ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА


ЛЕКЦИЯ 7

Личность и условия ее формирования, исторические типы личности.

Личность – термин, обозначающий целостного человека в единстве его личных возможностей и выполнения соц функций.

Двойственность людской природы – фундамент всех современных наук о человеке.

Меж разнообразными философскими школами и течениями имеются различия, но они все пробуют понять природу человека, считают его основополагающей особенностью соединять внутри себя природное и соц, рассматривают человека в единстве с миром.

Зигмунд Фрейд предложил модель личности:

1. Оно- символизирует безотчетные влечения, рвения, побуждения,

2. Сверх-Я – принятые в обществе моральные и культурные нормы,

3. Я – оказывается в тяжелом положении меж желаниями и существующими ограничениями.

Персонализм (Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное, ее должно осознавать только из нее самой, а не из чего-то наружного, сущность личности в ее свободе. Выдающейся наградой Б.Г.Ананьева (представитель марксистской классической философии и психологии) стала мысль о единстве био и общественного в человеке, которое обеспечивается средством таких его черт как индивидум, личность, субъект и особенность. Б.Г.Ананьев определил утверждение о том, что человек является субъектом 3-х «основных соц деятельностей – труда, общения, познания». В различных теориях личность смотрится по-разному.



В философской гуманистике все таки принято всех живущих считать личностями, независимо от возрастных, этнических, половых и других различий.

Личность в философии – конкретно-историческое понятие, каждое общество сформировывает присущий только ему тип личности: свободный человек древнего мира, личность христианского средневековья, личность эры Возрождения и пр. Можно также утверждать, что общество определяется типом либо типами личности, его составляющих либо им культивируемых.

Социализация – процесс, формирующий и определяющий личность, социализация длится в течении всей жизни человека, она плотно сплетена с половыми, возрастными и пр. особенностями человека. Общество повсевременно делает и воссоздает социальные университеты.

Соц идентичность:

1. Любая личность знает свое место в социальной действительности,

2. Личность имеет представление, сформированное через разные социальные университеты о задачках, которые ей нужно решать, о собственных соц ролях,

3. Имеет свои социальные притязания, выраженные в публичном эталоне.

Соц самоидентификация личности:

Ø Осуществляется в процессе приобщения к групповым общностям,

Ø Отражает уровень развития социума,

Ø Представляет модель вероятных личных ролей, типов и вариантов поведения (т.к. общество представляет собой систему, владеющую сложной иерархическую динамическую структуру).

Важным элементом, связывающим личность и общество, являются потребности, нормы, ценности и эталоны.

Соответствующей чертой каждого человека является наличие потребностей и интересов. Существование различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним движком развития общества.

Потребности – база деятельности людей, стимул к совершению тех либо других действий. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить, чем выше развито общество, тем выше качество потребностей:

Ø Био (естественные),

Ø Создаваемые обществом – духовные, вещественные, социальные,

Ø Проф – в первый раз выделил германский философ Гердер, они нередко неосознанны, но глубоко укоренены в сознании.

А.Маслоу предложена очень всераспространенная систематизация потребностей:

Ø физиологические,

Ø потребность в безопасности и убежденности в дальнейшем,

Ø социальные потребности,

Ø потребности в почтении,

Ø потребности самовыражения.

Интересы – конкретное выражение потребностей:


Загрузка...

Ø Личные (личные),

Ø Групповые, интересы соц групп,

Ø Публичное (всего общества, к примеру, в безопасности),

Ø Интересы всего населения земли,

Ø Вещественные и духовные,

Ø Обычные и ненормальные,

Ø Длительные и наиблежайшие,

Ø Разрешенные и неразрешенные.

Социальные нормы – принятые в обществе правила, регулирующие поведение людей, поддерживающие порядок, равновесие в обществе, подавляющие сокрытые био инстинкты, помогающие в социализации личности:

Ø нормы морали – регулируют более общие варианты поведения людей,

Ø групповые нормы – регулируют поведение членов узеньких обществ,

Ø особые (проф) нормы,

Ø нормы права – имеют общеобязательный нрав, формально определены, регулируют верно определенный круг публичных отношений, подкреплены принудительной силой страны.

Свойства личности отражают ее мировоззренческие установки, ориентацию на выполнение определенной социальной функции, степень социальной зрелости, личную систему ценностей и ценностей, наличие деловых свойств, сформированность морально-нравственных устоев.

Идеи могут быть:

Ø настоящими либо неверными,

Ø научными либо религиозными,

Ø философскими либо магическими.

Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им подходящий импульс. Главный аспект в данном отношении - степень истинности той либо другой идеи.

Ценность - это есть то, что присваивает смысл людской жизни, без чего человек не смыслит настоящей жизни, то, что свято для определенного человека, что для меня лично:

Ø обоснованы культурным контекстом и содержат внутри себя некоторую нормативность,

Ø фиксируется и обозначается через определенные актуальные представления (соотносятся не с правдой, а с представлением об эталоне),

Ø ассоциируется с типом «достойного» поведения, с определенным актуальным стилем, человек соизмеряет свое поведение с нормой, эталоном, целью, которая выступает в качестве эталона, образца,

Ø человек свободен выбирать те либо другие ориентации, но это происходит не в итоге абсолютного своеволия. Факты, явления, действия, происходящие в природе, обществе, жизни индивидума осознаются не только лишь средством логической системы познания, да и через призму дела человека к миру

Модель «самости» И.С.Кона- «В поисках себя. Личность и ее самосознание», «Ребенок и общество», «Социализация и воспитание молодежи».

1. Субъективно-деятельное начало – экзистенциальное Я либо Эго,

2. Представление Я о само для себя – Я-концепция либо рефлексивное, категорийное Я, «Я-концепция» играет тройственную роль: содействует достижению внутренней согласованности личности, определяет нрав и особенности интерпретации обретенного опыта, служит источником ожидания относительно собственного поведения и себя самого и производит регуляцию общественного поведения. Психическая наука выделяет две более общие формы «Я-концепции»: безупречную и реальную. Переживаемое Я

Неувязка погибели и бессмертия в духовном опыте населения земли.

Это религиозная неувязка, но имеет философско-культурологический нюанс.

Античность:

Ø Главное – моральная сторона, достойная жизнь – достойная погибель,

Ø Правила достойной погибели,

Ø Погибель – акт перехода в другой мир (но совсем не наилучший – Платон «Федон»), жизнь после погибели – существование очень противное,

Ø В 90-х годах ХХ века возрождается традиция.

Христианская философия:

Ø Неувязка инобытия решается положительно – неограниченное количество работ посвященных жизни на том свете,

Ø Акцент на бессмертие – жизнь – подготовка к погибели,

Ø Душа человека способна к необычному занию в ином мире.

Новое время:

Ø Неувязка из науки и философии уходит вообщем,

Ø Кант («Критика практического разума»)- инобытие души – антиномия разума.

XIX век, Федоров:

Ø Бессмертие человека может быть на естественнонаучной базе,

Ø Закон сохранения вещества – человек, распадаясь, сохраняет структуру,

Ø Наука может возвратить к жизни ушедшее поколение.

Воздействие трудности погибели и бессмертия как культурологическая неувязка:

Ø В культуре существует архетип погибели, жизнь и погибель – две стороны одной медали,

Ø Рождение чувствуется как возвращение в жизнь (Станислав Гроф), покой – боль (родовая) – чувство погибели и возвращения – связь с космосом,

Ø Погибель повсевременно находится как символ культуры (в жизни, в кино, в литературе и пр.),

Ø Небытие, ужас перед небытием – база европейской философии.

Михель Д, Унамуна «О катастрофическом чувстве жизни у людей и народов»

Ø желание знать, что будет после погибели, у человека нет желания дохнуть и отсюда – удовлетворенность и ценность бытия,

Ø зависимо от обряда похорон можно найти культуру,

Ø разум не может обосновать, что мы бессмертны, личное бессмертие не может быть,

Ø разум и наука – неприятели жизни,

Ø интуитивное, то, что вне разума, дает человеку спасение,

Ø миф – ценность нашего бытия,

Ø недоказуемость бессмертия как недоказуемость погибели – база культуры.

Толчок развития культуры – понимание факта смерти-бессмертия.

Общение.

Общение – одна из форм людского взаимодействия, люди могут нормально жить исключительно в общении вместе, обмениваясь опытом, влияя друг на друга, в процессе общения они сформировывают свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, обмениваются действиями, поступками, идеями, эмоциями и переживаниями.

В мире общения происходит взаимодействие субъекта с субъектом. Коренное свойство субъекта – активность, при этом эта активность не ситуационная реакция на воздействие окружающего мира, а свойство, внутренне присущее субъекту. Субъект проявляет ценностно – избирательное отношение к миру и тем отличается от объекта, по отношению к которому осуществляется деятельность.

Коммуникация – метод передачи инфы; субъект, действующий интенсивно, передает информацию, получателем инфы является объект, который должен поступить в согласовании с приобретенным приказом, командой, установкой, роль получателя могут делать и человек, и машина, и животное. Признаки субъекта во всех случаях приема коммуникационной инфы не существенны. Информация в наилучшем случае воспринимается без утрат, хотя на практике это практически не может быть, однонаправленный роток сведений при отсутствии либо при формальном нраве оборотной связи (как сообразили?) ничего не добавляет к начальной инфы.

В процессе общения содержание передаваемой инфы может быть таким же как при коммуникации, но механизм передачи и восприятия изменяется. Общение не только лишь не лишает инфы, да и значительно обогащает ее, в процессе коммуникации участники остаются обособленными, в процессе общения усиливается общность. Общение – не только лишь восприятие инфы, да и ответное реакция на нее.

Формы общения:

1. Диалог – разговор меж 2-мя и поболее лицами, подлинный диалог подразумевает, что любой из его участников самостоятелен, активен, несет личностное своеобразие. Вступая в диалог, люди осознанно либо стихийно исходят из признания ценности и значимости позиции другой стороны, значимости, оригинальности ее точки зрения; в диалоге обязательно подразумевается ожидание ответа. Участнику диалога не индифферентно, как его усвоют, особенности диалога как формы общения давно использовалось в философской литературе (Платон не столько стремился воссоздать образ Сократа, сколь развивал собственные философские взоры). Настоящий диалог не только лишь по форме, да и на самом деле подразумевает столкновение, сравнение точек зрения, их самостоятельную ценность.

2. Монолог либо обмен репликами – механическое доведение своей позиции до другой стороны, диалог может перевоплотиться в монолог, это все зависит только от позиции сторон, обмена репликами полностью довольно, если не требуется отклик равного напарника по общению.

Виды общения:

1. Меж реальными субъектами:

Ø общение, связанное с практической деятельностью,

Ø духовное общение (конкретный духовный контакт в дружественном либо др. общении и опосредованное перепиской и пр.),

Ø презентабельное общение , его участники проявляют себя как выразители некоторых групповых предпочтений, интересов (дипломаты на переговорах).

общение реальных субъектов может происходит и в форме обрядов либо игры.

2. Общение реального субъекта с призрачным партнером, которому присваиваются нехарактерные ему свойства субъекта – общение с животным, с возлюбленной игрушкой, общение с этими партнерами удовлетворяет потребность человека в расширении сферы собственного общения.

3. Общение реального субъекта с воображаемым партнером – проявляется

Ø во внутреннем диалоге, позволяя что-то прояснить, осознать, осмыслить,

Ø Диалог с образом другого человека (живого либо мертвого),

Ø Внутренний диалог с Богом во время молитв, ритуальных действий,

Ø Особенным типом воображаемого напарника является живописец, создатель произведений искусства, художественная информация не сообщается, не посылается, она рождается в процессе активного восприятия зрителем.

4.Общение воображаемых партнеров – художественных персонажей.

Средством общения и обоюдного осознания людей является язык. Суть языка выражается в его двуединой функции – служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена идеями, эмоциями, пожеланиями, целеполаганиями и пр. язык – это система содержательных, важных форм, средством языка мысли, эмоции отдельных людей преобразуются из их личного достояния в публичное, в духовное достояние всего общества. Язык играет роль механизма социальной наследственности. Обмен идеями, переживаниями с помощью языка складывается из 2-ух связанных меж собой процессами: выражения мыслей говорящим либо пишущим и восприятия, осознания этих мыслей слушающим, читающим. Близость мышления и языка приводит к тому, что свое адекватное (либо более приближенное к такому) выражение идея получает конкретно в языке. Идея сама оп для себя не вещественна, слушающий принимает и чувствует вещественный вид слов в их связи, а понимает то, что ими выражается – мысли.

Функции общения - они конкретно связаны с его целью:

1. Общение обслуживает предметную деятельность (цель общения существует за пределами общения),

2. Цель общения конкретно в нем самом, если ценно конкретно общение, общение полностью тождественно деятельности, оно составляет для человека высшую цель и смысл (общение с другом, возлюбленным),

3. Общение может служить цели приобщения напарника к собственному опыту, познаниям, ценностям и пр. у этого типа общения есть другая сторона – рвение самому приобщиться к ценностям, выяснить больше о мире, о месте человека в нем (образования не может быть без самообразования).

Соотношение деятельности и общения находится в зависимости от осознания деятельности. Общение остается за пределами предметной деятельности, но оно на сто процентов либо отчасти совпадает с деятельностью, понимаемой обширно как многостороннее проявление активности человека.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА