Основные центры интеграционных процессов

Главные центры интеграционных процессов


ЕС.Европейский Альянс – традиционный пример региональной экономической интеграции, потому что конкретно он прошел все базисные этапы формирования интеграционной группировки. Современная история образования и развития Евро Союза (ЕС) начинается с апреля 1951 г., когда был подписан Парижский контракт об Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 государств – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

В 1957 г. те же страны подписали Римские договоры о разработке Евро экономического общества (ЕЭС), основанного на таможенном союзе и общей политике, а именно в сельском хозяйстве, и Евро общества по атомной энергии (Евратом). Не считая того, 3 мая 1960 г. были подписаны документы о разработке Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Англия.

Выделяют 5 главных шагов становления европейской интеграционной группировки.

1-ый шаг (конец 50-х – середина 70-х гг. XX в.) считается «золотым веком» в жизни Общества. Он ознаменовался преждевременным созданием Таможенного союза (процесс формирования которого был завершен 1 июля 1968 г.), сравнимо удачным формированием одного земельного рынка, вступлением в ЕЭС 3-х новых государств: Англии, Дании, Ирландии (1973 г.).



Определенными целями сотворения ЕЭС (либо общего рынка) были:

· постепенное устранение всех ограничений в торговле меж странами-участницами;

· установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

· ликвидация ограничений для свободного передвижения услуг и главных причин производства;

· разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

· создание денежного союза;

· унификация налоговой системы;

· сближение законодательства;

· разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была сотворена всеохватывающая управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский трибунал, Европейский парламент.

На сегодня Европейская комиссия (ЕК, прежняя аббревиатура КЕС) – исполнительный орган Евро Союза, состоящий из 27 членов (считая президента), которые назначаются на 5 лет государственными правительствами, но на сто процентов независимы в выполнении собственных обязательств. Состав Комиссии утверждается Европейским парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответственный Генеральный Директорат.

Европейский парламент – собрание из 785 депутатов, впрямую выбираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на 5 лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и говорят бюджет. Они принимают совместные решения с Советом министров по определенным вопросам и держут под контролем работу Совета ЕС и Европейской комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).

Совет Евро Союза (Совет министров) – основной орган принятия решений, который собирается на уровне министров государственных правительств, и его состав изменяется зависимо от обсуждаемых вопросов: Совет министров зарубежных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов дискуссируют законодательные акты ЕС и принимают, или отторгают их методом голосования. В промежутках меж заседаниями оперативные вопросы решаются в рамках Комитета неизменных представителей (КОРЕПЕР).

Европейский трибунал – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия: меж государствами-членами ЕС; меж государствами-членами ЕС и самим Европейским Союзом; меж институтами ЕС; меж ЕС и физическими, или юридическими лицами.

Собственной первой целью ЕЭС поставило решение задачки сотворения общего рынка продуктов, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был сотворен Таможенный альянс. В рамках Таможенного союза были:


Загрузка...

· ликвидированы торговые ограничения во обоюдной торговле стран-участниц;

· установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

· достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, валютных переводов, предоставления услуг;

· обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

2-ой шаг (середина 70-х – середина 80-х гг. XX в.) вошел в историю ЕС в главном как застойный период. Хотя в этот период странам-членам ЕС удалось принять программку евро денежного сотрудничества, сделать механизм внешнеполитических консультаций, все таки проявившиеся нехорошие тенденции привели к суровому кризису западно-европейской экономической интеграции, получившему заглавие «евросклероз». В 70-е и начале 80-х гг. XX в. разрыв в уровнях развития меж странами ЕС возрос. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще больше ясно, так как ее экономика находилась на существенно более малом уровне по сопоставлению с другими участниками Общества.

3-ий шаг (2-ая половина 80-х – начало 90-х гг. XX в.) – шаг предстоящего расширения состава Общества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял приблизительно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах приблизительно один из 5 обитателей работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из 13-ти.

Совместно с тем, конкретно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западно-европейской интеграции, связанными, сначала, с принятием Одного евро акта (ЕЕА). Он вступил в силу 1 июля 1987 г. В ЕЕА подтверждалась общая цель стран-участниц Общества – создание Евро Союза – объединения, которое представляет собой политический союз участников Общества и предугадывает не только лишь высшую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, да и согласование наружной политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель сотворения одного экономического места, в каком различные страны-члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Одного евро акта усилились интеграционные процессы стран-членов Общества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, соц отношений.

Сначала 90-х гг. XX в. страны-члены ЕС фактически окончили создание основ одного рынка и впритирку приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

4-ый шаг (середина 90-х гг. XX в. – начало XXI в.). В октябре 1991 г. ЕЭС и ЕАСТ заключают соглашение о разработке с 1994 г. Евро экономического места (ЕЭП). Это соглашение остается в особенности принципиальным для государств, в последствие не вошедших в Европейский Альянс.

В согласовании с положением Одного евро акта с 1 января 1993 г. снутри границ ЕЭС было введено свободное передвижение причин производства. Практически в рамках Общества появилось единое экономическое место, значащее вступление ЕС в отменно новый шаг экономической интеграции.

На основании Маастрихтского контракта (февраль 1992 г.) Европейское экономическое общество трансформировалось с 1 января 1993 г. в Европейский Альянс с числом стран-участниц, возросших до 15 в 1995 г. (добавились Австрия, Финляндия и Швеция). Сущность Маастрихтского контракта заключается в последующих главных положениях:

· от построения одного рынка перебегать к экономическому и денежному союзу;

· производить общую социальную политику;

· конвертировать ЕЭС в Европейское общество;

· производить неизменное сотрудничество в области наружной политики и безопасности – так именуемая «вторая опора», – и в области юстиции и внутренних дел – «третья опора» (суть «первой опоры» – достижение «четырех свобод»: свободы движения продуктов и услуг, капитала и рабочей силы);

· соединить три опоры в рамках единой системы Евро Союза;

· организовать единое европейское гражданство;

· сформировать экономический, денежный и политический альянс, включая общую внешнюю политику и политику в области внутренних дел и правосудия, увеличение роли Европарламента.

Маастрихтский контракт оставил нерешенными целый ряд заморочек предстоящего развития интеграционного процесса, потому 2 октября 1997 г. был заключен новый –Амстердамский контракт, главные положения которого включают:

· охрану базовых прав человека и способностей их защиты в Европейском суде;

· усиление роли Европарламента как участника законодательного процесса;

· шенгенскую систему.

Шенгенское соглашение – соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля меж рядом государств Евро Союза», вначале подписанное 14 июня 1985 г. семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 г. По состоянию на 2006 г. соглашение действовало в пятнадцати странах: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция. С 21 декабря 2007 г. в Шенгенскую зону вошли Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Эстония, Латвия и Литва – всего 9 государств. Все Шенгенские страны, кроме Норвегии и Исландии, являются членами Евросоюза. Два члена Евросоюза (Ирландия и Англия) остаются вне Шенгенской зоны

В рамках ЕС осуществляется создание на сто процентов одного внутреннего рынка. Провозглашены цели предстоящего интеграционного сотрудничества. Они включают создание одного Евро банка с правами эмиссии единой валюты евро, образование одного западно-европейского места без внутренних границ.

C 1 января 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков, при помощи которой с 1 января 2002 г. осуществлен выпуск наличных банкнот и монет евро и их распространение в странах ЕС в качестве единственного платежного средства. Полное вытеснение государственных валют ЕС из оборота вышло к 1 июля такого же года. Не считая того, резко ужесточался контроль за исполнением государственных бюджетов и гарантировалась независимость центральных банков от собственного правительства.

5-ый шаг (современный). Характеризуется предстоящим расширением ЕС, принятием, также попыткой ратификации Конституции ЕС. Конституция ЕС (полное официальное заглавие – Контракт о внедрении Конституции для Европы) – интернациональный контракт, призванный играть роль конституции Евро союза и поменять все прежние учредительные акты ЕС. Он был подписан в Риме 20 октября 2004 г. Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Различные страны приняли разные варианты ратификации – голосование в парламенте либо на общенародном референдуме. Но ратифицировать данный документ не удалось, потому на саммите ЕС 22-23 июня 2007 г. достигнута принципная контрактённость о разработке заместо Конституции «Договора о реформе» – облегчённой версии, содержащей приемущественно положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых критериях. Этот контракт (Лиссабонский контракт) был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. Он призван заложить базы функционирования Евросоюза на наиблежайшие 15–20 лет. Контракт о реформе закрепил баланс меж целями и интересами отдельных стран-членов и ЕС в целом, придав последнему статус «супердержавы». Текст Контракта заносит конфигурации в три основополагающих документа ЕС: Контракт об учреждении Евро общества (Римский контракт, 1957 г.), Маастрихтский контракт (1992 г.) и Контракт об учреждении Евро общества по атомной энергии (1957 г.). После подписания и ратификации Контракт о реформе перестает существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три вышеперечисленные документа. Контракт о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В статье 1 характеризуются конфигурации, которые вносятся в Контракт о ЕС, в статье 2 – конфигурации в Контракт об учреждении Евро общества, в статье 3 перечислены заключительные положения. По состоянию на март 2008 г. контракт одобрили: Франция, Румыния, Венгрия, Словения, Мальта, Болгария.

Что касается расширения ЕС, то в 2004 г. к нему присоединились Венгрия, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; а в 2007 г. – Болгария и Румыния. В зону евро по состоянию на 2007 г. входили 13 государств: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Словения, Нидерланды, Португалия и Испания. С 1 января 2008 г. к ней присоединились Кипр и Мальта.

Что касается отношений ЕС и Рф, то в текущее время они определяются «Соглашением о партнерстве и сотрудничестве меж РФ и ЕС» (вступившим в силу с декабря 1997 г.), также так именуемыми «дорожными картами» (документами, являющимися совместными планами действий, принятыми в мае 2005 г.) по четырем общим местам: экономическому месту, общему месту свободы, безопасности и правосудия, общему месту наружной безопасности, также общему месту исследований и образования, включая культурные нюансы [32].

НАФТА.Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) – пример развития частно-корпоративной интеграции. Оно было подписано в 1994 г. меж США, Канадой и Мексикой. Основными официально заявленными целями НАФТА являются: снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению меж странами продуктов и услуг; установление справедливых критерий конкуренции в рамках зоны свободной торговли; существенное повышение способностей для инвестирования в странах-членах соглашения; обеспечение действенной защиты прав умственной принадлежности в каждой из государств и пр. НАФТА – 1-ое соглашение, подписанное меж 2-мя высокоразвитыми странами и развивающейся государством.

Общие оценки развития данного сотрудничества разноплановы. Посреди положительных результатов интеграции выделяют: рост объемов обоюдной торговли меж странами, формирование законодательно-правовых рамок для зарубежных инвесторов, формирование наикрупнейшго торгового блока (32,3% мирового ВВП). Самую большую выгоду от сотворения блока получили потребители входящих в него государств, потому что в итоге усиления конкуренции и понижения тарифов снизились цены на широкий круг продуктов. Также в бесспорном выигрыше оказались южноамериканские производители вследствие притока дешевенькой рабочей силы. Посреди неудач можно именовать огромные выгоды от интеграции, приобретенные США при малозначительных в Канаде и противоречивых в Мексике, неоправданность ожидаемого значимого роста зарплаты в Мексике, отказ правительства Мексики в поддержке своим фермерам (при сразу значимой их поддержки со стороны страны в США).

Перспективой развития НАФТА является его расширение на Юг и формирование Панамериканской зоны свободной торговли (ФТАА/FTAA), объединяющей внутри себя НАФТА и МЕРКОСУР.

МЕРКОСУР.МЕРКОСУР значит Общий рынок государств Южного конуса. Он был сотворен в 1991 г., и в него вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 г.), а в качестве ассоциированных членов – Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Цель сотворения интеграционной группировки: отмена всех пошлин и тарифных ограничений во обоюдной торговле, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение одного наружного тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области индустрии и сельского хозяйства, транспорта и связи, унифицирование правил функционирования свободных промышленных зон, утверждение одного порядка определения происхождения продукта.

С 1 января 1995 г. в МЕРКОСУР был реализован переход на более высочайший интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый наружный таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих государств (ставка привезенных из других стран пошлин для различных продуктов колеблется от 0 до 20%).

Создание МЕРКОСУР привело к резкому повышению обоюдной торговли входящих в него государств, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Приметно возросла обоюдная вкладывательная активность, нарастание инвестиции из-за рубежа. МЕРКОСУР выступает в роли стабилизатора экономик государств блока, который сдерживает инфляцию, регулирует тарифную политику. Посреди заморочек блока выделяют слабость транспортной инфраструктуры, денежное регулирование, унификация налогообложения и т. д.

АСЕАН.Ассоциация государств Юго-Восточной Азии была сотворена в 1967 г. и включила 5 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г.), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). Сейчас статус наблюдающего имеет Папуа-Новая Гвинея. В согласовании с Бангкокской декларацией, целями организации являются: ускорение экономического роста, общественного прогресса и культурного развития в регионе средством совместного устремления в укреплении фундамента для процветающего и мирного общества государств Юго-Восточной Азии, также установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН.

Конкретно АСЕАН в числе всех регионов развивающихся государств имеет самый высочайший показатель внутрирегиональной торговли в общем объеме торговли – 25% (средневзвешенный показатель). Хотя АСЕАН создавалась как политическая, а не финансовая группировка, обоюдная торговля ее членов непреклонно расширяется с середины 70-х гг. XX в. В то же время либерализация торговли заполучила формальные очертания только в 1992 г., когда была сотворена зона свободной торговли АСЕАН. В 2005 г. на развивающиеся страны Восточной Азии приходилось практически 50% общего объема торговли АСЕАН против только 30% в 1990 г. Расширение торговли в значимой степени вызвано созданием более широкой региональной сети производства, главную роль в какой играют третьи страны Азии, а именно Китай, Республика Корея и Китайская провинция Тайвань. Успешное развитие этой зоны свободной торговли послужило толчком к переговорам о ее расширении с включением Китая, Республики Кореи и Стране восходящего солнца.

АТЭС.Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – наикрупнейшее экономическое объединение, на которое приходится выше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли. Форум был образован в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новейшей Зеландии. В АТЭС заходит 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Малайзия, Мексика, Новенькая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Наша родина, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 г. в Сеульской декларации: поддержание экономического роста государств региона, укрепление обоюдной торговли, ликвидация ограничений на передвижение меж странами продуктов, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

Сначало высшим органом АТЭС были каждогодние совещания на уровне министров, но с 1993 г. стали проводиться и встречи фаворитов (саммиты). В 1994 г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе системы свободной и открытой торговли и либерального вкладывательного режима. Более продвинутые страны должны выполнить либерализацию к 2010 г. Любая страна без помощи других определяет собственный статус и сроки введения новых режимов на базе личных планов действий.

Главные достоинства АТЭС – торговая и вкладывательная либерализация на однобокой базе, позволяющая учесть различные уровни развития государств; содействие углублению обоюдного экономического сотрудничества; решение спорных политических вопросов.

СНГ.В базе формирования Содружества независящих стран лежит мысль о «многовекторном процессе» интеграции, что значит, что снутри одной интеграционной группы действует другая, либо мысль о «разноскоростных режимах» групп государств снутри единой интеграционной группировки, т.е. каждый шаг интеграции обхватывает только более приготовленные страны (формируются субрегиональные подразделения). Такие интеграционные подходы скорее всего свидетельствует о стремлении государств приспособиться к процессу неспешного угасания начальной идеи интеграции.

Главные нормативные документы, регламентирующие функционирование СНГ:

1) соглашение о разработке СНГ (8 декабря 1991 г. – Наша родина, Белоруссия, Украина; 21 декабря 1991 г. – Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; 1993 г. – Грузия);

2) утомившись СНГ (январь 2003 г.);

3) контракт о разработке экономического союза (январь 2003 г.);

4) Алма-Атинская декларация государств-членов СНГ (Соглашение о координационных институтах СНГ, декабрь 1991 г.);

5) Концепция экономического интеграционного развития (1997 г.) и др.

Всего принято более 1000 документов, но большая часть из их не ратифицирована всеми участниками.

Посреди главных внутриинтеграционных группировок СНГ можно выделить последующие:

1) Таможенный альянс (Белоруссия, Казахстан, Наша родина (1995 г.), Киргизия (1996 г.), Таджикистан (1999 г.)), который был преобразован в ЕврАзЭС (Евразийское экономическое общество);

2) Альянс Рф и Белоруссии (1996 г.);

3) Единое экономическое место (формат 4 – Наша родина, Белоруссия, Украина и Казахстан – 2003 г.);

4) Центрально-Азиатское экономическое общество (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан (1994 г.), Таджикистан (1998 г.));

5) ГУУАМ (неформальное объединение Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы (1997 г.) и Узбекистана (1999 г.)).

Посреди главных заморочек формирования одного экономического места в рамках СНГ выделяют:

· противоречие межгосударственных форм интеграционных соглашений и мероприятий, присущих рынку (межгосударственные соглашения нацелены на прежние хозяйственные связи и не учитывают современные интересы экономических субъектов);

· опаски утраты суверенитета, экономические трудности, незавершенность формирования рыночных институтов в странах-участницах;

· интеграция эффективна только тогда, когда в структуре производства преобладает обрабатывающая индустрия и пр. [37, с. 368].

Задачка государств СНГ – создать и воплотить новые модели и механизмы интеграционного хозяйственного развития. А именно, к примеру, В.Е. Рыбалкин предлагает микроэкономический подход – создание и расширение деятельности финансово-промышленных групп и совместных компаний, постепенное создание зоны свободной торговли без отказа от государственного суверенитета, а уже только потом переход к созданию таможенного и экономического союзов.

Африканские интеграционные группировки.В сопоставлении с другими регионами фурроров в реализации интеграционного процесса в Африке нет. Страны данного региона имеют различный, но, обычно, малый уровень экономического развития. Посреди важных интеграционных процессов можно выделить последующие:

1) Контракт о поэтапном разработке Африканского экономического общества (АфЭС) на базе действующих региональных группировок (вступил в силу в 1994 г.);

2) Экономическое общество западно-африканских стран (ЭКОВАС, включает 16 стран, сотворено в 1975 г.);

3) Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА, контракт подписан в 1993 г., включает 21 страну);

4) Общество развития Юга Африки (САДК, сотворен в 1992 г., включил 12 стран, реализует идею разнотемповой интеграции);

5) Таможенный и экономический альянс Центральной Африки (ЮДЕАК, в 1994 г. принято решение о его постепенной трансформации в Экономическое и денежное общество – ЭВСЦА, включает 6 государств).

В целом, Африканские страны, обычно, принадлежат к ряду региональных торговых соглашений, но это изредка приводит к достижению значимых объемов внутрирегиональной торговли. Кроме Западно-африканского экономического и денежного союза (ЗАЭВС), который также заходит в зону франка (АФС), и Общества по вопросам развития государств юга Африки (САДК) внутрирегиональная торговля не превосходила 5% совокупной торговли членов этих региональных соглашений. Относительно маленькой удельный вес внутрирегиональной торговли в Африке, невзирая на существование нескольких (часто дублирующих друг дружку) региональных торговых соглашений, в значимой мере обоснован структурой производства и экспорта этих государств, также наличием нетарифных барьеров. В странах данного региона как и раньше сохраняется специализация на только маленьком числе экспортных сырьевых продуктов, а импортируется в главном промышленная продукция. Несовпадение структур предложения и спроса в их интернациональной торговле ограничивает потенциальные способности внутрирегиональной торговли. Не содействует существенному повышению внутрирегиональной торговли и их направленное на экспорт создание трудозатратной промышленной продукции, так как большая ее часть поставляется или в Западную Европу, или в США.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Основные центры интеграционных процессов:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Основные центры интеграционных процессов