Юм, Дж. Беркли и др.), представители которого рассматривали элементы чувственного опыта как начальную базу всех человечьих познаний; материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк и др.), интерпретировавший чувственные данные как отражение объектов и вещей вещественного мира.



Рационализм – направление в теории зания, признающее ценность разума по отношению к чувственному опыту и подчеркивающее необыкновенную роль дедуктивной методологии зания и умственной интуиции. В философии Нового времени идеи рационализма развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант и др.

В рамках нареченных направлений в теории зания было высказано и обусловлено много верных и глубочайших мыслях, раскрыто огромное количество важных черт познавательного процесса. Но в целом они не смогли внушительно разъяснить диалектическую природу зания и остались в плену дихотомии чувственного и оптимального. Исходя из убеждений представителей эмпиризма, чувственное зание есть совсем самостоятельный и автономный шаг в структуре познавательной деятельности. Мышление только надстраивается над плодами чувственного опыта и производит процедуры его обобщения и генерализации. Рационалисты, напротив, акцентировали внимание на гносеологической роли мыслительных форм и универсальных логических схем деятельности сознания человека. Обычно, эти познавательные структуры рассматривались как прирожденные идеи, априорно присущие сознанию познающего субъекта.

В реальности опыт теснейшим образом связан с мыслительной, рациональной деятельностью сознания. Чувственное зание и абстрактное мышление не просто взаимосвязаны вместе, они укоренены в структурах социальной практики и культуры, обоснованы развитием языка и важных форм деятельности человека.

Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как 1-ый уровень в структуре зания, осуществляется в 3-х главных взаимосвязанных формах: чувствах, восприятиях и представлениях.

Чувство – это личный образ отдельных сторон и параметров предметов, конкретно воздействующих на органы эмоций познающего субъекта. Восприятие – это целостный образ предмета, конкретно данный субъекту в акте чувственного зания и представляющий из себя синтез разных чувств. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый на этот момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.

Одна из центральных заморочек чувственного зания связана с вопросом о природе и механизмах формирования личного (безупречного) вида. В процессе такового формирования происходит взаимодействие меж разными типами действительности: физической, представленной объектами реальности, данными конкретно-историческим типом практики; физиологической, репрезентированной сенсорным кодом объекта; психологической, имеющейся в форме нейродинамического кода объекта либо совокупы психологических модальностей; безупречной как совокупой семиотических конструкций, при помощи которых осуществляется определение психологического вида и погружение его в систему социокультурного опыта.


Загрузка...

Современные представления о чувственном зании конструктивно порывают с его наивно-реалистической интерпретацией. Естественно, адекватность чувственного вида с необходимостью подразумевает соответствие сенсорных данных структурно-функциональным характеристикам объекта. Но при всем этом принципиально учесть, что фактически познанием чувственные данные становятся только тогда, когда они декодируются и обозначаются на базе использования знаково-символических структур мышления, схем и образцов культуры, внутреннего духовного опыта субъекта зания. Другими словами, неотклонимым условием наделения предметным смыслом сенсорных данных, приобретенных в итоге чувства, восприятия, представления, являются процедуры их интерпретации либо истолкования в определениях языка как культурно-семиотической системы.

В качестве главных форм оптимального зания выделяют понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, значительные характеристики и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций). Принципиально различать два вида понятий: абстракции и идеализации. Абстракция – это понятие как итог мысленного отвлечения (абстрагирования) от определенных параметров и признаков, соответствующих для реального предмета. Идеализация – это понятие, в каком реальные характеристики и признаки предмета замещаются на уровне мыслей сконструированными признаками, выражающими суть предмета «в чистом виде». Суждение – форма мышления, выраженная средством выражения, в каком фиксируется истинностная оценка определенного действия либо положения дел. Умозаключение – форма мышления, средством которой на базе 1-го либо нескольких принятых суждений выводится новое суждение.

Одной из главных заморочек оптимального зания является неувязка формирования понятий и категориальной структуры мышления. В процессе этого формирования принципиальная роль принадлежит последующим познавательным процедурам: анализу и группировке параметров и признаков предмета; сопоставлению и выделению доминирующего характеристики либо признака; идеализации либо предельному переходу; наименованию либо языковому выражению доминирующего характеристики либо признака.

В структуре рационально-понятийного зания часто выделяют и такие уровни, как рассудок и разум. Этот тип структурной дифференциации зания всходит к древним философским концепциям, хотя свою сущностно обоснованную форму он в первый раз приобретает в традиционной германской философии. А именно, И. Кант считал рассудок таковой формой категориального синтеза приятных представлений, которая подводит их под понятия в согласовании с жесткими требованиями и правилами формальной логики по данным в языке мыслительным схемам и методам. Разум же охарактеризовывает человеческое зание как имманентно свободную и высшую инстанцию духа. Он открывает человеку перспективу философского либо метафизического мышления, в рамках которого зание, поддаваясь соблазну мыслить за пределами чувственного опыта, определяет идеи о душе, боге, бесконечности и других подлинно философских темах и веществах. Рассудку характерна сила суждения и он дает нам познание, разуму же – сила умозрения, потому ему доступно осознание. Разум обладает высшей способностью мышления составлять принципы и формулировать метафизические идеи, порождая их в интуитивных актах прозрения и умственной интуиции. Правда, за эту творческую свободу и философскую амбициозность духа ему приходится платить высшую стоимость. Покидая пределы опыта, разум становится разумничанием и безизбежно впадает в состояние неразрешимых противоречий и антиномий.

Можно по-разному оценить эту неизбывную противоречивость разума. Кант вынес отрицательный вердикт его философским амбициям, хотя и признавал, что трансцендентальные идеи (не научая ничему положительному) открывают для нас мир морали и нравственного опыта.

Другая и непременно положительная оценка разума содержится в философии Гегеля. Конкретно разум способен мыслить противоречие как сущностную характеристику бытия и это делает его не только лишь уникальной, да и непременно высшей способностью людского мышления, в сопоставлении с которой догматический рассудок смотрится ничтожным и ограниченным в собственных познавательных способностях. Согласно Гегелю, диалектический разум преодолевает искусственные границы формальной рациональности рассудка и привносит в зание интуитивно-иррациональные составляющие, которые получают у него заглавие спекулятивного мышления. Его способности воистину беспредельны, так как позволяют выразить неописуемое и зафиксировать творчески-созидательную природу духа не в образно-метафорической форме знака, а в теоретической форме понятия.

Необходимость выделения в структуре оптимального зания 2-ух уровней (рассудка и разума) в определенной мере подтверждается данными современной нейрофизиологии. Согласно этим данным существует многофункциональная асимметрия мозга, ответственная за существование 2-ух различных типов мыслительной деятельности. Левополушарная часть мозга программирует функции логически-дискурсивного рассудочного мышления, в то время как правополушарная его часть несет ответственность за образно-эмоциональные и креативные функции.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Познавательного процесса:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Познавательного процесса