Народные обряды, празднества и игрища на Руси.

Народные ритуалы, празднества и игрища на Руси.


Представление и празднества у славянских племен, заселявших восточную Европу и нашу страну тоже связана с ритуалами, вытекавшими из критерий жизни. Сохранился земледельческий ритуал: когда озимая рожь начинала колоситься (около Троицы) девицы и мужчины скрещивали руки и становились в два ряда. По их соединенным рукам, как будто по мосту, шла малая девченка, убранная лентами. Любая пара, которую она проходила, торопилась забежать вперед, потому мост длился до самой озими-поля. Тут девченка соскакивала, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село. По дороге девицы пели:

Прогуливается колос по яри,

По белоснежной пшенице,

Где королева шла

Там рожь густа.

Из колосу осмина

Из зерна коврихка.

Из лагузенра пирог родился.

Родися рожь с овсом,

Живите богато отпрыск с папой.

Древная обрядность у славян имеет волшебную, потом культовую и религиозную расцветку, но имеет свои особенные национальные черты. Но некие носят следы наслоений: в свадебных обрядов мы лицезреем следа обычаев умывания жен, продажа жены жениху, независимо от ее согласия. Празднички солнечного года служат исходными деньками целого ряда праздничков. Многие сопровождаются ритуалами театрализованного нрава и имеют вид игрищ с рассредотачиванием ролей и некой костюмировкой. 1-ое место занимают святки и масленица. Из их развивались элементы народных представлений. Первичной формой театрализации было ряжение и диалог. Обыкновенными типами ряжения были фигуры животных: волков, лисиц, журавлей, медведя и козы. Мужчины рядились дамами и напротив. Рядились разбойниками, цыганами. Их называли – окрутники. Ряженые разыгривали маленькие сценки незатейливого содержания. Представление заканчивалось хороводной песней. Носителями комизма в радостных сценках являлись дубоватые мужчины, сварливые бабы, дурные персонажи. Подобные же игры приурочивались к масленице, которая состояла из 3-х моментов: позывание либо покликание, фактически празднования и проводов. Особенный энтузиазм представляли проводы. Кроме поезда из подвод на масляницу вводили кобылу. С ней прогуливались по деревне. Другим ритуалом была игра в городок. На Украине и Белоруссии существовал обычай «волочить колодку»: к ногам парня, который длительно не женился, привешивали полено и заставляли так ходить колодка приводит нас к новенькому обрядовому приему – изготовлению чучела. В Пензенской губернии существовал обычай – изготовка чучела. Участники празднества делились на две группы: одна защищала городок, другие нападали. Фаворита (капитана) купали в проруби. Увлекательны празднования масляницы при Петре I. Он сам был зачинателем и управляющим этого празднества. На одном из их по площади ехал бутафорский корабль, на борту которого ехал сам Петр. Королева ряженая в русскую одежку следовала в колеснице за кораблем. Потом следовала их окружение, то же ряженая. На масленицу все мирились и шел разгул, другими словами люд в деньки праздничка вправду отдыхал от томного быта.



Проважавшие масленицу делились на два хора и пели песни. Из участников игр выделялись потешники – скоморохи. Их творчество выражало мысли и настроение народа. Скоморохи слагали песни о народных героях и обсмеивали бояр, воевод и попов. Свадебные, колядские, купальские ритуалы необходились без скоморохов. Игра на музыкальных инструментах, шутовские песни, ряжение в животных и надевание масок – такой репертуар и промысел скоморохов. Расцвет скоморочества относится к XVII веку.

К скоморочьим представлениям относится и кукольный театр. К самым всераспространенным кукольным героем был Петрушка – традиционный образ, рожденный народом. Образ Петрушки, его рвения и заботы близки и понятны каждому зрителю. Горьковатый писал о Петрушке: « Это непобедимый герой народной кукольной комедии. Он одолевает всех и все: полицию, попов, даже черта и погибель. Сам же остается бессмертным. В грубом и доверчивом виде воплотил себя и свою веру, что он приодалеет всех и все».

Литургические деяния не получили особенного развития. Ритуалы с некой театрализацией: омовение ног, цветоносие либо шествие на осляти. Сначала XVIII века, выполняя требования Петра I школьный театр делает ряд представлений отражающих политические действия современности. В представлении «разгром шведской армии под Полтавой были иносказательно показаны неприятели Рф колченогий лев – Карл 7-й, гидра – Мозепа». Сначала XVIII века московские приказчики и студенты устраивали в сараях на святках и масляницу общественные представления. Эти представления (окочих комендантов назывались игрищами). Различаются игрища народные и скоморошьи. Российский народный театр вырос из самой жизни, народной эстетики, а искусство скоморохов соствляло только часть театра. Возникнув, как элемент языческой обрядности игрища развиваются в сторону театрального представления, а в XIX веке обозначает малую форму народного театра. Соответствующими чертами игрищ являются их соц сатира и реалистический показ жизни. К царю народный сатирический театр относится недобро, саркастически. Существовали интермедии. Время от времени это монолог, почаще диалог. В XVIII и XIX веках типичные празднества, шествия и театральные действования, потехи организует придворная знать и дворянство, начало потешному действию было положено при Дмитрии Самозванце. Потехи чередовались турнирами типа рыцарских «ломание копий». С юношества у Петра начинаются воинские потехи, положившее начало постоянному войску. Петровская эра богата театрализацией быта: ассамблеи (общие собрание), гулянии в летнем саду, празднички по поводу закладки нового корабля, катания на лодках, шествия. Создавались шуточные маскарады, пародировались похороны. Но в целом ритуалы и празднества не отражали коренных интересов народа, который участвовал в их пассивно, как зритель. Люд делает свои представления, собственный народный театр. Игрища, интермедии, кукольный театр продолжают развиваться. Но более распространенны в это время геройские деяния: лодка Степа Разина, свадьба Пугачева на Устине Кузнецовой, Кутузов и Наполеон, как француз Москву брал. Но более возлюбленным народным представлением была комедия о Царе Максимиллионе. XIX век характерен умиранием низового театра и создание севдонародного, который является объедененной формой обрядовых представлений. На гуляниях и ярмарках устраивались ледяные горы, качели, кулачные бои. Тут были гиганты, лилипуты, бородатые дамы, безрукие, эквелебристы. Гуляния – разновидность театральных действований, источник балаганных представлений. Пользующейся популярностью посреди балаганных представлений была пантомима. Были всераспространены выступления клоунов и балаганных дедов. Балаганные деды, выступления скоморохов, элемент народного театра и балаганный денек. Народные игрища явились основой зарождения литургической драмы и сатирической комедии Фонвизина, Сумарокова.


Загрузка...

Литература:

Б.Л. Асеев – Российский драматический театр. XII-XIII век.

Всеволодский – Российский народный театр от истоков до середины XIII века.

История российского театра. 1929 г.

Российское народное поэтическое творчество, пособие для ВУЗов.

Российские народные гуляния. 1948г.

Российская народная драма XII-XX в.в. 1953г. (текст пьес и описание представлений).




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Народные обряды, празднества и игрища на Руси.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Народные обряды, празднества и игрища на Руси.