Статистическое изучение уровня жизни населения

Статистическое исследование уровня жизни населения


Введение

уровень жизнь население статистический

В современных критериях рыночной экономики федеральные и другие органы власти обязаны иметь ясное понятие о тенденциях в социально-экономическом положении населения страны, о доходах и расходах людей, их сбережениях и о других факторах уровня и свойства жизни, и тем иметь возможность оперативного воздействия на ситуацию средством разработки и реализации мер, направленных на увеличение благосостояния и критерий жизни людей Рф.

В этой связи растущее значение получают способы обработки имеющейся инфы, дозволяющие всесторонне проанализировать ту либо иную делему и выработать варианты ее преодоления.

Из вышесказанного вытекает актуальность и в то же время, исходя из убеждений гос необходимости, значимость избранной темы курсовой работы.

Каждое социально-экономическое явление в современном обществе имеет огромное количество качеств, которое с течением времени непреклонно вырастает.

Если ранее уровень жизни населения характеризовался маленьким количеством индикаторов, основным из которых был показатель располагаемых доходов, то на данный момент данная категория содержит в себе свойства не только лишь отдельного домохозяйства либо публичного слоя, да и всего социума в целом.

Таким макаром, для более полного освещения всех имеющихся качеств изучаемого явления нужен широкий арсенал способов, посреди которых особо следует выделить эконометрические способы.

Необходимо подчеркнуть, что значимость избранной темы исследования определяется также неуввязками, связанными с оценкой уровня жизни населения не только лишь Рф в целом, да и отдельных регионах страны, их сравнение за ряд лет.

Система характеристик, характеризующая уровень жизни населения

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень ублажения потребностей людей в вещественных благах, бытовых и культурных услугах.

Вещественные блага - это продукты питания, одежка, обувь, предметы культуры и быта, жилья.

К бытовым услугам - в широком осознании - относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, также мед услуги.

Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования.

Уровень жизни как черта благосостояния народа является важным элементом более широкого понятия «образ жизни».

Главные задачки и направления статистического исследования уровня жизни последующие:

1) общая и всесторонняя черта социально-экономического благосостояния населения;

2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния меж отдельными соц, демографическими и другими группами населения;

3) анализ нрава и степени воздействия разных социально-экономических причин на уровень жизни, исследование их состава и динамики;

4) выделение и черта малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке. [2, c.55]

Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значимой степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой государственного богатства, созданием и внедрением валового государственного продукта, нравом рассредотачивания и перераспределения доходов.

Уровень жизни является довольно сложной и многогранной категорией.

Невзирая на то, что многие элементы актуального уровня взаимосвязаны меж собой, они имеют значимые особенности, специфику и для их всеохватывающей свойства требуется внедрение соответственной системы специфичных характеристик. Из-за отсутствия оптимального метода объединения разнородных характеристик таковой системы в некоторый единый показатель в российскей и интернациональной практике признана невозможность использования 1-го показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.

Характеристики, применяемые для свойства уровня жизни, можно с некой степенью условности поделить на три вида:

1-ый - синтетические стоимостные характеристики (ВНП, фонд употребления, совокупные доходы населения и т.д.);

2-ой - натуральные характеристики, измеряющие объем употребления определенных вещественных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление товаров питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);

3-ий - характеристики, демонстрирующие пропорции и структуру рассредотачивания благосостояния (рассредотачивание населения по доходным группам, характеристики концентрации и дифференциации доходов и употребления и т.д.).

Уровень жизни, характеризуется сначала показателями употребления, но уровень и структура употребления в значимой степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Потому вместе с показателями фактически употребления в систему характеристик уровня жизни заходит и ряд характеристик, характеризующих способности употребления. К ним относятся, к примеру, фонд употребления либо уровень дохода.

В 1988 г. Госкомстатом СССР была принята «Система статистических характеристик социально-экономического развития СССР», имеющая в собственном составе раздел «Социальное развитие и уровень жизни народа».

Это более детально разработанная система характеристик из числа применявшихся в практике гос статистики - в ней 284 главных показателя, сведенные в 20 направленных на определенную тематику групп.

1. Соц структура общества.

2. Занятость населения и условия труда.

3. Роль трудящихся в управлении государством и публичной жизни.

4. Доходы населения.

5. Валютные сбережения населения.

6. Оплата труда.

7. Публичные фонды употребления.

8. Соц и бытовое сервис населения. В том числе:

а) торговля, публичное питание;

б) транспорт и связь;

в) жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое сервис населения;

г) здравоохранение, физкультура, туризм; соц обеспечение;

д) народное образование;

е) культура и искусство.

9. Потребление вещественных благ и услуг популяцией.

10. Имущество населения.

11. Бюджет семьи.

12. Бюджет времени населения.

13. Моральная статистика. В том числе:

а) преступность;

б) административные правонарушения;

в) социально небезопасные явления, содействующие совершению злодеяний и правонарушений.

Приведенная система характеристик, ее объем и, главное, структура, включающая вместе с показателями благосостояния свойства соц сторон жизни, более подходят для описания быстрее вида, чем фактически уровня жизни.

Ранее, в годы «развитого социализма», таковой подход был очень комфортен для оправдания существенного отставания нашей страны по многим показателям уровня жизни от развитых капиталистических и большинства европейских государств социалистического лагеря.

Но в современных критериях использовать данную систему характеристик нереально, даже сняв с нее идейную нагрузку и выделив только те характеристики, которые охарактеризовывают конкретно уровень жизни.

Нереально, сначала по последующим причинам: поменялись социально-экономические базы публичного развития в стране, существенно возросла дифференциация, более того, появилась даже поляризация населения по уровню жизни, в конце концов, произошли конфигурации и в практике и методологии статистики и учета (к примеру, стало нереально использовать в качестве информационной базы данные сплошной статистической отчетности, наметился переход к системе государственных счетов и т.д.).

Потому нужной и закономерной стала разработка системы характеристик уровня жизни, приспособленной к современным социально-экономическим условиям в Рф. Система эта включает последующие разделы:

1) обобщающие характеристики (ВНП, фонд употребления, индекс цены жизни и т.п.);

2) доходы населения;

3) потребление и расходы населения;

4) валютные сбережения населения;

5) накопленное имущество и жилье;

6) соц дифференциация населения;

7) малообеспеченные слои населения.

Но с методической точки зрения и данная система характеристик не смотрится завершенной.

Так, в нее включены и употребляются на практике два близких по содержанию показателя: прожиточный минимум и малый потребительский бюджет. Согласно методическим пояснениям, «прожиточный минимум - это уровень дохода, обеспечивающий приобретение малого набора вещественных благ и услуг», а «минимальный потребительский бюджет - это цена набора вещественных благ и услуг, соответственного прожиточному минимуму» .

Из этих определений непонятно, в чем, фактически, тут разница и почему в публикациях величина второго показателя оказывается в 3-4 раза больше, чем первого. Но все становится ясно, если учитывать, что определенная методика расчета прожиточного минимума была разработана в 1992 г., на 5 лет позже, чем малого потребительского бюджета, и рассчитана «на маленький кризисный период времени».

Расчет прожиточного минимума ведется по 10 показателям минимума употребления товаров питания с добавлением также минимума других расходов на базе косвенных расчетов.

Расчет же малого потребительского бюджета не только лишь основан на учете существенно большего числа характеристик, да и сами нормативы малого употребления существенно выше (к примеру, по мясу и мясопродуктам более чем вдвое).

Уровень жизни почти во всем определяется доходами населения, от размера которых приемущественно и зависит степень ублажения личных потребностей. [8,c.14]

Основными источниками доходов населения являются:зарплата и другие выплаты, которые работники получают за собственный труд (в валютной либо натуральной форме); доходы от персональной трудовой деятельности; выплаты и льготы из публичных фондов употребления, особых фондов, каждогодние выплаты по страхованию жизни; доходы от принадлежности (к примеру, платежи за внедрение денежных активов, построек, земли, прав автора, патентов и т.д.); доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (цена незапятанной продукции). [1, c.34]

Вероятны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.).

С юридической точки зрения доходы делятся на легитимные и нелегальные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от не зарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны страны.

Для измерения уровня и структуры доходов населения употребляется ряд характеристик, характеризующих их в разных качествах. [6,c.77]

Одним из главных характеристик является объем личных доходов населения - все виды доходов населения, приобретенных в валютной форме либо в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым методом для отдельных домохозяйств на базе статистики семейных бюджетов, но он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и цены бесплатных либо на льготных критериях предоставленных популяции услуг за счет публичных фондов употребления. Цена услуг определяется расчетным методом.

Нареченные характеристики, рассчитанные в ценах текущего периода, именуются номинальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не демонстрируют, какое количество вещественных благ и услуг доступно популяции при сложившемся уровне доходов.

Во-1-х, обладатели дохода могут в окончательном виде располагать только частью номинального дохода, потому что должны уплатить личные налоги и сделать другие неотклонимые отчисления. Вычитая из личных номинальных доходов (ЛНД) налоги, неотклонимые платежи и взносы в публичные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения - ту часть личных доходов, которую обладатели их направляют на потребление и сбережение:

ЛРД = ЛНД - НП

Толика этой части в общем объеме доходов составит

Во-2-х, меж номинальными и реальными величинами доходов могут быть значительные расхождения в связи с конфигурацией покупательной возможности средств - показателя, оборотного уровню цен.

Реальное значение характеристики дохода получают, если для расчетов употребляются неизменные цены или их изменение учитывается (компенсируется) при помощи индексов покупательной возможности средств (Iп.с.д.) либо индексов цен на потребительские продукты и услуги (Ip). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения по формуле (1.1.):

Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения - как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность средств рассчитывается по формуле (1.2.) :

Для свойства динамики этих характеристик строятся надлежащие индексы, к примеру индекс реальных располагаемых доходов рассчитывается по последующей формуле (1.3.):

Отсюда следует, что скорость конфигурации реальных доходов находится в зависимости от 3-х причин: темпов роста номинальных доходов, конфигурации ставок налоговых платежей и конфигурации покупательной возможности средств.

Для расчета индекса цен и тарифов на платные услуги статистические органы с 1989 г. ведут каждомесячную регистрацию цен на продовольственные и непродовольственные товары-представители и услуги.

Обследование проводится по довольно широкой номенклатуре продуктов (до 650 позиций), реализуемых по разным каналам. Следует, но, отметить, что регистрируются цены предложения продуктов, которые в почти всех случаях отличаются от цен покупки.

Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле (1.4.)

Итог, именуемый также индексом цены жизни, указывает, как больше средств население стало растрачивать на покупку товаров питания, продуктов и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем периоде по сопоставлению с базовым, если б при изменении цен уровень употребления остался прежним, базовым.

Таковой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных конфигураций в структуре потребительских расходов.

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей употребления и ресурсных способностей.

Порядок расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда Рф и основан на последующих принципах.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры употребления важных вещественных благ и услуг на мало допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, общественного и физического развития деток и подростков.[4,c.58]

Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, не считая того, он содержит в себе расходы на налоги и другие неотклонимые платежи.

Статистический анализ уровня жизни населения

Анализ доходов семьи (домохозяйства) начинается с вычисления общих их уровней, что уже представляет собой сложную экономическую задачку, включающую вместе с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Потом анализируются роль разных источников в формировании доходов, также причины, от которых зависят их уровень и структура.

Сопоставляются доходы различных соц групп населения, групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д.

В структуре доходов выделяются последующие главные источники:

1) оплата труда и доход от предпринимательской деятельности, в том числе раздельно оплата труда работающих по найму;

2) пенсии (трудовые и социальные);

3) стипендии;

4) пособия (по видам);

5) дивиденды и выплаты по акциям и другим ценным бумагам, также доходы от принадлежности;

6) поступления от страхования;

7) поступления с банковских счетов;

8) поступления от реализации недвижимости (по видам);

9) поступления от реализации акций и других ценных бумаг;

10) поступления от реализации зарубежной валюты;

11) кредиты, ссуды, долги;

12) остальные поступления.

Учитывается также остаток средств на начало анализируемого периода - так именуемые переходящие суммы.

Нареченные валютные доходы являются мобильной частью совокупного дохода.

Эта часть по усмотрению хозяев расходуется на приобретение разных вещественных благ, также оплату потребительских услуг либо может аккумулироваться в виде скоплений.

Доходы, получаемые в виде бесплатных либо отчасти оплачиваемых льгот, бесплатных услуг, потребляемых популяцией за счет публичных либо мотивированных фондов, являются иммобильной частью совокупного дохода. Они также определяют уровень жизни, но являются строго мотивированными, т.е. не могут быть изменены суммой средств, эквивалентной цены этих услуг и льгот.

Очень детально и тщательно анализируются статистические данные также с целью исследования направлений использования доходов популяцией. Укрупненная структура расходов по мотивированному предназначению включает последующие группы.

1. Покупка товаров питания и - раздельно - расходы на публичное питание.

2. Покупка непродовольственных продуктов, в том числе:

а) одежки, белья, обуви, тканей;

б) предметов долгого использования;

в) средств гигиены, медикаментов, стройматериалов и т.д.

3. Валютные расходы на оплату услуг.

4. Остальные расходы.

5. Скопления (счета в банках, покупка ценных бумаг, зарубежной валюты и т.д.).

6. Остаток средств на руках.

Анализ проводится в разрезе отдельных социально-демографических и доходных групп населения, в территориальном нюансе, также с внедрением детализированных стоимостных оценок по видами методам употребления.

Величины доходов и расходов населения не только лишь охарактеризовывают бюджеты семей, но употребляются, не считая того, для построения балансов валютных доходов и расходов населения и определения характеристик счета домашнего хозяйства в системе государственных счетов.

В ноябре 2010 года среднемесячная начисленная зарплата составляла 21599 руб.

По данным на март 2010 года, средняя начисленная зарплата в Рф составляла 20383 руб/мес, в том числе в:

ь обрабатывающих производствах -- 18297 руб/мес;

ь производстве машин и оборудования -- 19057 руб/мес;

ь производстве нефтепродуктов -- 45228 руб/мес;

ь производстве пищевых товаров и табака -- 16982 руб/мес;

ь текстильном и швейном производстве -- 10074 руб/мес;

ь производстве кожи, изделий из кожи и создание обуви -- 10616 руб/мес;

ь хим производстве -- 21956 руб/мес;

ь металлургическом производстве -- 23258 руб/мес;

ь добыче нужных ископаемых -- 39742 руб/мес;

ь добыче топливно-энергетических нужных ископаемых -- 47559 руб/мес;

ь добыче нужных ископаемых (не считая топливно-энергетических) -- 25361 руб/мес;

ь добыче железных руд -- 28532 руб/мес.

Более тщательно с таблицей среднедушевых валютных доходов населения по Русской федерации можно ознакомиться в (см. Приложение 1)

Динамика главных характеристик, характеризующих уровень жизни населения

Таблица 2.1. Главные характеристики, характеризующие уровень жизни населения

Август2011г.

В % к

Январь-август2011г.в % кянварю-августу2010г.

Справочно

августу2010г.

июлю2011г.

август 2010г. в % к

январь-август2010г.в % кянварю-августу 2009г.

августу2009г.

июлю2010г.

Валютные доходы (в среднем на душу населения), рублей2)

20035

110,6

95,4

109,0

110,6

95,1

110,5

Реальные располагаемые валютные доходы

101,4

95,7

99,3

105,2

94,6

105,4

Среднемесячная начисленная зарплата 1-го работника:

номинальная, рублей

23126

112,4

98,0

111,8

112,0

97,3

111,7

настоящая

103,9

98,2

102,3

105,6

96,8

105,0

1) Подготовительные данные. 2) Данные рассчитаны с учетом подготовительных итогов ВПН 2010 года.

Реальные располагаемые валютные доходы (доходы за вычетом неотклонимых платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в августе 2011г. по сопоставлению с подходящим периодом предшествующего года возросли на 1,4%, в январе-августе 2011г. снизились на 0,7%.

Динамика реальных располагаемых валютных доходов представлена в (см. Приложение 2.)

Зарплата. Среднемесячная начисленная зарплата в августе 2011г., по подготовительным данным, составила 23126 рублей и по сопоставлению с августом 2010г. выросла на 12,4%. (см. Приложение 2.3) [10-14]

В январе-июле 2011г. уровень среднемесячной начисленной зарплаты работников здравоохранения и предоставления соц услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 80%, работников образования - 70% (в январе-июле 2010г. - соответственно 85% и 76%).

Просроченная задолженность по зарплате (по данным, приобретенным от организаций, не считая субъектов малого предпринимательства). Суммарная задолженность по зарплате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 сентября 2011г. составила 2339 млн.рублей и по сопоставлению с 1 августа 2011г. снизилась на 9,0%.

Объем просроченной задолженности по зарплате, сложившийся на 1 сентября 2011г., составлял наименее 1% месячного фонда зарплаты работников наблюдаемых видов экономической деятельности. (см. Приложение 2.5.)

На 1 сентября 2011г. просроченная задолженность по зарплате по сопоставлению с 1 августа 2011г. снизилась в 44 субъектах Русской Федерации, выросла - в 27 субъектах, отсутствовала - в 4 субъектах, осталась без конфигурации - в 1 субъекте, образовалась - в 7 субъектах Русской Федерации.[7,c.22]

Задолженность из-за несвоевременного получения денег из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 сентября 2011г. составила 11 млн.рублей, либо 0,5% общего объема просроченной задолженности по зарплате.

Из общего объема задолженности из-за экономного недофинансирования 60,5% приходилось на федеральный бюджет, 27,5% - на бюджеты субъектов Русской Федерации и 12,0% - на местные бюджеты.

При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные вовремя средства федерального бюджета, относящиеся, в согласовании с экономной систематизацией, к статье "оплата труда", также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение муниципальных заказов и мотивированных производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.

Из общей суммы просроченной задолженности 596 млн.рублей (25,5%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2010г., 605 млн.рублей (25,9%) - в 2009г. и ранее. (см. Приложение 2.6)

Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денег из бюджетов всех уровней 8 млн.рублей (73,0%) составляла задолженность за выполнение муниципальных заказов и оказание услуг экономным организациям.

На 1 сентября 2011г. просроченная задолженность по зарплате из-за несвоевременного получения денег из бюджетов всех уровней отсутствовала в 5 субъектах Русской Федерации, снизилась по сопоставлению с 1 августа 2011г. - в 44 субъектах, образовалась - в 7 субъектах Русской Федерации.

Задолженность по зарплате из-за отсутствия собственных средств организаций за август 2011г. снизилась на 229 млн.рублей (8,9%) и на 1 сентября 2011г. составила 2328 млн.рублей.

Структура доходов и расходов населения

В течении многих лет, независящие специалисты с постоянной периодичностью пробовали обосновать, что уровень валютных доходов населения Рф значительно выше, тех оценок, которые делает Муниципальный комитет по статистике РФ.

Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До ближайшего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.

В сентябре, в газете "Ведомости" появился материал, в каком со ссылкой на исследование рекламного агентства Interactive Research Group, говорилось о том, что потребительский рынок Рф на 100 млрд баксов (на 60-70%) больше, чем его оценивает Госкомстат.

На это "Ведомостям" счел нужным ответить сам председатель Госкомстата Владимир Соколин: "Неясно, по какой методике они считают. Если полагаться на их выводы, то ВВП Рф должен оказаться приблизительно вдвое больше, равно как и объем валютной массы, рассчитываемый Центральным банком."

По данным муниципального комитета по статистике РФ суммарные валютные доходы населения Рф составят в 2002 году порядка 6.3 триллионов рублей, либо около 200 млрд баксов по среднему биржевому курсу (31.5 руб. / дол).

В расчете на среднестатистическую душу населения это составляет всего 44 тыщи рублей в год либо чуток наименее 120 баксов за месяц.

Среднестатистическая семья, состоящая из 3-х человек, имеет, таким макаром, по воззрению Госкомстата, совокупный доход в 350 баксов за месяц либо 4-4.5 тыщи баксов в год.

Около 80-82% собственных доходов россияне растрачивают на потребление продуктов и услуг, 8-9% на уплату налогов и сборов, 10-12% - берегут.

Таким макаром, совокупные валютные расходы населения Рф составят в 2002 году около 160 млрд баксов.

Последняя цифра вызывает некие сомнения ввиду того, что данные Муниципального комитета по статистике о расходах населения по многим значимым статьям значительно (в разы!!) расползаются с данными отраслей, ведущих компаний, и независящих рекламных исследовательских работ соответственных рынков.

Так, по официальным данным в 2010 году население оплатило услуг в системе образования на сумму в 56 млрд рублей (наименее 2-х млрд баксов), а по данным исследовательских работ и экспертных оценок реальные растраты составили от 4-х до 6-ти млрд баксов.

Лишь на подготовку к поступлению в университеты было потрачено порядка 1.5 млрд баксов, включая оплату репетиторов, курсы, взятки и т.п. Последнюю цифру признает даже Министерство образования.

По данным Госкомстата население оплатило в 2010 году туристско-экскурсионных услуг на сумму всего в 0.5 млрд баксов.

Обычный здравый смысл дает подсказку, что только 5-6 миллионов отдыхавших за границей Рф должны были издержать сумму на порядок огромную. А еще есть сектор внутреннего туризма, более вместительный.

По официальным оценкам на приобретение автотранспортных средств популяцией было потрачено 3.5 млрд баксов.

Очень твердый экспертный подсчет дает цифру в 8-11 млрд, и это без учета вторичного рынка, на котором из рук в руки раз в год перебегает более 1.5-2 миллионов машин, средней ценой пускай даже по 2.5 тыщи баксов.

Оценки рынка одежки и обуви, которые можно сделать на базе официальных данных об объемах производства и импорта, также о средних ценах дают емкость этого рынка в 5-7 млрд баксов в год.

Данные исследования "Образ жизни среднего класса" демонстрируют, что емкость этого рынка составляет от 20 до 25 млрд баксов.

В Таблицах представлена информация о емкости неких потребительских рынков в Рф в 2010 году.

Совокупный объем потребительских расходов на этот год Госкомстат оценивает в 140 млрд баксов.

Таблица 2.2. Алкоголь и табак

Рынок

Емкость миллиардов. дол.Официальные данные

Емкость миллиардов. дол. данные компаний, отраслей, исследовательских работ

Пиво

5-7

Водка

5-9

Остальные спиртные напитки

2-4

Итого: спиртные напитки

4-5

12-20

Табачные изделия

1.5

5-7

Итого: алкоголь и табак

5-6.5

17-27

Объем употребления пива в стране составляет 6.5-7 млрд л.. С этой оценкой согласны и Госкомстат, и производители пива, и исследователи. Литр самого дешевенького пива стоит в розницу 16-18 рублей, либо 50-60 центов.

Но еще есть и пиво по 12-17 рублей за пол литровую бутылку (банку), т.е. грубо говоря - по баксу за литр, и конкретно этот сектор самый вместительный.

А есть пиво по 70-100 рублей за литр, и даже по 200, но его толика в общем объеме, естественно, не высока. В общем, среднюю стоимость можно принять в 80 центов - бакс. Итого - 5-7 млрд баксов.

По данным Госкомстата объем производства водки в стране составляет 2 млрд л. в год. По данным Министерства здравоохранения объем употребления водки составляет 25-30 л. в год на душу населения, либо 3.5-4.5 млрд л..

Основной объем употребления приходится на самую дешевенькую водку по стоимости 60-80 рублей за литр. Только ее потребляется на 4-5 млрд баксов в год.

А еще есть и средний сектор, и премиальный, с ценой литровой бутылки в 10 баксов и больше. По оценкам производителей, в Рф, сейчас 6-6.5 миллионов потребителей водки класса "премиум". Потому оценка рынка - 5-9 млрд баксов в год.

Производители и экспортеры оценивают емкость русского рынка сигарет в 280-300 млрд штук в год, 14-15 млрд пачек. Чуток наименее половины от общего объема употребления составляют дешевенькие сигареты без фильтра по стоимости около 15-20 центов за пачку (4.5-6 рублей). Итого - 1-1.5 млрд баксов.

Чуток наименее половины - сигареты с фильтром "эконом класса" по стоимости 30-50 центов за пачку. Итого - 2-3 млрд баксов. И 1.5-2 млрд пачек класса "премиум" по стоимости 0.75-1.2 бакса за пачку, на общую сумму в 1.5-2 млрд баксов. Выходит - 5-7 млрд.

Оценка ассоциации "Грандтабак" - 5-5.5 млрд баксов.

Какую долю от собственных совокупных расходов население может растрачивать на приобретение спиртных напитков и табака?

Госкомстат, делая упор на данные собственного обследования бюджетов 50 тыщ домохозяйств, считает что 4-5%. Разумеется, что этот показатель занижен, как минимум в 1.5-2 раза.

Понятно, что в таковой очень пьющей и очень курящей стране как Наша родина на алкоголь и табак может тратиться до десятой части совокупных потребительских расходов.

И это при том, что в стране есть, и много, не пьющих (не достаточно пьющих) и не курящих семей.

Но, даже, если представить, что 20-25 млрд баксов, тратящихся на приобретение спиртной продукции и табачных изделий, составляют 10% от совокупных потребительских расходов, выходит, что сами эти расходы составляют порядка 200-250 млрд баксов, а не 140-160 млрд.

Какую долю от собственных совокупных расходов население может растрачивать на оплату услуг? Госкомстат, делая упор на имеющиеся у него данные о структуре потребительских расходов, считает что 20%. [5, c.41]

Если эта оценка верна, то 60-80 млрд баксов совокупных расходов на оплату услуг, составляя пятую часть совокупных расходов, выводят нас на оценку этих совокупных расходов в 300-400 млрд баксов в 2001 году.

Вероятнее всего, Госкомстат недооценивает долю расходов на оплату услуг. В действительности, она, по всей видимости, уже составляет 25-30% от совокупных расходов.

Да и в данном случае сами совокупные расходы должны быть в границах 200-300 млрд баксов.

Какую долю от собственных совокупных расходов население может растрачивать на продукты ежедневного спроса?

У Госкомстата нет ответа на этот вопрос. Данные рекламных исследовательских работ, которыми я располагаю, молвят о том, что это 10-12% совокупных потребительских расходов семьи. И мы снова выходим на уровень 220-280 млрд баксов. (см. Приложение 2.7)

Таблица 2.3 Платные услуги

Рынок

Емкость миллиардов. дол.Официальные данные

Емкость миллиардов. дол. данные компаний, отраслей, исследовательских работ

Пассажирского транспорта

7

8-10

Связи

3.3

3.5-4

Жилищные

1.7

3-5

Коммунальные

4.5

4.5

Публичного питания

3.8

6-10

Образования

2

4-6

Мед

1.3

3-5

Санаторно-оздоровительные

1

2-4

Культуры

0.5

1-2

Туристско-экскурсионные

0.5

5-10

Правового нрава

1.4

3-5

Ремонт и строительство жилища

0.85

3-6

Ремонт и техобслуживание автотранспорта

0.75

3-4

Ритуальные

0.25

1-2

Помощь по хозяйству, уход за нездоровыми, присмотр за детками

Н.д.

3-7

Сексапильного нрава

Н.д.

2-5

Остальные бытовые услуги

3

3-5

Итого

32

57.5-95

Таблица 2.4. Продукты долгого использования

Рынок

Емкость миллиардов. дол.Официальные данные

Емкость миллиардов. дол. данные компаний, отраслей, исследовательских работ

Одежка и обувь

3-5

20-25

Легковые авто

3-4

8-11

Недвижимость

Н.д.

10-15

Мебель

1.5-2

4-5

Домашняя техника

Н.д.

4-5

Индивидуальные компы, комплектующие и периферийные устройства

Н.д.

1-2

Итого:

Н.д.

47-63

Какую долю от собственных совокупных расходов население может растрачивать на приобретение продуктов долгого использования?

Госкомстат на дает ответа и на этот вопрос. Данные рекламных исследовательских работ, которыми я располагаю, молвят о том, что это порядка 20-23% совокупных потребительских расходов семьи. И мы снова выходим на уровень 220-300 млрд баксов.

Единственная статья расходов по которой Госкомстат не может очень очень ошибаться с оценкой объема расходов - это приобретение товаров питания для дома.

Они, в главном приобретаются в организованной торговле.

Так что погрешность, вероятнее всего не превосходит 30-35%. По состоянию на 2001 год Госкомстат оценивает этот рынок в 48 млрд баксов, на 2002-й - в 55 млрд. В действительности - 65-75 млрд.

Но, Госкомстат может несколько переоценивать долю, расходов, которая приходится на приобретение товаров питания для дома.

И вообщем, структура расходов населения по Госкомстату вызывает некие сомнения.

Могут ли совокупные расходы, и соответственно доходы населения Рф быть в 1.5 раза больше, тех, которые учитывает Госкомстат? Для 2010 года это соответственно 240 и 300 млрд баксов, против 160 и 200 млрд по официальным данным.

Ведь это значит, что и Валовой Внутренний Продукт (ВВП) больше, и настоящая валютная масса больше. Эти аргументы в качестве резонов в защиту собственной позиции нередко приводят сторонники официальных оценок.

Могут. Начнем с валютной массы. Вправду, для физической выплаты "дополнительных" 100 млрд баксов не учитываемых Госкомстатом доходов требуются дополнительные деньги.

Если принять скорость воззвания этих средств равной 10 оборотам в год (четких данных, естественно, нет, но оценка эта очень правдоподобна, адекватна) то нужно 10 млрд наличных баксов.[4,c.110]

По разным оценкам, в т.ч. и профессионалов Федеральной запасной системы США, в Рф сейчас сосредоточено от 40 до 70 млрд наличных баксов США. Часть этих средств - внебанковские сбережения, часть - обслуживает теневой оборот, в т.ч. идет на выплату теневой зарплаты, дохода. Нет противоречий. [2, c.13]

Зайдем с другой стороны. По разным оценкам от 10 до 15 миллионов россиян (15-20% трудоспособного населения) получают зарплату в большей степени "в конвертах" - теми наличными баксами. Примем средний размер этой зарплаты равным 500 баксам за месяц.

Это всего втрое выше средней официальной зарплаты в индустрии. Перемножаем, и получаем сумму от 60 до 90 млрд баксов в год. Очень похоже на правду.

Сейчас о ВВП. В 2000-м году Валовой Продукт в Рф, по официальным данным, составил 7 триллионов рублей либо 260 млрд баксов по среднегодовому курсу ММВБ.

В будущем году ВВП в рублях вырос до 9 триллионов, а в баксах - до 310 млрд, либо на 19%.

В 2002 году ВВП составит уже 11 триллионов рублей либо 350 млрд баксов. Рост к предшествующему году составит практически 13%. Любопытно отметить, что номинированный в баксах, ВВП Рф вырастает с темпом в 2.5 раза превосходящим темпы роста ВВП в натуральном выражении.

Секрет прост. Параллельно относительно маленькому реальному росту ВВП идет процесс реального укрепления рубля относительно бакса США, постепенного, и очень неспешного приближения биржевого курса русской валюты к так именуемому паритету покупательной возможности (ППС).

Это стало может быть благодаря тому, что в итоге паники озари 1998 года падение курса рубля носило лишний нрав.

Если аккуратненько, постатейно перечесть русский ВВП в ценах Северной Америки либо Западной Европы, то получится что размер русского ВВП равен 750-950 млрд баксов либо евро. Но, это так, - к слову.

Если допустить, что Госкомстат недооценивает объем ВВП на 20-30% (не таковой уж и большой разрыв) то оценка реального валового продукта подымется до 420-450 млрд баксов.

Кстати, если последующие два года дела пойдут в том же духе, что и прошлые два года, то в 2011 году уже официальные оценки ВВП будут на этом уровне. 300 млрд баксов совокупных доходов населения при всем этом составляют 65-70% от ВВП.

Это обычный показатель для государств со средним уровнем экономического развития и не очень высочайшей толикой инвестиций в ВВП.

Так что - все сходится.

В заключении этого раздела отмечу, что моя оценка неучтенных расходов и доходов россиян, 80-100 млрд баксов в год, в целом совпадает с оценками других независящих исследователей, см к примеру - данные агентства IRG.

Дооценка уровня ВВП и совокупных доходов населения до 450 и 300 млрд баксов, соответственно, не меняет глобальной картины позиционирования Рф в мировом экономическом пространстве.

Три тыщи баксов ВВП на душу населения и две тыщи годичного валютного дохода - это практически таковой же унизительно малый уровень, как 2.5 и 1.5 тыщи, по официальным оценкам.

О том, как распределяются доходы, учитываемые Госкомстатом предоставим судить этому почетаемому ведомству. Вот оно видение Госкомстата - см.

Переводя данные на более понятный язык, опишем структуру рассредотачивания доходов (по Госкомстату) последующим образом:

ь 20% населения Рф находятся в абсолютной бедности. Их домашний доход не превосходит 4 тыщ рублей за месяц, в то время как прожиточный минимум семьи из 3-х человек составляет более 5 тыщ рублей;

ь 20% семей, имея доход от 4 до 6 тыщ рублей за месяц, балансируют на грани бедности и бедности;

ь 20% семей, имея доход от 6 до 9 тыщ рублей (2-3 тыщи за месяц на 1-го члена семьи) живут просто бедно;

ь 20% семей, с доходом от 100 до 130 баксов за месяц на каждого члена семьи имеют как раз средний (по меркам Госкомстата) уровень дохода;

ь 10% семей имеют доход от 135 до 200 баксов за месяц на каждого члена семьи, и наверняка, могут быть причислены к нижней части русского среднего класса;

ь 6% семей, имеющих совокупный домашний доход от 600 до 900 баксов за месяц наверняка могут считаться ядром среднего класса. Это всего 3 миллиона семей;

ь 3% семей имеют доход от 900 до 1500 тыщ баксов за месяц. Их, только с очень большой натяжкой можно именовать верхним средним классом. Таких семей около полутора миллионов;

ь Остается 500 тыщ самых богатых семей Рф (1%), чей совокупный годичный доход составляет 17.5 млрд баксов (больше в данной конструкции никак не выходит), либо в среднем - 35 тыщ баксов в год на каждую семью. Не очень они богатые выходит.

Индексный анализ воздействия причин на объём употребления главных популяцией

Сопоставление фактического употребления отдельных продуктов с нормативным уровнем позволяет найти уровень ублажения потребности населения в данном товаре. Коэффициент ублажения потребности в i-м товаре имеет вид: где qi факт - фактическое потребление i-го продукта в среднем на душу населения; qi норм - нормативный уровень употребления i-го продукта в среднем на душу населения; где - объем употребления i-го продукта за определенный период. N - средняя численность населения за тот же период); если имеются нормативы употребления по группам населения, то где qi норм - нормативный уровень употребления i-го продукта в m-ной группе; Nm - средняя численность населения m-ной потребительской группы. Динамика общего и среднедушевого употребления изучается при помощи индексов. По отдельным видам продуктов рассчитываются личные индексы конфигурации употребления: общего объема употребления i-го продукта где qi1 и qi0 - объемы употребления i-го продукта в натуральном выражении в отчетном и базовом периодах; среднедушевого употребления i-го продукта где N1 и N0 - средняя численность населения за соответственный отрезок времени в отчетном и базовом периодах. Разница меж числителем и знаменателем индексов указывает абсолютное изменение общего и среднедушевого употребления i-го продукта. Статистика услуг позволяет найти как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг популяцией, и для этого в большинстве случаев употребляется их стоимостная оценка, в особенности если идет речь о платных (рыночных) услугах.

Вместе с показателем расходов на конечное потребление в аналитических целях введен показатель фактического конечного употребления, представляющий из себя цена практически потребленных хозяйственными (институционными) единицами товаров и услуг независимо от источников финансирования.

В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

Кроме показателя общего конечного употребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного употребления на душу населения.

Этот показатель часто бытует в интернациональных сопоставлениях, хотя в ближайшее время в статистических публикациях все почаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

Такие средние характеристики нужны только как общий фон для системы дифференцированных оценок употребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, общественного положения, занятий, местности проживания и т. д.[6, c.8]

Коэффициент ублажения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется методом сопоставления цены фактического употребления этих продуктов и услуг qp и st) со ценой их нормативного набора (qHp + sнt):

где р - стоимость продукта;

q - количество практически потребленных продуктов;

s - количество практически потребленных услуг;

t - фактический тариф за определенную услугу;

qН - норматив употребления определенного продукта в расчете надушу населения;

sн - норматив употребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N - средняя численность населения за период.

Цена нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм употребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.

Разность числителя и знаменателя Кпо определяет цена общего недопотребления продуктов и услуг по сопоставлению с нормативным его уровнем.

Но они приводят к искажению настоящей величины недопотребления.

В связи с этим предлагается расчет показателя ублажения потребностей на душу населения.

При всем этом каждое фактическое потребление продуктов и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и, как следует, критериальным значением КПД будет 1,0.

Разность значений числителя и знаменателя Кпд покажет настоящий размер недопотребления в среднем на душу населения по сопоставлению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом.

Оба показателя ублажения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифметической величины, где в качестве осредняемых величин выступят личные (по видам продуктов и услуг) коэффициенты ублажения потребностей населения, а весами - толика цены нормативного употребления каждого вида продуктов и услуг в общей цены всего их набора.

Это позволяет провести сравнительную оценку личных коэффициентов и, более того, выявить воздействие каждого из их на общий показатель.

Коэффициент насыщенности определяется по данным наблюдения органами гос статистики за конфигурацией цен главных продовольственных и непродовольственных продуктов по выборочной сети магазинов в 130 городках.

Он рассчитывается как отношение количества городов, в каких на момент регистрации цен продукт был в продаже, к общему числу обследуемых городов. Данный показатель не учитывает наличие продуктов в неорганизованной торговле - на городских и неформальных рынках.

Индекс насыщенности определяется как соотношение коэффициентов насыщенности за надлежащие периоды с учетом сопоставимости ассортимента продуктов.

Принципиальной задачей статистики является исследование структуры употребления населения.

У каждой группы населения своя структура и собственный определенный тип употребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

где v1 и v0 - толики отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базовом периодах.

Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались постоянными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры на сто процентов поменялись, т. е. О Ks 1.

Его можно применить и для свойства различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. [2,c.13]

Длительное время числилось, что агрегатные индексы являются наилучшей формой индексов. Вправду, в определенном смысле они более аналитичны: кроме оценки динамики интересующих нас характеристик по ним просто определяется абсолютное изменение физического объема потребляемых популяцией продуктов и услуг в стоимостном выражении - по популяции в целом и в среднем на душу. Для этого находится разница меж стоимостями продаж продуктов и услуг в числителе и знаменателе индексов. Но применение агрегатного индекса подразумевает наличие сравнимых цен и тарифов и расчета цены всех продаж популяции продуктов и услуг отчетного периода в этих ценах и тарифах (q1p0 и s1t0), что является проблематическим. Наша практика прямо за интернациональной статистикой решает эту делему, применяя способ дефлятирования. Сущность его заключается в пересчете цены продаж популяции продуктов и услуг отчетного периода в цены и тарифы базового при помощи сводного текуще-взвешенного индекса потребительских цен как составного индекса дефлятора ВВП. Агрегатные индексы дают общую оценку динамики физического объема употребления населения, не выделяя значение личных индексов объема (iq и is) и не демонстрируя их роли в общем индексе. Международную практика употребляет базисно-взвешенный индекс цен Ласпейреса, предложенный им в 1871 г. Частая сменяемость продуктов и их моделей в потребительском наборе вынуждает к использованию цепного способа в индексных расчетах. Нужна регистрация "живых" цен продаж. При подмене продукта на эквивалентный цены на него проходят двойную регистрацию по старенькому и новенькому товарам, что приводит к цепному способу. Двойная регистрация при перемене продукта обеспечивает возможность окончить старенькое звено и начать новое, предохраняя цепь динамики от разрыва. Звено рассчитывается делением следующей цены нового звена на предшествующую стоимость старенького. И. Фишер по-своему решил делему различий в структуре потребительских расходов населения отчетного и базового периодов, оказывающих существенное воздействие на значение текуще- и базисно-взвешенных индексов потребительских цен. Он предложил "безупречный" индекс цен, вошедший в историю под его именованием - индекс Фишера. Это средний геометрический индекс из индексов цен Пааше и Ласпейреса: Разумеется, этот индекс лишен реального экономического содержания и представляет собой чисто математическую модель. Расчет его в нашем примере вероятен только в тех случаях, когда структура потребительских расходов населения за два сравниваемых периода перетерпела принципные, высококачественные конфигурации, что делает неосуществимым внедрение в качестве весов ни текущую, ни базовую структуры расходов. В практике интернациональной статистики цен индекс Фишера используется при оценке динамики цен наружной торговли и в двухсторонних межгосударственных сравнениях. Сводный индекс потребительских цен часто продолжают именовать также индексом цены жизни. В этом качестве он и появился, так официально именовался в интернациональной статистике. Вправду, индекс указывает, как поменялись расходы населения на приобретение им фиксированного набора благ и услуг (потребительские расходы, либо цена жизни) в отчетном периоде по сопоставлению с базовым при постоянном, базовом, уровне употребления. [4,c.3] При таком подходе конфигурации базисно-взвешенного индекса цен могут вызываться только переменами цен, но не переменами в структуре употребления в итоге конфигурации доходов населения либо возникновения новых продуктов. Индекс потребительских цен часто бытует в купе с индексом-дефлятором, являющимся относительно новым показателем для российскей статистики, но обширно используемым в других странах. Дефлятор - тот же индекс цен, но он обширнее, чем ИПЦ, так как включает не только лишь цены потребительских продуктов и услуг, но также цены вкладывательных продуктов и услуг, т. е. оптовые цены. Как следует, он охарактеризовывает общую динамику цен и тарифов для всей экономики страны. Индекс-дефлятор рассчитывается, обычно, за год, за более долгий период дефлятор определяется уже рассмотренным цепным способом - методом перемножения всех годовых дефляторов в промежутке от отчетного до базового года - 1-ый способ. Сводным дефлятором в статистике выступает дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП), являющегося на сей день важным макроэкономическим показателем в интернациональной и российскей системах государственных счетов. Для исчисления дефлятора каждый компонент конечного использования валового внутреннего продукта пересчитывается в цены предшествующего года (неизменные цены). Приобретенные итоги потом суммируются. Покомпонентная переоценка ВВП в неизменных ценах зависимо от имеющейся базы делается с внедрением индексов цен и индексов физического объема (либо динамики натуральных индикаторов). Сам дефлятор ВВП отчетного года к предшествующему выходит как личное отделения ВВП отчетного года в текущих ценах на тот же ВВП в неизменных ценах предшествующего года. В итоге дается и оценка динамики физического объема ВВП и всех его компонент. 2-ой способ дефлятирования (при помощи индексов физического объема, либо динамики натуральных индикаторов) применяется, а именно, для переоценки в неизменные цены расходов на конечное потребление муниципальных и некоммерческих публичных организаций, когда обозначенные расходы прошедшего года экстраполируются по индексу, приобретенному на базе динамики натуральных индикаторов либо численности занятых в этом секторе работников. Сводный индекс потребительских цен и дефлятор ВВП выступают важными показателями инфляции - обесценения средств при несоответствии цены товарной массы массе средств в воззвании.

1 2




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Статистическое изучение уровня жизни населения:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Статистическое изучение уровня жизни населения