Представление о совершенном человеке в различных культурах

Представление о совершенном человеке в разных культурах


Контрольные вопросы

1. Кто из философов придерживался тезиса «свобода – это познанная необходимость»?

2. Почему древние философы не занимались неувязкой свободы?

3. Попытайтесь дать свое определение свободы.

4. Как взаимосвязаны понятия свободы и одиночества, свободы и ответственности? В рамках какого философского направления разрабатываются эти трудности?

У каждого общества, культурно-исторического образования имеется
собственный взор на то, каким должен быть совершенный человек. Совершенный человек – это собственного рода эталон, эталон для подражания. Представление о том, каким он должен быть, базируется на духовных ценностях, проповедуемых в обществе. Казалось бы, для хоть какого общества, независимо от типа исповедания, уровня исторического развития, духовной направленности, совершенный человек – мужественный, добросовестный, хороший, трудолюбивый и образованный. Перечень этих положительных нравственных свойств можно было бы продолжить. Но, во-1-х, представление о каждом из их может не совпадать, к примеру, на Западе и на Востоке, в христианстве и буддизме. Во-2-х, всегда встает вопрос, чему дать предпочтение, на что сделать акцент при таком многообразии добродетелей? Обратимся к различным культурам и проанализируем их представления о совершенном человеке.



АНТИЧНОСТЬ. В древнем обществе представление о совершенном человеке основано на культе разума. Душа человека, считали древнегреческие мыслители, делится на три части: разум, воля и чувства. Верхняя часть души – разум. Совершенен тот, у кого больше развит конкретно он, воля и чувства подчинены разуму и управляются им. Но разумом владеют все люди, а совершенным человеком может называться только тот, кто его повсевременно улучшает, отыскивает правду. Этот поиск правды может начаться только тогда, когда человек удостоверится, что он ничего не знает. Человек шаг за шагом должен идти к правде, преодолевая противоречия. Только на базе зания того, что такое добро и зло, человек обязательно изберет добро и будет добродетельным человеком. Такие взоры на совершенного человека были присущи Сократу. По Платону, совершенный человек – гражданин безупречного страны, представитель его высшего слоя – философ-мудрец. Да и не будучи мудрецом, каждый человек должен, отрешившись от собственных личных интересов работать на правительство, подчинить свою жизнь жизни страны. Для этой цели, считает Платон, нужно ввести общественную собственность, высвободить даму от домашнего труда и от воспитания малышей (эту функцию должно взять на себя правительство).

Представления о совершенном человеке, конечно, нельзя свести к идеям того либо другого философа либо даже целой философской школы, сколь важной она ни была. К тому же у Платона эти идеи даны в утрированной форме и многими критиковались. Но в целом они соответствуют древнему представлению о совершенном человеке, т.к. древнее правительство – это правительство городов-полисов, где каждый гражданин, владея политическими правами и обязательствами, должен принимать активное роль в жизни полиса. Человек – политическое животное, – отмечал Аристотель[83]. Этот атрибут – активность в преобразовании окружающего мира – в более поздние эры существенно развивается и значительно отличает западного человека от восточного.

Старый ВОСТОК. Представления о совершенном человеке в Индии отличаются от схожих мыслях в Китае. Но в целом можно выделить особенности, которые присущи конкретно Востоку, их отличие от западного мировосприятия. На Востоке разум не представляется на верхушке мироздания, не играет он главенствующей роли и в жизни человека. Все части людской души – разум, воля, чувства, интуиция – равнозначны; тут нет дела соподчинения.
В согласовании с мыслью о переселении душ, когда душа может вселиться в животное, растение либо хоть какой неодушевленный предмет, в Старой Индии не могло быть ориентации на разум как на высшую ценность. Понятно, что, когда на царевича Сиддхартха Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой, то одной из заморочек для него стало то, как донести это познание до людей, ведь слово – это орудие разума, а разум не всегда способен выразить познание.


Загрузка...

Более принципиально и то, что активность человека исходя из убеждений Западного мировосприятия должна быть ориентирована на окружающий мир – природу и общество. Человек исходя из убеждений восточного мировосприятия, должен быть более активен, но его активность должна быть ориентирована «внутрь»; он интроверт, если воспользоваться систематизацией К. Юнга, а западный человек – экстраверт. Понятно, что требуется существенно больше усилий для конфигурации себя, чем усилий для переделки мира. Совершенный человек, согласно буддизму, это тот, кому удалось освободиться от желаний, т. к. желания – источник страданий. Чтоб стать таким человеком и достигнуть нирваны, нужно пройти восьмеричный путь – верная речь, верный стиль жизни, правильное осознание, верный образ мыслей, правильное сосредоточение и т. д.

В Китае огромную популярность получило учение Конфуция. Каким должен быть совершенный человек, согласно Конфуцию? Человек должен обучаться, более того, он остается юным до того времени, пока обучается. Но этим представление о совершенном человеке не исчерпывается. Он должен быть уважительным к старшим (не только лишь по возрасту, да и по чину, и званию), следовать традициям, уважать прошедшее.

Увлекательной представляется беседа Конфуция с одним его учеником:

- Что вы скажете о Янь Хуэе как о человеке? – спрашивает его ученик.

- Он превосходит меня в человечности», – отвечает Конфуций.

- Что вы скажите о Цзыгуне? – Он превосходит меня в сладкоречии.

- Что вы скажите о Цжичжане?» – Он превосходит меня в твердости.

После таких ответов собеседник Конфуция недоумевает: почему же они все, уступая Конфуцию в тех либо других нравственных качествах, обучаются у него? Конфуций отвечает на это так:

– Хуэй может быть гуманным, но не умеет возражать. Цзыгун может быть сладкоречивым, но не умеет спотыкаться. Цзычжан может быть жестким, но не умеет уступать[84].

Таким макаром, дело не в том, что необходимо всегда и всюду проявлять твердость, а в умении, где нужно, уступить; не только лишь быть гуманным, да и уметь сделать возражение. Мудрость заключается как раз в том, чтоб узреть те ситуации, когда можно и необходимо уступить, оставаясь при всем этом жестким, возражать, оставаясь гуманным.

Эти идеи Конфуция перекликаются с призывом древнегреческих мудрецов: знай всему меру. Неважно какая добродетель – это соблюдение меры меж 2-мя крайностями. Так, мужество – мера меж боязливостью и безрассудством, щедрость – меж скупостью и расточительством.

ХРИСТИАНСТВО. Представление о совершенном человеке в христианских культурах базируется на основном моральном принципе христианства – принципе соболезнования. Согласно христианской морали сочувствие ориентировано к слабеньким, нездоровым, бедным и нищим. 10 христовых заповедей содержат в себе как общечеловеческие требования морали – не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д., так и чисто христианские: возлюби бога, почитай субботу, не сотвори для себя кумира и т. д. Несложно увидеть, что общечеловеческие требования в христианстве сходны с подобными требованиями в буддизме.

В Библии есть сказка о блудном отпрыску. В ней говорится о том, что у 1-го человека было три отпрыска; два из их честно и прилежно работали с папой не покладая рук, а 3-ий покинул отчий дом, длительно скитался по свету. А когда он возвратился, отец не только лишь простил его, да и завещал огромную часть наследия конкретно ему[85]. Разумеется, в христианстве раскаявшийся грешник ценится выше, чем непорочный человек. В некий степени это разъясняется тем, что полностью непорочных людей нет либо их сильно мало. Христианские заповеди трудновыполнимы – на это уделял свое внимание еще Н. Бердяев. Возлюби Господа Бога собственного – говорит 1-ая из их. Требуется не уважать, поклоняться, восторгаться, а обожать; вынудить же себя обожать нереально. Меж тем, это заповедь, т. е. предписание. Более тяжело выполнение и других заповедей, к примеру: не вожделей супруги близкого, ни дома его, ни ишака его. Если запрет на убийство либо воровство выполним (большая часть людей не убивают и не крадут), то делать такие заповеди, которые ставят запрет на желания, наталкивается на огромные трудности. В одном из сюжетов Нового Завета описывается ситуация, когда люди стали смеяться над грешницей Магдалиной, которая пришла за отпущением грехов. Христос же произнес: «Кто непорочен – пусть бросит в нее камнем». И таких не нашлось.

Представление о том, каким должен быть человек, в христианстве не исчерпывается только 10 заповедями. Предписания можно отыскать в различных частях Библии – отыскиваете и отыщите; стучите, и откроют вам и т. д. Человек должен быть активным и свободным, он сам выбирает, каким методом ему идти. И древо зания добра и зла, посаженное Богом в центре Эдемского сада, свидетельствует о том, что Бог пожелал созидать человека свободным.

Европейская цивилизация, хотя и испытала на для себя существенное воздействие христианства, все же скорректировала свое представление о совершенном человеке под воздействием соц причин. Сначала это касается принципа индивидуализма, ставшего центральным в эру господства капиталистических отношений. Борьба за прибыль, конкурентность и другие явления поставили делему соотнесения новых ценностей с христианскими. В художественной форме это выражено у Ф. М. Достоевского в его «Легенде о Величавом инквизиторе», в философской – у Ф. Ницше. Человек должен быть сильным, удачным, уметь скрывать свои беспомощности, не ожидать соболезнования и надежды лишь на себя.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Представление о совершенном человеке в различных культурах:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Представление о совершенном человеке в различных культурах