Структура юридических норм

Структура юридических норм


Структура хоть какой правовой нормы образует единство состав­ляющих ее частей. Но нрав этих частей, их коли­чество, размещение, метод связи и предназначение зависят от вида юридических норм. Следует, таким макаром, различать структу­ру юридических начальных (учредительных, отправных) норм и норм — правил поведения.

Структура начальных юридических норм. Эти нормы законо­дательно закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положе­ние вещественного либо процедурного нрава. Делается это методом его словесного обозначения либо указания на значительные признаки. Эти признаки правового понятия, явления, принципа, общественно-политической ситуации и выступают в качестве структурных частей начальной юридической нормы.

Примером может быть ст. 1 Закона Русской Федерации «О государствен­ной налоговой службе Русской Федерации»1, которая опреде­ляет эту службу как единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства (1-ый признак), за корректностью исчисления (2-ой признак), полнотой и своевременностью вне­сения в соответственный бюджет налогов и других обязатель­ных платежей, установленных законодательством (3-ий при­знак). Совокупа нареченных признаков и образует структуру данной юридической нормы.



Нет смысла потому находить в исход­ных (учредительных, отправных) нормах догадку, диспозицию либо санкцию.

Структура норм — правил поведения. Вопрос о структуре норм права — правил поведения издавна завлекал внимание пра­воведов. Так, британский юрист Г. Блэкстон более 2-ух веков вспять выделял в составе закона четыре части: объявительную, по­велевающую, содействующую и наказательную (См.: Блэкстон Г. Толкование британских законов. СПб., 1780-1782 Т.1.С.377.).

Много сужде­ний по данному вопросу высказывалось и в российскей, как дореволюционной, так и послереволюционной литературе, и одно перечисление имеющихся публикаций заняло бы не один десяток страничек.

Обширное признание в правоведении получило мировоззрение С.А. Голунского и М.С. Строговича о трехчленном строении юридической нормы (догадка, диспозиция, санкция): «В правовой норме со­держится сначала указание на условие, при котором норма подлежит применению, потом изложение самого правила поведе­ния, в конце концов, указание на последствия невыполнения этого пра­вила» (Голунский СА„ Строгович М.С. Теория страны и права. М., 1940. С.251.).

С учетом «специализации» норм права на регулировании отдельных видов публичных отношений, многие создатели выде­ляют в составе юридической нормы два элемента: в регулятивных нормах — догадка и диспозиция, в охранительных — догадка (либо диспозиция) и санкция. В словесном выражении это в большинстве случаев так и бывает. Не вдаваясь в сущность бессчетных и утоми­тельных споров по данному вопросу, следует только отметить, что трехчленное строение юридической нормы — это ее логико-юри­дическая структура. Воссоздается она логическим методом и пред­ставляет собой формулу: «Если ... то, в неприятном случае ...». Для воссоздания логико-юридической структуры, не считая требований и правил логики, нужно не плохое познание законодательства, юридической техники, правовых связей.

Нормы права, устанавливающие определенный шаблон пове­дения в той либо другой ситуации, т.е. являющиеся правилами по­ведения, имеют в собственной логико-юридической структуре догадку, диспозицию и санкцию.

Догадка юридической нормы — часть юридической нормы, указывающая на актуальные происшествия, при наличии либо отсутствии которых реализуется норма.

При помощи догадки абстрактный вариант поведения «при­вязывается» к определенному актуальному случаю, к определенно­му человеку, времени и месту. Обобщение соц ситуаций приводит к формированию модели поведения, выраженной аб­страктно в норме, а любая из ситуаций, закрепленная в догадке, «вдыхает жизнь» в правило поведения, переводит его на уровень отдельного варианта. Другими словами, догадка приводит в движе­ние юридическую норму. К примеру, в согласовании с семейным законодательством (ст. 12 Домашнего кодекса РФ) для заключения брака нужны обоюдное добровольческое согласие мужчины и дамы, вступающих в брак, и достижение ими супружеского воз­раста. Только при наличии упомянутых событий (положительная догадка) норма будет действовать. Вместе с этим дейст­вие рассматриваемой нормы связывается сразу и с неко­торыми обстоятельствами, нареченными в ст. 17 этого же Кодекса: отсутствие уже зарегистрированного брака, близких родствен­ных отношений с лицом, вступающим в брак, также признанной трибуналом недееспособности вследствие психологического расстройства (отрицательная догадка).


Загрузка...

Если в догадке обозначено одно событие, с наличием либо отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая догадка именуется обычной.

Например, ст. 14 Закона РФ «О гражданстве Русской Фе­дерации» говорит: «Ребенок, предки которого на момент его рож­дения состоят в гражданстве Русской Федерации (догадка. — В.Б.), является гражданином Русской Федерации независимо от места рождения» ( Закон РФ «О гражданстве Русской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с следующими переменами и дополнениями (ВВС. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 302; 1995. № 7. Ст. 496).

Если догадка действие нормы ставит в зависимость от нали­чия либо отсутствия сразу 2-ух либо более событий, то она именуется сложной.

Конкретно такой является догадка, изложенная в п. 2 ст. 17 такого же Закона о гражданстве: «Ребенок, родившийся на терри­тории Русской федерации (одно событие. — В.Б.) от лиц без гражданства (2-ое событие. — В.Б.), является гражданином Русской Федерации».

Другой именуют догадку, ставящую действие юридической нормы в зависимость от 1-го из нескольких пере­численных в законе событий.

Такими являются догадки многих норм такого же Закона о гражданстве. К примеру, ст. 22 именует четыре происшествия, каждое из которых является основанием прекращения граждан­ства; п. 3 ст. 19 этого же Закона облегченный порядок приема в русское гражданство связывает с хоть каким из 6 перечислен­ных событий и т.д.

Диспозиция юридической нормы — часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Диспозиция — это сердцевина, стержень юридической нор­мы. Но состоять из одной диспозиции юридическая норма не может. Только в купе с догадкой и санкцией, которые груп­пируются вокруг нее, диспозиция обретает свою жизнь, проявляет свои регулирующие возможности. Диспозиция — это модель пра­вомерного поведения. -

Зависимо от того, как излагается правило поведения, раз­личают последующие виды диспозиции:

а) обычная — диспозиция, называющая вариант поведения, но не раскрывающая, не разъясняющая его (к примеру, ст. 39 Вод­ного кодекса РФ устанавливает, что обособленные водные объек­ты, принадлежащие на праве принадлежности городским и сельским поселениям, также другим городским образованиям, яв­ляются городской собственностью. Что представляют собой обособленные водные объекты, норма не определяет);

б) описательная — диспозиция, описывающая все существен­ные признаки поведения (такая ст. 84 Воздушного кодекса РФ, которая тщательно перечисляет и обрисовывает средства и деяния по обеспечению авиационной безопасности: предотвращение до­ступа сторонних лиц и тс в контролируемую зону аэропорта либо аэродрома; охрана воздушных судов на сто­янках; предполетный осмотр и др.);

в) ссылочная — диспозиция, не излагающая правило поведе­ния, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона (таковы, например, диспозиции ст. 17 и 30 Воздушного кодекса РФ: «Использование воздушного места либо отдельных его районов может быть запрещено либо ограничено в порядке, уста­новленном Правительством Русской Федерации» (ст. 17);

«Права и ответственность инспекторов определяются Правитель­ством Русской Федерации» (ст. 30).

Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нор­мам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д.

Санкция правовой нормы — часть юридической нормы, указы­вающая на неблагоприятные последствия, возникающие в резуль­тате нарушения диспозиции правовой нормы.

Такое определение санкций дает обычно юридическая наука. Философы, а в большинстве случаев социологи, под санкцией понимают не только лишь нехорошие (порицание, наказание), да и положительные (одобрение, поощрение) последствия за социально важное пове­дение человека. В данной работе понятие санкции трактуется с правовых позиций.

Санкция — логически оканчивающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отноше­ние общества, страны, личности к нарушителям нормы. До того времени, пока нормы права не будут исполняться в силу убежде­ния, добровольно, до того времени, пока есть правонарушения, санкция будет оставаться действующим средством соблюдения и выполнения юридических норм, а тем — средством укреп­ления законности и правопорядка.

Санкция правовой нормы — понятие собирательное. В зави­симости от нрава неблагоприятных для нарушителя послед­ствий она может предугадывать:

а) меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание вещественного вреда и др.); санкции этого вида на­зываются штрафными либо карательными;

б) меры предупредительного воздействия (привод, арест иму­щества, задержание в качестве подозреваемого в совершении пре­ступления, отмена акта муниципального органа, принудительное исцеление, снос самовольно возведенных строений и др.);

в) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее нелегально уволенных; взыскание алиментов и др.); предназначение обозначенных мер — устранение причиненного че­ловеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер ответственности, предугадывают выполнение преступником лежащих на нем и не исполненных ранее обя­зательств);

г) неблагоприятные последствия, возникающие в итоге поведения самого субъекта (утрата нездоровым пособия по временной нетрудоспособности вследствие нарушения больничного режима либо неявка без почтительных обстоятельств на докторский осмотр и т.д.).

Санкции правовых норм целенаправлено систематизировать по объему и размерам неблагоприятных для преступника по­следствий, выделив три группы.

1. Абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от испол­нения собственных обязательств, увольнение, точно обозначенный раз­мер штрафа и др.).

2. Относительно-определенные санкции, где границы небла­гоприятных последствий указаны от малого до макси­мального либо только до наибольшего. Это сначала многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой «наказыва­ется лишением свободы на срок от ... до ... лет» либо «наказывается лишением свободы сроком до ... лет».

3. Другие санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» не­сколько видов неблагоприятных последствий, из которых право-применитель выбирает только одно — более целесообразное для решаемого варианта. Пример таковой санкции: «Вандализм, другими словами осквернение построек либо других сооружений, порча имущест­ва на публичном транспорте либо в других публичных мес­тах, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до 100 малых размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за период до 1-го месяца, или неотклонимыми работами на срок от 100 20 до 100 вось­мидесяти часов, или исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев» (ст. 214 УК РФ).

Демократизация социально-экономической и политичес­кой жизни беспристрастно обусловливает возрастание роли положи­тельных, стимулирующих правомерное поведение мер. Но они диалектически будут сочетаться с санкциями. Санкция как часть юридической нормы более чутко реагирует на измене­ние критерий жизни общества и страны. Потому можно, не меняя достаточно длительно сами нормы права и изменяя только их санкции, приспособить имеющиеся нормативные предписа­ния для решения назревших потребностей публичного раз­вития.

Трехчленная-логическая структура нормы права имеет исклю­чительно огромное значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, потому что позволяет создавать жизнеспо­собную, испытанную практикой, эффективную систему государ­ственно-правового воздействия на поведение человека. Трехэле­ментный состав юридической нормы обеспечивает точное опре­деление самого варианта нужного поведения, ситуации его деяния (недействия), побудительных средств, обеспечиваю­щих реализацию правового предписания. Отсутствие какого-нибудь структурного элемента юридической нормы — правила поведения свидетельствует об ее ущербности и приводит к «сбоям» в право­вом регулировании: норма или теряет связь с определенными жиз­ненными обстоятельствами (становится беспредметной), или не предлагает варианта поведения, или утрачивает свои побудитель­ные характеристики.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Структура юридических норм:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Структура юридических норм